Передача вращения и крутящего момента от ведомых шестерен главных передач к ведущим колесам осуществляется у гусеничного трактора конечными передачами, а у колесного трактора—-колесными редукторами.
Устройство конечной передачи и колесного редуктора. Детали конечной передачи и колесного редуктора конструктивно выполнены одинаково. В сборе они представляют редукторы планетарного типа, включающие в себя ведущую солнечную шестерню, три сателлита, водило, неподвижную эпициклическую шестерню и корпус.
Солнечная шестерня установлена на шлицах полуоси и закреплена гайкой. Другой шлицевый конец полуоси входит в отверстие ступицы ведомой шестерни главной передачи (у гусеничного трактора) или в отверстие полуосевой шестерни дифференциала (у колесного трактора). Цилиндрические сателлиты, находящиеся в постоянном зацеппении с солнечной и эпициклической шестернями, вращаются на роликовых подшипниках, помещенных на осях; которые установлены в водиле. Водило прикреппено шпильками и гайками к корпусу редуктора. Фланец корпуса редуктора, ведущее колесо и его ступица стянуты болтами. Водило и корпус образуют ведомую часть редуктора и вращаются вместе с ведущим колесом трактора. Ступица ведущего колеса находится на конических подшипниках, установленных на рукаве ведущего моста. Рукав ведущего моста соединен с неподвижной эпициклической шестерней переходной ступицей, которая имеет внутри шлицы, а снаружи — зубья. Эпициклическая шестерня установлена на зубьях этой ступицы.
Солнечная шестерня приводит во вращение сателлиты, перекатывая их по неподвижной эпициклической шестерне. Сателлиты через оси увлекают за собой водило, которое через корпус редуктора передает вращение на ведущее колесо.
Детали редуктора смазывают трансмиссионным автотракторным маслом, заливаемым через отверстие в центре крышки. Это отверстие закрывают пробкой, на которой смонтирован щуп с метками, соответствующими верхнему и нижнему допустимым уровням. Загрязненное масло сливают из отверстия, закрываемого конической пробкой. У тракторов последних выпусков удален сальник между полуосью и рукавом. Общий уровень масла в полостях главной передачи и колесного редуктора определяют по кромке отверстия под контрольную пробку.
Смазка из полости редуктора не вытекает благодаря торцевому уплотнению, установленному между рукавом ведущего моста и ступицей ведущего колеса. Уплотнительное устройство (рис. 83) состоит из неподвижного (упорного) и подвижного (нажимного) металлических колец. Кольца удерживаются от проворачивания штифтами, а сжатие их трущихся поверхностей обеспечивается пружинами. Упорное кольцо уплотнено резиновой прокладкой, а нажимное — диафрагмой. Грязь скапливается в лабиринте между защитным кольцом и крышкой.
Техническое обслуживание конечной передачи и колесного редуктора. Ежесменно проверяют затяжку болтов и не подтекает ли масло.
Через 240 ч работы проверяют уровень масла и при необходимости доводят его до верхней метки на щупе.
Через 960 ч сливают отработавшее масло, промывают дизельным топливом полости корпусов, проверяют зазор в конических подшипниках, покачивая ведущее колесо в осевом направлении (у гусеничного трактора снимают гусеницу, а у колесного поднимают домкратом соответствующее колесо). Если колесо свободно перемещается, подшипники регулируют.
Через 3000 ч работы солнечные шестерни в сборе с полуосями правой и левой сторон меняют местами.
Для регулировки подшипников сливают масло из корпусов планетарного редуктора и ведущего моста, снимают с ведущего колеса гусеницу (или, подняв колесо трактора Т-150К домкратом, подкладывают вместо него надежную опору), отвертывают гайки крепления водила и снимают его в сборе. Затем вынимают солнечную шестерню вместе с полуосью, отвертывают контргайку и снимают промежуточную шайбу.
Проворачивая колесо в обоих направлениях, затягивают регулировочную гайку до получения натяга в подшипниках, а затем отвертывают ее на 1/3 оборота до совпадения штифта гайки с отверстием в стопорной шайбе. Нормальный зазор в подшипниках соответствует моменту сопротивления вращения корпуса редуктора 60—-100 кгс-см.
Потом надевают стопорную шайбу, затягивают до отказа контргайку и проверяют правильность регулировки. Во время сборки редуктора обращают внимание на то, чтобы сливные отверстия в корпусе, водиле и прокладке были совмещены, а штифты, на которых центрируется водило, закрыты замковыми пластинами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конечная передача и колесный редуктор трактора Т-150"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы