Газобаллонная установка автомобиля ЗИЛ-138А (рис. 1) состоит из баллонов высокого давления, закрепленных под грузовой платформой на продольных брусьях с помощью кронштейнов и хомутов. Для обеспечения безопасности эксплуатации баллоны высокого давления разделены на две равные секции по четыре баллона. Каждая из секций снабжена расходным вентилем. Баллоны заправляют одновременно через наполнительный вентиль 8. Баллоны соединены между собой с помощью угловых штуцеров, тройников и толстостенных стальных бесшовных трубок наружным диаметром 10 мм и толщиной стенок 2 мм. Стальные трубки снабжены компенсаторами в виде спиральных витков. Компенсаторы предохраняют трубки от поломок при деформации рамы автомобиля.
На автомобиле ЭИЛ-138А установлен двухступенчатый редуктор низкого давления мембранного типа с автоматическим регулированием давления. Газобаллонная установка снабжена двухкамерным газовым смесителем К-91. В его конструкции предусмотрена дополнительная система холостого хода для работы двигателя на СПГ.
Принципиальное отличие газобаллонной установки рассматриваемой конструкции связано с наличием двух редукторов в системе питания. Первый редуктор высокого давления — понижает давление с 20,0 до 0,8—1,2 МПа, второй — редуктор низкого давления — представляет собой традиционный двухступенчатый редуктор, применяемый на газобаллонных автомобилях при использовании СНГ. Редуктор высокого давления размещен на левом лонжероне рамы под алюминиевым кожухом.
Газобаллонная установка содержит воздушный фильтр, карбюратор-смеситель, пусковой и электромагнитный клапаны, подогреватель газа, обогреваемый теплом отработавших газов, манометры низкого и высокого давления, сигнализатор аварийного запаса газа на автомобиле. Электромагнитный клапан и фильтр выполнены в одном агрегате и установлены на кронштейне редуктора низкого давления. Электромагнитный клапан представляет собой запорно-дозирующее устройство пусковой системы двигателя.
Пусковой электромагнитный клапан предназначен для эффективного холодного пуска двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха. Его размещают в магистрали, сообщающей первичную ступень редуктора с карбюратором-смесителем. Управляют этим клапаном с помощью выключателя, расположенного на щитке управления в кабине водителя.
Магистральный электромагнитный клапан предназначен для прекращения подачи газа при выключении системы зажигания. Он представляет собой соленоид, якорь которого одновременно служит клапаном вентиля.
Манометр высокого давления снабжен шкалой до 25 МПа и показывает давление газа в баллонах. Одновременно с этим манометр является указателем запаса СПГ на автомобиле. Манометр низкого давления со шкалой 0,4 МПа предназначен для контроля за работой и правильностью регулировки двухступенчатого редуктора низкого давления. Манометр высокого давления представляет собой прибор непосредственного действия. В дальнейшем будут использоваться приборы электрического дистанционного действия.
В системе питания газобаллонных автомобилей применяют подогреватель газа, выполненный в виде трубки-змеевика и заключенный в корпус. Подогревают СПГ теплом отработавших газов. Подогреватель газа предназначен для предотвращения замерзания влаги, содержащейся в СПГ, при резком снижении давления. Подогреватель содержит корпус, заслонку, трубопровод подачи отработавших газов, сообщенный с левой ветвью выпускного трубопровода двигателя и рукояткой управления заслонкой.
Бензиновая система питания содержит традиционные элементы: топливный бак, бензонасос, топливопроводы, электромагнитный клапан-фильтр и карбюратор-смеситель.
Газобаллонная установка снабжена устройством для переключения двигателя с одного вида топлива на другой. Для переключения двигателя необходимо поставить тумблер переключателя в положение «0», выработать используемое топливо до остановки двигателя, а затем переставить переключатель в желаемое положение и вновь запустить двигатель на выбранное топливо.
Газобаллонная установка при использовании СПГ работает следующим образом. Из баллонов высокого давления СПГ через расходный вентиль и магистральный вентиль поступает в подогреватель. Из подогревателя СПГ поступает в одноступенчатый редуктор высокого давления, где давление газа понижается до 0,8—1,2 МПа. При снижении рабочего давления менее 0,80 МПа редуктор 10 открывается и остается в таком положении. Одновременно с этим электрический сигнал от датчика-сигнализатора, расположенного на корпусе редуктора, зажигает контрольную лампу на панели приборов. Это свидетельствует о том, что оставшийся запас СПГ в баллоне обеспечит пробег автомобиля 10—12 км.
Затем подогретый газ, проходя через магистральный электромагнитный клапан с фильтром, очищается от механических примесей и поступает в первую ступень двухступенчатого газового редуктора, в которой давление понижается до 0,18— 0,20 МПа. Затем газ из первой ступени поступает во вторую ступень редуктора, где его давление понижается до атмосферного. В дальнейшем газ из второй ступени редуктора низкого давления поступает в дозирующее экономайзерное устройство, обеспечивающее подачу необходимого количества газа в переходник карбюратора-смесителя. Здесь газ смешивается с очищенным воздухом, поступающим из воздушного фильтра., и образует горючую смесь. Образовавшаяся горючая смесь через диффузоры и смесительные камеры карбюратора-смесителя направляется во впускной трубопровод и распределяется по отдельным цилиндрам двигателя.
Необходимый состав горючей смеси на режимах холостого хода образуется в специальной приставке карбюратора-смесителя, куда газ поступает по шлангу из патрубка переходника карбюратора-смесителя.
Для повышения стабильности работы двигателя на режимах холостого хода и переходных режимах в патрубке переходника карбюратора-смесителя установлен обратный клапан, который открывается по мере увеличения открытия дроссельных заслонок.
Надежный пуск холодного двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха на СПГ обеспечивают при помощи пусковой системы. Она состоит из пускового электромагнитного клапана с дозирующим жиклером и кнопочного переключателя, расположенного в кабине водителя. Пусковой клапан размещен на редукторе низкого давления.
В процессе запуска холодного двигателя необходимо кратковременное включение пускового клапана для того, чтобы газ из первой ступени редуктора низкого давления, минуя вторую его ступень, поступал непосредственно в переходник карбюратора-смесителя. Такое решение оправдано тем, что в случае замерзания клапана второй ступени редуктора низкого давления газ в кабрюратор-смеситель не поступает. Подача газа непосредственно в карбюратор-смеситель под давлением 0,18—0,20 МПа повышает надежность холодного пуска двигателя.
К СПГ предъявляют высокие требования по его очистке от механических примесей. Это обусловлено необходимостью соблюдения точности и надежности работы дозирующих элементов системы питания. Для этой цели СПГ проходит тройную очистку. На входе в одноступенчатый редуктор высокого давления установлен съемный металлокерамический фильтр, в котором газ подвергается первичной очистке. Кроме того, на входе в электромагнитный клапан встроен войлочный фильтр, в котором газ очищается вторично. На входе в редуктор низкого давления установлен сетчатый фильтр, окончательно очищающий газ.
Давление СПГ в баллонах практически пропорционально количеству содержащегося в них газа. Вырабатывать СПГ из системы топливоподачи до давления меньше 0,8 МПа не рекомендуется.
На газобаллонных автомобилях новых конструкций ЭИЛ-138А и ЗИЛ-ММЗ-45054 горловины баллонов, запорная арматура и заправочный узел размещены на правой стороне автомобиля по ходу его движения. Кроме того, редуктор высокого давления установлен в подкапотном пространстве автомобиля. Он крепится с помощью кронштейна. В теле кронштейна имеется водяная рубашка, она обеспечивает нагрев СПГ при прохождении его через редуктор.
Газобаллонная установка автомобилей ГАЗ-53-27 и ГАЗ-52-28 состоит из двух секций —передней и задней, расположенных под грузовой платформой. Передняя секция состоит из четырех баллонов, размещенных поперек платформы, а задняя — из трех баллонов, размещенных вдоль платформы. Газобаллонная установка автомобиля ГАЗ-52-27 отличается только отсутствием задней секции баллонов и соединительной трубки, подключающейся к передней секции баллонов. Горловины баллонов, расходный и наполнительный вентили расположены с правой стороны автомобиля по ходу его движения.
Газовые баллоны наполняют через наполнительный вентиль. Для контроля за наличием газа в баллонах газобаллонная установка снабжена манометром высокого давления, расположенным на втором баллоне. Работу редуктора низкого давления контролируют с помощью манометра низкого давления. Он размещен в кабине водителя. Расходный вентиль расположен на первом (по ходу движения) газовом баллоне, а наполнительный вентиль — на втором.
Система питания бензином такая же, как и на базовых автомобилях. Для перекрытия бензина во время работы двигателя на СПГ газобаллонная установка снабжена электромагнитным клапаном, установленным на рамке радиатора. Электромагнитный клапан включают переключателем, размещенным в кабине водителя.
Фильтр газа с электромагнитным клапаном и газовый редуктор низкого давления размещены на кронштейнах под капотом двигателя.
Конструктивное выполнение основных элементов и узлов системы питания газобаллонных автомобилей семейства ГАЗ, назначение и принцип работы практически одинаковы с автомобилями семейства ЗИЛ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности автомобилей, работающих на СПГ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы