Общие сведения. Конечные передачи предназначены для привода правой и левой ведущих звездочек гусениц. В конечных передачах окончательно снижается частота вращения ведомых валов, чем обеспечиваются необходимые скорости движения и тяговые усилия трубоукладчиков.
Конечные передачи заключены в картеры, присоединенные болтами к привалочным поверхностям фланцев на боковых (бортовых) стенках корпуса заднего моста, и называются также бортовыми передачами (редукторами). Каждая из бортовых передач состоит из одной, двух или трех пар цилиндрических шестерен (ступеней), передающих вращение от ведущих фланцев, связанных с ведомыми барабанами механизмов поворота, на ведущие звездочки гусениц.
Рис. 1. Одноступенчатая конечная передача трубоукладчика Т-3560М:
1 — ведущая шестерня-вал, 2 — ведомая шестерня; специальное лабиринтное уплотнение: 1 — направляющий штифт, 2 — резиновая манжета, 3 я 4 — неподвижный и вращающийся диски, 5 —пружина; 6 — барабан дисков ведущей звездочки; 7 — призонный болт; 8 — проставка; 9 — вал; 10 и 11— наружная и внутренняя части картера; 12 — ведущий фланец; 13 — резиновое кольцо; 14, П — пальцы; 15 — серьга подвески прицепного устройства; 16 — пробка горловины; 18 — серьга задней подвески корпуса трансмиссии;
19 — противогрязевый лабиринт
Левый и правый бортовые редукторы имеют зеркально одинаковое устройство.
Трубоукладчик Т-3560М. Конечные передачи трубоукладчика одноступенчатые. Ведущая (малая) шестерня каждой из передач выполнена заодно с пустотелым валом, который через фланец соединен с остановочным барабаном (водилом первого-ряда) планетарного механизма поворота. Ведомая шестерня посредством шлицевого соединения неподвижно установлена на конце ведомого вала, имеющего на другом конце фланец для крепления на шпильках барабана с двумя зубчатыми ободьями ведущей звездочки гусеницы. Ободья звездочки прикреплены к барабану призонными болтами и получают крутящий момент от ведомого вала через эти болты.
Картер бортового редуктора (конечной передачи) состоит из сварной наружной и внутренней частей, соединенных одна с другой болтами. При отвертывании всех болтов крепления фланца к механизму поворота, осуществляемом через окна на верхней поверхности внутренней части картера, наружная часть картера извлекается из внутренней вместе со всеми деталями бортовой передачи.
Шестерня-вал опирается на наружную часть картера с помощью внутреннего шарикоподшипника и наружного цилиндрического роликового подшипника через соответствующие стаканы.
Ведущий фланец насажен на шлицы шестерни-вала и удерживается от осевого смещения замковым кольцом с разрезными полукольцами. На хвостовой части внешней поверхности фланца предусмотрены три кольцевые проточки, куда помещены кольцевые манжеты, обеспечивающие уплотнение между фланцем и крышкой подшипника против вытекания смазки из картера.
Ведомая шестерня установлена на шлицевом конце вала. Вал опирается на корпус наружной части картера через цилиндрический роликовый подшипник, размещенный в стакане на ступице шестерни, и через сдвоенный комплект подшипников (шариковый и роликовый цилиндрический), размещенный в стакане у наружного торца картера. Шлицевая ступица шестерни от осевого смещения по валу в сторону корпуса заднего моста удерживается замковым кольцом с разрезными полукольцами, а в сторону звездочки — проставкой и упорным кольцом.
Смазочный материал заливается в бортовой редуктор через горловину, закрытую пробкой. Для предупреждения утечек смазки на выходе вала из картера бортового редуктора установлено лабиринтное уплотнение, состоящее из вращающегося диска, прикрепленного к фланцу вала винтами, и неподвижного диска, прижимаемого к диску пружинами. Пружины помещены в резиновую манжету и действуют относительно крышки стакана подшипника. Повороту неподвижного диска препятствуют направляющие штифты ). На трущихся поверхностях взаимодействия дисков предусмотрены круговые треугольного профиля канавки, образующие лабиринтные гребенки, зубья которых заходят в межзубные пространства друг друга. Для слива отработанного смазочного материала в наружной части картера есть отверстие, закрытое пробкой.
Внутренний торец барабана ведущей звездочки снабжен козырьком, который в сочетании с соответствующей ему гребенкой на внешней части картера образует противогрязевый лабиринт.
Картеры бортовых передач трубоукладчика прикреплены к боковым стенкам корпуса трансмиссии на шпильках. На картерах предусмотрены приливы с отверстиями, в которые входят пальцы, служащие опорами соответственно для подвески корпуса трансмиссии к нижней раме трубоукладчика через серьги и для подвески прицепного устройства трубоукладчика через серьги.
Трубоукладчик ТО-1224Г. Конечные передачи трубоукладчика двухступенчатые. Ведущая шестерня передачи приводится от наружного барабана бортового фрикциона через ведущий фланец. Фланец напрессован на цилиндрические эвольвентные шлицы хвостовика ведущей шестерни и затянут через обойму внутреннего роликоподшипника болтом, ввернутым в резьбовое (с левой резьбой) отверстие на торце шестерни.
Шестерня находится в постоянном зацеплении с большим зубчатым венцом промежуточного блока шестерен. Как шестерня, так и блок вращаются в цилиндрических роликоподшипниках— внешних относительно корпуса заднего моста и внутренних. Внутренние подшипники установлены в стаканах, которые смонтированы в расточках корпуса заднего моста. Наружные подшипники установлены непосредственно в расточках картера конечной передачи.
Малый зубчатый венец промежуточного блока шестерен находится в постоянном зацеплении с венцом большой ведомой шестерни. Венец двенадцатью призонными болтами прикреплен к сваренной из двух частей ступице, которая вращается на двух роликоподшипниках и одном шарикоподшипнике, смонтированных на полуоси. Роликоподшипники воспринимают только радиальные нагрузки, а шарикоподшипник — только осевые, возникающие при поворотах трубоукладчика. Шарикоподшипник разгружен от радиальных нагрузок тем, что его внутреннее кольцо установлено на полуоси с зазором.
Между наружным и внутренними подшипниками ступицы установлена проставка. Весь пакет деталей, расположенных на полуоси вместе с проставкой, затягивается стопорной гайкой. Ступица значительной частью своей длины располагается внутри уширителя картера конечной передачи, прикрепленного к картеру на болтах.
На наружном конце ступицы центрируется и крепится ведущая звездочка движителя, выполненная в виде опорной части, зубчатого обода и диска со спицами между ними. Звездочка крепится десятью призонными шпильками и обжимными гайками, воздействующими на разрезные конические втулки, и получает крутящий момент от ступицы через эти шпильки. Втулки ТО наружной поверхностью соприкасаются с коническими расточками ведущей звездочки И, а внутренней — с наружной шлифованной поверхностью шпилек, образуя беззазорное соединение.
Рис. 2. Двухступенчатая конечная передача трубоукладчика ТО-1224Г:
шестерни: 1— ведущая, 2 —промежуточный блок, 3 —ведомый венед; 1 и 21 — малое и большое специальные лабиринтные уплотнения, 2, 15 — сальниковые уплотнения, 3 — установочный штифт, 4 — концевой подшипник, 5, 7, 8 — гайки, 6 — пакет регулировочных прокладок, 9 — шпилька, 10 — разрезная коническая втулка, 11 — ведущая звездочка, 12 — картер, 13 — ведущий фланец, 14 — стопорный болт, 16 — корпус заднего моста, 17 — полуось, 18 — сварная ступица, 19 — проставка, 20 — ушири-тель картера, 22 — противогрязевый лабиринт
Для передачи веса корпуса заднего моста со всеми его механизмами и картеров конечных передач с шестернями и звездочками на нижнюю раму ходового устройства используются полуоси, запрессованные в отверстия корпуса заднего моста. С одной стороны опорой полуоси является подшипник кулака раскоса ходовой тележки, а с другой — неподвижный концевой подшипник, на который полуось опирается посредством подшипниковой втулки. Подшипник устанавливают на наружную балку тележки по двум штифтам и крепят четырьмя болтами с пружинными шайбами, а от смещения фиксируют торцовой гайкой, укрытой крышкой.
Чтобы ведущая звездочка находилась в одной продольной плоскости с направляющим колесом ходового устройства, между концевым подшипником и крышкой гайки установлен пакет регулировочных прокладок. Подшипниковая втулка, по которой смещается концевой подшипник при регулировке положения звездочки, смазывается через масленку, ввинченную в крышку гайки. Утечке смазки препятствует сальниковое уплотнение.
Шестерни и подшипники концевых передач смазываются маслом, разбрызгиваемым вращающимися шестернями. Слив масла производится через нижнее отверстие, закрытое магнитной пробкой.
Вытеканию смазки по левой и правой поверхностям опорной части вращающейся звездочки препятствуют малое и большое лабиринтные уплотнения, аналогичные уплотнениям, примененным в конечных передачах трубоукладчика Т-3560М. Длительная работа уплотнений обеспечивается противогрязевыми гребеночными лабиринтами между опорной частью звездочки и уширителем картера с одной стороны и концевым подшипником с другой.
Чтобы масло из картера конечной передачи не перетекало в соседнее отделение механизма поворота заднего моста, между стаканом внутреннего подшипника шестерни и ступицей ведущего фланца помещено сальниковое уплотнение.
Трубоукладчик ТГ-201. Каждая из его конечных передач выполнена на основе конечных передач трубоукладчика ТО-1224Г, от которых сохранены: полуось с проставкой, ведущая шестерня, промежуточный блок шестерен, большая ведомая шестерня со ступицей и торцовая гайка затяжки подшипников ступицы, а также несущий эти детали картер конечной передачи. Однако полуось и проставка укорочены, а внешняя часть сварной из двух частей ступицы выполнена иной — она имеет на конце наружные зубья ведущей полумуфты зубчатой муфты.
Для увеличения ходового тягового усилия трубоукладчика с одновременным приданием ему возможности двигаться с уменьшенными скоростями в конечных передачах трубоукладчика применено по дополнительной зубчатой ступени. Каждая ступень составлена из ведущей шестерни (имеющей помимо наружных зубьев также внутренние зубья ведомой полумуфты зубчатой муфты, приводимой от нее) и ведомой шестерни, входящей с шестерней во внутреннее зацепление. Внутреннее зацепление сохраняет шестерне то направление вращения, которое имеет шестерня. Ведомая шестерня приводит во вращение полый ведущий, вал, на шлицах которого она укреплена, а вал, в свою очередь,— звездочку гусеницы, ступица которой установлена на другом конце вала также на шлицах.
Все элементы дополнительной зубчатой ступени смонтированы в литом корпусе, имеющем крышку с внутренним приливом дополнительной ступени.
Рис. 3. Трехступенчатая конечная передача трубоукладчика ТГ-201:
шестерни: 1 — ведущая, Я — промежуточный блок, 111 — ведомый венец, IV и V — ведущая и ведомая дополнительной ступени внутреннего зацепления; 1 —противогрязевый лабиринт, 2 — специальное лабиринтное уплотнение, 3 — торцовая шайба, 4 — ведущий вал, 5 — ведущая звездочка, 6 — прилив крышки корпуса, 7 — сферический опорный подшипник, 8 — зубчатая муфта, 9 — сварная ступица, 10 — полуось, 11 — проставка, 12 — гайка, 13 — цапфа корпуса, 14 — картер, 15 — замок, 16 — крышка корпуса, 17 — корпус
Корпус посредством своей приставной центрирующей цапфы взаимодействует с отверстием картера и крепится к нему болтами. Корпуса обеих конечных передач трубоукладчика устанавливаются на задних торцовых площадках тележек его ходового устройства. Положение корпусов относительно тележек фиксируется шпонками и болтами. Каждый корпус воспринимает приходящийся на него вес элементов заднего моста и картера через сферический опорный подшипник, установленный и застопоренный на внешнем носке полуоси и помещенный в гнездо прилива крышки корпуса.
Прилив крышки и сама крышка несут двухрядный сферический роликоподшипник и шарикоподшипник, в которых вращается ведущая шестерня дополнительной зубчатой ступени. Прилив крышки корпуса и сам корпус несут еще два двухрядных сферических роликоподшипника, в которых вращается ведущий вал вместе с закрепленными на нем ведомой шестерней дополнительной ступени и звездочкой гусеницы. Шестерня крепится от осевого смещения по валу замком, составленным из двух полуколец и стопорного кольца. Все детали на валу затянуты болтами через торцовую шайбу.
Дополнительный корпус имеет общую масляную ванну с картером. Слив масла осуществляется через нижнее отверстие корпуса, закрытое пробкой. Утечке масла из корпуса по поверхности ступицы звездочки препятствует лабиринтное уплотнение, аналогичное примененным в конечных передачах трубоукладчиков Т-3560М и ТО-1224Г. Доступу грязи к уплотнению препятствует гребеночный лабиринт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конечные передачи (бортовые редукторы) трубоукладчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы