Башенные краны являются ведущей машиной в строительстве жилых, гражданских зданий, обеспечивая до 98% всех подъемно-транспортных работ при монтаже строительных элементов. Эти краны широко используются и в промышленном строительстве, при работе на складах и полигонах, при выполнении нулевого цикла в строительстве и других работ.
Башенные краны классифицируют по способу установки, типу ходовых устройств, конструкции стрел и башен.
По способу установки на месте работ (на строительной площадке, складе или полигоне) различают стационарные, передвижные и самоподъемные краны.
Стационарными называют краны, устанавливаемые на фундаменте и обслуживающие площадку с одной стоянки.
Рис. 1. Типы кранов по способу установки:
а — стационарные; б — приставные; в — пере-движные; г — самоподъемные; д — универсальные
Башенные краны выпускаются с большой степенью унификации механизмов: грузовых, стреловых и тележечных лебедок, кабин, опорно-поворотных устройств, кабельных барабанов. Большинство из унифицированных механизмов серийно изготовляют на специализированных заводах.
В последние годы начата работа по созданию кранов модульной системы МС с широким использованием унифицированных единиц-модулей (опорные части, секции башен и стрел, оголовки, монтажные стойки, грузовые тележки, крюковые подвески, кабины, кабины аппаратные, подъемники, механизмы). Первыми кранами модульной системы являются краны КБМ-401 и КБМ-671. Модульная система позволяет обеспечить выпуск кранов с большим числом исполнений: по высоте подъема, вылету, типу стрелы, для работы в различных ветровых и климатических районах, в разных режимах.
Ряд кранов на рельсовом ходу можно при увеличении высоты подъема крепить к зданию, при этом они могут работать с большей высотой подъема как приставные краны. Такие краны называют универсальными.
Самоподъемными называют краны, устанавливаемые на конструкциях возводимого сооружения и перемещаемые вверх с помощью собственных механизмов по мере возведения этого сооружения.
Стационарные, универсальные и самоподъемные краны применяют главным образом при строительстве многоэтажных и высотных зданий.
По типу ходового устройства различают рельсовые, автомобильные, пневмоколееные и гусеничные башенные краны.
При рельсовом ходоком устройстве краны опираются на стальные двух-ребордные колеса, перемещающиеся по рельсам. Этот тип крана получил наибольшее распространение, так как установка кранов на рельсовых путях упрощает эксплуатацию.
При автомобильном, пневмоколесном и гусеничном ходовом устройстве (шасси) можно обойтись без стационарных рельсовых путей. Это повышает мобильность крана, обеспечивая возможность его частой перебазировки с одной строительной площадки на другую. Однако такие краны отличаются более сложной конструкцией ходовой части и большей металлоемкостью и стоимостью.
По конструкции стрелы различают три основные группы башенных кранов: с подъемной, балочной и шарнир-но-сочлененной стрелами.
При оборудовании кранов подъемными стрелами груз подвешен к концу стрелы, а вылет изменяют путем подъема стрелы (или точнее подъема, головной части стрелы при ее повороте относительно неподвижного опорного шарнира в корневой части).
При оборудовании кранов балочными стрелами груз подвешен к грузовой тележке, перемещаемой при изменении вылета вдоль стрелы по направляющим балкам.
Шарнирно-сочлененные стрелы состоят из двух секций, шарнирно соединенных друг с другом. В кранах с этими стрелами груз может быть подвешен к концу стрелы (краны с одним механизмом подъема), к концу обеих шарнирно-сочлененных секций (краны с двумя механизмами подъема) или к грузовой тележке, перемещающейся по одной или двум шарнирно-сочленен-ным секциям балочной стрелы.
При изменении вылета с грузом на крюке краны называют с маневровым изменением вылета, без груза на крюке —- с установочным.
По конструкции башни различают краны с поворотной и неповоротной башнями.
Рис. 2. Типы кранов по конструкции ходового устройства:
а — рельсовые; б — автомобильные; а — пневмоколесные: г — гусеничные
В кранах с неповоротной башней ОПУ размещено в верхней части башни, поэтому при повороте этих кранов вращаются только стрела, оголовок, противовесная консоль с размещенными на ней кабиной, механизмами и противовесом.
Краны с поворотной башней и нижним расположением противовеса на поворотной платформе проще в монтаже, имеют повышенную устойчивость благодаря пониженному, центру тяжести и проще в обслуживании из-за размещения всех механизмов внизу на поворотной платформе. Их, как правило, перевозят с объекта на объект в укрупненном виде без разборки на отдельные узлы. Вследствие этого их называют мобильными кранами. Общее время монтажа мобильных, наиболее массовых кранов составляет одну-две смены.
Краны с поворотной башней и верхним расположением противовеса, а также краны с неповоротной башней при перевозке разбирают на отдельные узлы, что увеличивает трудоемкость монтажа и требует применения при монтаже стреловых кранов грузоподъемностью 25 … 40 т.
Преимуществом кранов с неповоротной башней является возможность их крепления к зданию при большой высоте подъема. Поэтому универсальные и приставные краны могут работать практически с неограниченной высотой подъема.
Параметры строительных башенных кранов регламентируются требованиями ГОСТ 13556—85 «Краны башенные строительные. Технические требования». Основным определяющим параметром для башенных кранов является грузовой момент. Поэтому в указанном стандарте семь базовых моделей приведены именно по грузовому моменту.
Базовые модели 1—5-го типоразмеров, предназначенных для массового жилищно-гражданского строительства, предусмотрены с балочными стрелами, базовые модели кранов 6-го и 7-го типоразмеров для промышленного строительства — с подъемной стрелой.
ГОСТ 13556—85 предусматривает возможность наряду с изготовлением базовых моделей выпуск практически неограниченного числа исполнений (или сочетаний этих исполнений): с различным числом модулей — унифицированных секций башни и стрелы (т е. с различной высотой и вылетом), включая исполнения и без башни — стреловое и кранов-погрузчиков; с другим типом стрелы и ходового устройства; для работы в других ветровых (IV—VII) и климатических (ХЛ и Т) районах, с измененной максимальной грузоподъемностью и другим типом привода.
Рис. 3. Типы кранов по конструкции стрелы и башни:
а — с поворотной башней (с нижним расположением противовеса) и подъемной стрелой; б — с неповоротной башней и балочной стрелой; в — с поворотной башней (с верхним расположением противовеса) и шарннрно-сочлененной стрелой
Основным требованием к выпуску исполнений является максимальная унификация узлов — модулей (ходовых рам, поворотных платформ, секций башен и стрел, кабин, механизмов) с узлами базовых моделей. При этом параметры исполнений определяются расчетом по РД 22-166—86 «Краны башенные строительные. Нормы расчета». Это позволяет обеспечить выпуск исполнений практически без изменения стоимости изготовления базовой модели и расходов на эксплуатацию.
Благодаря наличию большого числа исполнений значительно расширена область применения башенных кранов, которые могут быть использованы в строительстве массовых и уникальных зданий, при возведении зданий простой и сложной конфигурации в плане, на погрузочно-разгрузочных работах и для ремонтных целей, в районах с повышенными ветровыми нагрузками и пониженной (до —60 °С) температурой окружающего воздуха.
В настоящее время для маркировки башенных кранов Минтяжмаша (бывший Минстройдормаш) применена система индексации, показанная на рис. 4. Индекс включает буквенную и Цифровую части. Буквенная часть состоит из двух-трех букв и обозначает «кран башенный» (КБ), третью букву добавляют в случае освоения кранов на основе модульной системы (М), кранов, предназначенных для специальных целей:гидротехнического строительства (Г) или ремонта (Р).
Основная цифровая часть состоит из трех цифр: первая — указывает Размерную группу, вторая и третья— номера очередной регистрации. При этом номера от 01 до 69 присваивают кранам с поворотной башней, от 71 до 99 кранам — с неповоротной башней. Дополнительно может быть указан цифровой номер исполнения 1, 2, 3, …, 99 (для базовой модели не указывается). Для кранов модульной системы, имеющих большое число исполнений по различным признакам, для обозначения числа исполнений могут быть дополнительно выделены еще две цифры (или буква и цифра), отделенные точкой от номера основного исполнения. Вслед за номером исполнения дается буквенное обозначение очередной модернизации (А, Б, …), а также климатического исполнения: для умеренного климата У (в индексе не указывается), тропического Т, холодного ХЛ. Ранее в индексе крана для районов с холодным климатом вместо ХЛ указывалась буква С (северное исполнение).
Краны, выпускаемые строительными министерствами для собственных нужд имеют индексацию, определенную этими министерствами. Здесь следует отметить такие бозначения: МСК-10-20, МСК-400 — мобильный строительный кран грузоподъемностью Юте вылетом 20 м или с грузовым моментом 400 т-м, Б К-1000 — башенный кран с грузовым моментом 1000 т-м, КБГС-450 — кран башенный для гидротехнического строительства с грузовым моментом 450 т-м, АБКС-5 — автомобильный башенный кран для сельского строительства грузоподъемностью 5 т, БКСМ-200 — башенный кран специальный монтажный с грузовым моментом 200 т-м.
Основной объем производства в стране (90%) составляют краны серии КБ. Отличительные особенности этой группы кранов следующие.
1. Наличие в типоразмерном ряду кранов с поворотной башней (при нижнем расположении противовеса) и с неповоротной башней (при верхнем расположении противовеса). К первой группе относятся краны с грузовым моментом базовых моделей 100 … 250 т-м, ко второй группе — краны с грузовым моментом базовых моделей 400 т-м.
2. Краны с поворотной башней выполнены в мобильном исполнении. Перебазировка их может осуществляться укрупненно без демонтажа в виде одного автопоезда кран-тягач, почти без демонтажа канатов и электрооборудования. Съемные секции башни и стрелы перевозят отдельно. После перебазировки краны монтируют посредством собственных механизмов (с незначительным использованием стрелового крана при монтажных операциях по установке противовеса и отдельных узлов на кран).
3. Краны с неповоротной башней, имеющие исполнения с высотой подъема до 150 м, перевозят по частям и монтируют на объекте с помощью стрелового крана грузоподъемностью 25 т до первоначальной отметки 26 м от опорного шарнира стрелы. Дальнейшее наращивание высоты крана при монтаже съемных промежуточных секций башни производят с помощью собственных механизмов крана.
Рис. 4. Схема индексации кранов
4. Все краны являются передвижными, на рельсовом ходу, универсальными. Краны КБ-676, КБМ-671 с грузовым моментом 320 … 400 т-м при высоте более номинальной, определяющей их работоспособность как свободно стоящих, можно крепить к зданию и рельсовому пути. При этом они будут работать как стационарные приставные краны.
5. Соединение поворотных и неповоротных частей кранов осуществляется с помощью роликовых ОПУ (для кранов КБ-674А и КБ-676 — шариковых ОПУ).
Передвижными называют краны, оборудованные ходовым устройством для перемещения по площадке в рабочем положении. В случае оборудования кранов автономным двигателем (внутреннего сгорания) передвижные краны называют самоходными. Передвижные краны имеют ограниченную высоту подъема.
6. Поворотные башни кранов выполняют разгруженными от изгибающего момента и закрепляют в вертикальном положении подкосами, связывающими башню с двуногой стойкой поворотной платформы. Благодаря длинным подкосам и большой высоте закрепления башни существенно снижается действие ветровых и динамических нагрузок.
7. Краны изготовляют с электроприводом от внешней трехфазной сети напряжением 220/380 В. Для привода механизмов на кранах с грузовым моментом 100 … 160 т-м используется переменный ток, на кранах с грузовым моментом 250 … 400 т-м — сочетание постоянного и переменного тока.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация и индексация башенных строительных кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы