На задних колесах тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 применены шины размером 15,5—38. В качестве резервных можно устанавливать шины 18,4Д34 или 16,9Д30.
Для снижения давления на почву и увеличения тягово-сцепных качеств и проходимости трактора при работе на переувлажненных почвах и мелиорированных торфяниках предусмотрена установка спаренных задних колес с шинами 15,5—38, а для работы в узких междурядьях—11,2-42 (рис. 71). За счет спаренных колес увеличиваются габариты трактора по ширине, поэтому трактор с такими колесами не рекомендуется использовать на транспортных работах по дорогам с интенсивным движением.
На направляющих колесах трактора МТЗ-100 установлены шины размером 9-20, а МТЗ-102 — 11,2-20.
Ведущие колеса устанавливают на болтах (рис. 72) ступиц полуосей конечных передач заднего моста и крепят к ним гайками (см. рис. 71) с конусным торцом.
Ступицы установлены на полуосях и закреплены с помощью болтов. От проворачивания относительно полуоси при передаче крутящего момента ступица удерживается шпонкой и силой трения в контакте поверхностей полуоси и ступицы.
Червяк находится в постоянном зацеплении с зубчатой гребенкой полуосей, вращением которого при отпущенных болтах регулируют ширину колеи задних колес. При затянутых болтах ступицы на полуосях зафиксированы червяком от осевых перемещений.
Регулировка колеи. Колею тракторов можно изменять по передним колесам от 1300 до 1850 мм (МТЗ-100) и от 1340 до 1910 мм (МТЗ-102), по задним — от 1400 до 2100 мм для шин 15,5-38 и от 1350 до 2100 мм для шин 11,2^42, что позволяет работать в междурядьях 0,45 м; 0,6 м; 0,7 м; 0,9 м и более.
Ширину колеи передних колес МТЗ-100 регулируют ступенчато в пределах от 1350 до 1750 мм (с интервалами в 100 мм при симметричном и 50 мм при асимметричном расположении колес относительно оси трактора) перемещением выдвижных кулаков (через 50 мм каждый). Размер колеи 1850 мм достигается за счет изменения расположения опорных поверхностей дисков колес относительно ступиц.
Рис. 71. Схема установки спаренных задних колес:
1— болт; 2 — диск; 3 — гайка; 4 — проставка; 5 — ступица; 6 — полуось; 7 —удлиненный болт.
Рис. 72. Ступица заднего колеса:
1 — крышка; 2 — болг; 3 — шайба; 4 — червяк; 5 — вкладыш ступицы; 6 — ось; 7 —ступица; 8 — болт крепления диска колеса; 9 — болт крепления ступицы; 10 — пружинная шайба; 11 — сферическая шайба; 12 — шпонка.
Рис. 73. Схема установки передних колес трактора МТЗ-100 на различную колею.
Для установки требуемой колеи направляющих колес необходимо:
— затормозить задние колеса;
— поднять переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;
— ослабить болты и вынуть пальцы крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
— отъединить рулевые тяги от поворотных рычагов и изменить их длину;
— поочередно перемещать выдвижные кулаки относительно балки наполовину требуемого размера между исходной и вновь устанавливаемой колеей;
— при установке колеи 1400 мм и более трубы рулевых тяг обязательно заменить удлиненными, прикладываемыми в ЗИП;
— опустить трактор на колеса, проверить их сходимость, которая должна быть в пределах 4…8 мм.
Колею передних колес тракто-pa МТЗ-102 регулируют бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 74), перемещая корпуса конических пар относительно рукавов переднего ведущего моста, а также изменением взаимного расположения диска и обода (рис. 75).
Рис. 74. Регулировка колеи трактора MT3-102:
1 — винт; 2 — прокладка; 3 — клинья; 4 — крышка (показана в снятом положении).
Для изменения колеи трактора МТЗ-102 надо:
— затормозить задние колеса;
— поднять переднюю часть трактора;
— ослабить затяжку клиньев, частично отвернув их гайки;
— установить штифт в положение, соответствующее выбранной колее.
Рис. 75. Схема установки передних колес трактора МТЗ-102 на различную колею:
1— штифт; 2 — стакан; 3 — болт; 4 — заглушка; I и П — положения ш гифта 1.
При перестановке штифта из положения I в положение II или наоборот вынимают шплинт и заворачивают болт, перемещая штифт внутрь стакана.
Колею задних колес регулируют бесступенчато, для чего необходимо:
— поднять заднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;
— очистить поверхность полуоси от грязи;
— отвернуть болты и снять крышку червяка;
— отвернуть на 4…6 оборотов болты, которыми крепится вкладыш;
— вращением червяка переместить ступицу с колесом по полуоси, поочередно затянуть болты крепления вкладыша, проверить отсутствие зависания на рейке полуоси, червяка, затянуть болты;
— установить на место крышку червяка.
Для колес с шинами 15,5-38 колею до 1600 мм регулируют без их перестановки.
Для получения колеи свыше 1600 мм колеса вместе со ступицами меняются местами, т. е. левое колесо устанавливается на правую сторону, а правое —на левую.
Направление вращения должно остаться прежним (по стрелке, указанной на боковине).
Регулировка сходимости передних колес тракторов МГЗ-100 и МТЗ-102. Устойчивость движения трактора, его управляемость и в конечном счете износ шин зависят от углов установки колес и сходимости.
Значения углов установки колес (угол развала, поперечного и продольного наклона шкворня) выдержаны заводом-изготовителем, и в процессе эксплуатации их не регулируют.
Сходимость передних колес проверяют и регулируют как периодически (через каждые 250 моточасов работы МТЗ-102 и через 1000 моточасов МТЗ-100, а также при каждом изменении колеи передних колес), так и при обнаружении повышенного износа протектора. Все операции по регулировке выполняют в следующем порядке.
1. Проверяют осевой зазор в подшипниках направляющих колес и шарнирах рулевых тяг.
2. Устанавливают рулевую сошку в среднее положение по оси трактора.
3. Проверяют размеры и длину левой и правой рулевых тяг А. Значения их должны быть равны для левой и правой сторон.
4. Замеряют расстояние Г между внутренними закраинами ободьев колес (на высоте центров колес) и делают отметку мелом в местах замера. Трактор перемещают вперед настолько, чтобы метки оказались сзади на той же высоте и определяют расстояние В. Размер В должен быть больше размера Г на 4…8 мм. Это и будет сходимость колес. Если разность размеров выходит за указанные пределы, то, одинаково изменяя левую и правую тяги, добиваются необходимого значения.
5. Трубы рулевых тяг контрят гайками соответственно.
6. Проверяют радиусы поворота трактора в правую и левую стороны. Их значения не должны быть разными. Отличие в радиусах поворота указывает на различие в углах поворота колес. При неодинаковых углах поворота колес надо выполнить необходимую регулировку, изменяя длину рулевых тяг. Для достижения одинаковых углов поворота одну рулевую тягу удлиняют со стороны меньшего радиуса поворота, а другую укорачивают вращением труб. Проверяют сходимость колес.
Монтаж и демонтаж шин. Перед монтажом проверяют состояние обода, покрышки и камеры. Обод должен быть чистым без забоин и ржавчины. Забоины зачищают, грязь и ржавчину удаляют, обод окрашивают и сушат.
Монтаж шины на дефектный обод приведет к преждевременному выходу ее из строя.
Внутреннюю полость покрышки тщательно протирают.
Шину на обод монтируют в такой последовательности:
— один борт покрышки с помощью монтажных лопаток заводят за закраину обода;
— в покрышку вкладывают сухую камеру с нанесенным на нее тонким слоем талька. Вентиль камеры вставляют в отверстие с/бода, камеру поддувают сжатым воздухом до состояния полного ее выравнивания и устранения складок на поверхности;
— через закраину обода заводят второй борт покрышки в той же последовательности, что и первый. Перетягивать борт шины через закраину заканчивают у вентиля, перекос которого не допускается;
— шину накачивают до требуемого по условиям работы давления. Направление вращения колес должно совпадать с имеющейся на боковине покрышки стрелкой.
Демонтируют шину в следующем порядке:
— открывают вентиль и выпускают из камеры воздух;
— оба борта покрышки перемещают поочередно с полок обода внутрь от закраин, начиная с места, диаметрально противоположного вентилю;
— вставляют две монтажные лопатки на расстоянии 10 см каждую (по обе стороны от вентиля между бортом покрышки и ободом);
— сначала участки борта у вентиля переводят через закраину обода, а потом, последовательно переставляя лопатки,— и весь борт;
— вентиль вынимают из отверстия в ободе, камеру — из покрышки;
— колесо переворачивают вверх снятым бортом и в той же последовательности снимают второй борт покрышки;
— вынимают из покрышки камеру.
Накачивание шин воздухом — от пневматической системы.
Порядок выполнения этой операции следующий:
— выпускают воздух из ресивера пневматической системы через клапан для удаления конденсата;
— отворачивают гайку-барашек со штуцера регулятора давления воздуха;
— подсоединяют шланг для накачки воздуха к штуцеру регулятора и вентилю шины;
— включают компрессор и, контролируя по манометру на щитке приборов изменение давления в пневматической системе, накачивают шины;
— отъединяют от вентиля шланг и проверяют давление в шине по контрольному манометру, подключив его к вентилю;
— отключают компрессор, отъединяют шланг от регулятора;
— на штуцер регулятора наворачивают гайку-барашек/
Эксплуатация пневматических шин. Обеспечение длительной и надежной работы шин в процессе эксплуатации достигается выполнением следующих требований.
1. Внутреннее давление воздуха в шинах должно поддерживаться в соответствии с рекомендациями, приведенными в таблицах 3, 4, 5 и 6.
2. Длительная работа трактора со значительным буксованием ведущих колес не допускается.
3. Периодически и своевременно производить перестановку шин, соблюдая соответствие направления вращения колес с направлением стрелки на шине.
4. Правила монтажа и демонтажа шин должны строго соблюдаться.
5. Предохранять шины от попадания на них топлива, масла и других нефтепродуктов.
6. Очищать покрышки от посторонних предметов, застрявших в протекторе.
7. Работа и стоянка трактора на поврежденных и спущенных шинах кс допускаются.
8. Необходимо контролировать и регулировать сходимость колес.
9. При длительном хранении трактора колеса должны быть освобождены от нагрузки за счет применения специальных подставок в местах поддомкрачивания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Колеса тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы