Коленчатые валы изготовляют горячей штамповкой из сталей 45, 50 (двигатели ЗИЛ-130 и ЯМЗ) с поверхностной закалкой ТВЧ на глубину до 3—4 мм или отливают из высокопрочного модифицированного чугуна (двигатели 3M3-53). Характерные дефекты коленчатых валов — износ коренных и шатунных шеек, изгиб валов, износ отверстий в торце вала под подшипник, износ отверстий во фланце под болты крепления маховика и др. Коленчатые валы с трещинами любой длины и расположения, с износом шеек по длине выбраковывают.
Изгиб вала устраняют, если биение средней коренной шейки относительно крайних превышает 0,05 мм. Правят коленчатые валы статическим нагружением в холодном состоянии или местным наклепом щек (рис. 82) пневматическим молотком с закругленным бойком, что предпочтительнее правки статическим нагружением, так как при применении этого высокопроизводительного метода достигается высокая точность и не снижается усталостная прочность вала.
Шейки валов изнашиваются по длине на конус, по поперечному сечению на эллипс, поэтому износ шеек измеряют микрометром в трех сечениях — по середине и в 10 мм от галтелей в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Если эллипсность и конусность коренных шеек превышают 0,05 мм (шатунных — 0,06 мм), а также на шейках имеются задиры, глубокие царапины или износ превышает допустимый размер, то шейки перешлифовывают на катего-рийный ремонтный размер. Для коренных и шатунных шеек установлено шесть ремонтных размеров с интервалом 0,25 мм (для двигателей 3M3-53 и ЯМЗ) и 0,3 мм (для двигателя ЗИЛ-130). Все одноименные шейки вала должны обрабатываться на один ремонтный размер. Шейки шлифуют на специальных шлифовальных станках, снабженных набором приспособлений для установки и выверки вала в процессе шлифовки. Сначала шлифуют начерно и начисто коренные, а затем — шатунные шейки. Перед шлифовкой шеек отверстия масляных каналов притупляют зенковками. Для получения требуемой шероховатости (Ра—0,32-^0,25) шейки после шлифовки полируют абразивными или алмазными лентами или жимками с применением пасты ГОИ.
Шейки коленчатых валов, вышедшие за пределы последнего ремонтного размера, восстанавливают автоматической наплавкой под слоем флюса с последующей нормализацией при 600—650 °С, проточкой, упрочнением галтелей поверхностным пластическим деформированием и закалкой ТВЧ, шлифованием и полированием на номинальный размер. Перед наплавкой смазочные отверстия в шейках закрывают медными или графитовыми пробками.
Рис. 82. Схема правки коленчатого вала местным наклепом
Шейки стальных коленчатых валов восстанавливают также хромированием, электроимпульсной наплавкой, электрсхконтактным напеканием металлических порошков и пр. Шейки чугунных коленчатых валов двигателей ЗМЗ наплавляют также под слоем флюса через расплавляемую оболочку из малоуглеродистой стали толщиной до 1 мм. Износ отверстия под подшипник в торце вала устраняют запрессовкой втулки и расточкой ее на номинальный размер.
Завершающая операция при восстановлении коленчатых валов — балансировка. После сборки с маховиком и сцеплением коленчатый вал подвергают повторной балансировке. У восстановленных валов эллипсность и конусность шеек должны быть не более 0,02 мм, биение средних коренных шеек относительно крайних — не более 0,03 мм, биение фланца маховика по торцу на крайних точках — не более 0,04 мм, радиусы галтелей и кривошипов — в соответствии с техническими условиями.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовляют из биметаллической ленты, состоящей из стальной полосы и полосы антифрикционного слоя. Основные дефекты вкладышей — износ по внутреннему и реже наружному диаметрам, выкрашивание и выплавление антифрикционного слоя, смятие или срезание фиксирующих выступов. При наличии указанных дефектов, а также в случаях, когда зазор между шейкой вала и вкладышем становится более допустимого, вкладыш заменяют.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коленчатые валы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы