В конструкции автомобилей, работающих на СНГ, содержатся газовая и бензиновая системы питания. Газовая система питания является основной и предназначена для нормальной работы автомобиля. Бензиновая система питания является резервной. Она предназначена для пуска двигателя в холодное время и служит для передвижения автомобиля с малой скоростью на небольшие расстояния в экстренных случаях (например, при отказе газовой системы питания).
Системы питания газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138, ГАЗ-53-07 и ГАЗ-52-07 практически полностью унифицированы. Серийный выпуск этих автомобилей начат с 1975 г. На них установлены двигатели в газовом исполнении. Газобаллонная установка рассчитана на избыточное давление 1,6 МПа. Она обеспечивает хранение СНГ, его испарение, очистку, ступенчатое редуцирование и подачу газа в двигатель в определенных количествах в смеси с воздухом. Особенность СНГ состоит в том, что рабочее давление в газовых баллонах зависит не от количества газа в баллоне, а от его компонентного состава и температуры.
Основой конструкции газового двигателя является двигатель базовых моделей. Для перевода карбюраторных двигателей на питание СНГ применяют ряд добавочных деталей и изменений в конструкции. Газовый двигатель дополнительно снабжают газовой системой питания, состоящей из газового редуктора низкого давления, воздушного фильтра, карбюратора-смесителя, манометра низкого давления, запорно-предохранительной арматуры, подогревателя и сигнализатора аварийного запаса газа на автомобиле. Расположение газовой аппаратуры на двигателях семейств ЗИЛ (рис. 1) и ГАЗ практически не отличается.
Основные отличия в конструкции газобаллонных автомобилей заключаются в следующем. В качестве емкостей для хранения СНГ используют баллоны. В газообразное состояние СНГ переходит в испарителе газа, представляющем собой полость, омываемую жидкостью из системы охлаждения. На двигателе размещен газовый двухступенчатый редуктор низкого давления. Он закреплен на стойке кронштейна к впускному трубопроводу.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя ЗИЛ-138 аналогичен механизму базового двигателя. Фазы газораспределения оставлены без изменения. Однако угол опережения зажигания у двигателя ЗИЛ-138 на 4,5° больше по сравнению с базовым двигателем ЗИЛ-130. Этот угол необходимо устанавливать с помощью контрольно-диагностических приборов, так как по началу детонации настраивать двигатель невозможно из-за высокой детонационной стойкости газа. При переходе двигателя с газового топлива на резервное питание бензином не следует уменьшать угол опережения зажигания.
На двигателе ЗИЛ-138 вместо карбюратора К-90 установлен газовый карбюратор-смеситель К-91. Он снабжен двухкамерным смесителем с центробежно-вакуумным ограничителем частоты вращения. К газовому смесителю через переходник закреплен беспоплавковый диафрагменный карбюратор. Этот карбюратор предназначен для кратковременной работы двигателя на бензине.
В конструкциях газосмесительных устройств отсутствуют обогатители горючей смеси и корректоры перехода от режима холостого хода к нагрузочным режимам работы двигателя. С целью предотвращения одновременной работы автомобиля на двух видах топлива в систему топливоподачи устанавливают электромагнитный запорный клапан.
Увеличение степени сжатия достигнуто путем уменьшения высоты камеры сгорания в головках блока цилиндров. В связи с этим длина штанг толкателей уменьшена на 3,7 мм.
Система смазки двигателя ЗИЛ-138 такая же, как и у двигателя ЗИЛ-130. Основные элементы этой системы работают в более благоприятных условиях, так как моторное масло меньше загрязняется продуктами сгорания. Поэтому срок его службы заметно выше, чем у бензинового двигателя.
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-138 несколько отличается от системы охлаждения базового двигателя ЗИЛ-130. Например, охлаждающая жидкость отводится из полости двигателя в испаритель для подогрева СНГ с помощью металлического трубопровода, выполненного в полости испарителя. Горячая охлаждающая жидкость отдает тепло сжиженному газу и поступает вновь из испарителя в двигатель.
Принципиальная схема газобаллонной установки представлена на рис. 2. Аналогичную установку используют на самосвалах ЗИЛ-ММЗ-45023 и седельных тягачах ЗИЛ-138В1. Основное их отличие заключается в размещении газового баллона на автомобиле. Газовый баллон на автомобиле ЗИЛ-138 размещают только с левой стороны по ходу его движения, а на самосвалах и седельных тягачах — по одному с каждой стороны.
Газобаллонная установка содержит размещенный под платформой баллон для хранения СНГ, испаритель газа, двухступенчатый газовый редуктор низкого давления и смеситель. Баллоны с газом крепятся к лонжеронам с помощью кронштейнов и хомутов. Баллон снабжен двумя вентилями. Вентиль предназначен для отбора парообразной фазы, а вентиль — для отбора жидкой фазы СНГ.
Паровая фаза СНГ всегда расположена над зеркалом жидкости в баллоне.
Испаритель газа сообщен с баллоном с помощью газопровода и магистрального вентиля. Испаритель газа подключен к системе охлаждения двигателя. Магистральный вентиль 6 размещен в кабине водителя.
Газовый редуктор объединен с дозирующим экономайзер-ным устройством и сообщен при помощи шланга со смесителем.
Пусковая система двигателя включает в себя электромагнитный пусковой клапан с дозирующим жиклером, газопроводы и выключатель клапана. При пуске холодного двигателя после включения пускового клапана газ из первой ступени редуктора под давлением 0,22—0,25 МПа поступает в систему холостого хода газового смесителя.
На щитке приборов в кабине водителя расположены указатели соответственно уровня топлива в баллоне и давления газа в первой ступени газового редуктора. По манометру, рассчитанному на давление 0,6 МПа, наблюдают за работой газового редуктора и при необходимости регулируют его.
Газобаллонная установка работает следующим образом. Из баллона сжиженный газ под давлением до 1,6 МПа через расходный вентиль, тройник, магистральный вентиль и газопровод высокого давления поступает в испаритель, размещенный в моторном отсеке на впускном трубопроводе. Проходя по каналам испарителя, СНГ переходит в парообразное состояние и поступает в магистральный фильтр, где подвергается очистке от механических примесей (окалины, ржавчины) и смолистых веществ. Фильтр крепится на передней стенке кабины водителя.
Очищенный газ поступает в первую ступень редуктора, где его давление понижается до 0,22—0,25 МПа, а затем во вторую ступень, где оно понижается до значения, близкого к атмосферному. Под действием разрежения, создаваемого работающим двигателем, газ из полости второй ступени редуктора И поступает в дозирующее экономайзерное устройство. Затем по газопроводу низкого давления он поступает к обратному клапану входного патрубка газового смесителя и далее через газовые форсунки в главный воздушный канал газового смесителя.
Паровую фазу из баллона отбирают через расходный вентиль только при пуске и прогреве холодного двигателя.
Принципы работы резервной и традиционной карбюраторной систем питания аналогичны. Для прекращения подачи бензина резервная система питания снабжена краником бензобака. При переводе двигателя с газа на бензин или наоборот не следует допускать работу двигателя на смеси двух видов топлива одновременно. Это приведет к нарушению состава горючей смеси, что сопровождается обратными вспышками и опасно в пожарном отношении.
При переводе двигателя с одного вида топлива на другой необходимо обязательно остановить двигатель. При этом необходимо перекрыть подачу топлива и выработать один из видов топлива в системе. Затем следует открыть подачу другого вида топлива и пустить двигатель обычным способом.
Газобаллонная установка автомобиля ГАЗ-53-07 отличается от установки автомобиля ЗИЛ-138 тем, что газовый редуктор размещен не на двигателе, а установлен на передней стенке кабины под капотом при помощи кронштейна.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности автомобилей, работающих на СНГ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы