Газодизельная система питания автомобилей семейства КамАЗ обеспечивает возможность работы дизеля КамАЗ-740 как на смеси дизельного топлива и природного газа, так и на дизельном топливе.
Сжатый природный газ содержится в десяти (или восьми) стальных баллонах, размещенных поперек рамы автомобиля. На бортовых автомобилях баллоны установлены на продольных брусьях платформы и крепятся к ним с помощью кронштейнов и хомутов. На седельном тягаче баллоны установлены за кабиной на держателе, который крепится к раме автомобиля с помощью стремянок. На самосвале шесть баллонов установлены на кронштейне крепления за кабиной.
Горловины всех баллонов направлены в правую сторону по ходу движения автомобиля. Баллоны последовательно соединены газопроводами и разделены на две группы. Для заполнения системы СПГ на крестовине размещен наполнительный вентиль. Каждая группа баллонов снабжена расходным вентилем. При открытии расходного вентиля, расположенного на распределительной крестовине, газ по газопроводу направляется в подогреватель и далее в редуктор высокого давления. Здесь давление СПГ понижается до 0,80—1,2 МПа. Из редуктора газ по гибкому шлангу подается к электромагнитному клапану. На входе клапана размещен съемный войлочный фильтр, закрытый алюминиевым колпаком.
При включении электромагнитного клапана газ поступает на вход двухступенчатого редуктора низкого давления, в котором давление на выходе дополнительно понижается до атмосферного. В дальнейшем газ из двухступенчатого редуктора поступает в дозатор газа. Дозатор обеспечивает подачу необходимого количества газа в диффузор смесителя 18, размещенный во впускном тракте дизеля после воздушного фильтра. Газовоздушная смесь из смесителя поступает во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя и сжимается поршнем. В конце такта сжатия в нее через серийную форсунку впрыскивается небольшое количество дизельного топлива. Запальную дозу топлива подают в цилиндр с таким расчетом, чтобы она воспламенилась раньше, чем газ, и подожгла всю массу газовоздушной смеси.
Двигатель оборудован ТНВД с трехрежимным регулятором, в привод рычага управления подачей топлива которого введено гибкое звено. На крышке ТНВД установлен ограничитель запальной дозы топлива. Он имеет электромагнитный привод.
При переходе питания двигателя на газовое топливо ограничитель переключает ТНВД на режим подачи запальной дозы дизельного топлива для воспламенения газовоздушной смеси.
Работу газовой аппаратуры контролируют с помощью манометра низкого давления, который размещен в кабине водителя. Давление после первой ступени редуктора низкого давления должно быть 0,20—0,22 МПа. Давление в баллонах контролируют с помощью манометра, рассчитанного на давление 25 МПа и установленного на первом баллоне газобаллонной установки. О снижении давления в газовых баллонах менее 1 МПа водителя информирует сигнализатор 6 аварийной выработки газа.
Для ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала предусмотрена система, ограничивающая подачу газа при достижении двигателем максимальной частоты вращения. Такая система состоит из зубчатого венца, электромагнитного датчика частоты вращения, электромагнитного реле, трехходового электромагнитного клапана. Он соединяет полость диффузора смесителя с диафрагменным механизмом ограничения подачи газа. Диафрагменный механизм в свою очередь связан с осью заслонок дозатора газа.
При достижении двигателем максимально допустимой частоты вращения 2600 мин-1 датчик частоты вращения подает сигнал в электронное реле. Оно включает трехходовой электромагнитный клапан, соединяя полость диффузора (т. е. область тракта с максимальным разрежением) с диафрагменным механизмом дозатора газа.
Под действием разрежения диафрагменный механизм срабатывает и прикрывает заслонку дозатора газа. При падении оборотов двигателя датчик частоты вращения подает сигнал в реле и трехходовой электромагнитный клапан закрывается. Ось дроссельной заслонки дозатора под действием пружины в системе ее привода вновь открывается для подачи газа.
В системе питания газодизельного двигателя предусмотрена блокировка. Она исключает подачу одновременно газа и полной (не ограниченной) дозы дизельного топлива. Блокировку осуществляют следующим образом. При нахождении подвижного упора в положении «дизельного» режима он максимально отдален от ограничителя запальной дозы топлива и не воздействует на электронажимной датчик блокировки, разъединяя посредством реле электроцепь питания электромагнитного клапана подачи газа. При переключении тумблера в положение, соответствующее работе двигателя в газодизельном режиме, подвижный упор перемещается ограничителем запальной дозы в положение ограничения подачи жидкого топлива.
Переместившись в сторону ограничения запальной дозы, подвижный упор воздействует на датчик блокировки. Датчик замыкает цепь питания реле, управляющего включением электромагнитного клапана подачи газа. Таким образом, если топливный насос выдает полную дозу дизельного топлива (например, при внезапном выходе из строя электромагнита управления подвижным упором при работе в режиме газодизеля), газовый электромагнитный клапан закрывается и газ автоматически отключается. Это исключает возможность разрушения двигателя из-за суммарной передозировки топлива, т. е. одновременной полной подачи дизельного топлива и газа.
Система защиты предусматривает также автоматический переход с газодизельного режима на дизельный в случае внезапного прекращения подачи газа (при повреждении газовой магистрали, израсходовании запаса СПГ в баллонах), которое при работе двигателя под нагрузкой может повлечь аварийную ситуацию. Для предотвращения аварийных ситуаций при работе по газодизельному циклу в системе подвода газа установлен датчик давления газа. При падении давления ниже 0,45 МПа датчик срабатывает и отключает ограничитель. Подача газа в этом случае прекращается. Ограничитель запальной дозы топлива переводит двигатель в режим подачи дизельного топлива. Электромагнитный клапан отключается, и перекрывается подача газа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности газодизельных автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы