Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Газобаллонные автомобили

Публикация:
   Конструктивные особенности газовой аппаратуры

Читать далее:




Конструктивные особенности газовой аппаратуры

Баллоны для СНГ и их арматура. Газовые баллоны для хранения СНГ, применяемые на отечественных газобаллонных автомобилях, одинаковы по конструкции, но различны по вместимости, габаритным размерам и массе.

Рис. 1. Баллон для сжиженного газа с арматурой

Газовый баллон представляет собой сварную конструкцию из углеродистой листовой стали. Средняя часть баллона цилиндрическая, а днище сферическое. На переднем днище баллона установлена унифицированная арматура. Она состоит из наполнительного вентиля, расходных вентилей для жидкостной и паровой фаз, датчика указателя уровня жидкости , предохранительного клапана и вентиля контролирования максимального наполнения баллона.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


В баллоне СНГ находится всегда в двухфазном состоянии: в жидкой и парообразной фазе. В отличие от баллонов бытового назначения, топливо из которых отбирается только в паровой фазе, из автомобильных баллонов топливо отбирается через тройник в жидкой или парообразной фазе. Он предназначен для заправки оаллона СНГ и размещается на днище баллона. Герметичность вентиля при заполнении баллона обеспечивает клапан с уплотнителем из полиамидной смолы, который прижимается к седлу путем вращения маховичка. Для дополнительного уплотнения вентиля предусмотрена диафрагма из прорезиненной ткани.

Корпус вентиля снабжен приливом, в котором размещен обратный клапан пружинного типа. Клапан предназначен для предотвращения выхода через входной штуцер СНГ после окончания заправки, в аварийных случаях при нарушении герметичности вентиля и в случае отсоединения заправочного шланга. Заправочное отверстие закрыто пробкой.

Баллон заправляют СНГ следующим образом. Отвертывают пробку наполнительного вентиля и подключают наконечник наполнительного шланга газораздаточной колонки. После этого открывают наполнительный вентиль газораздаточной колонки и наполнительный вентиль баллона с помощью маховичка. Окончив заправку, необходимо закрыть наполнительный вентиль и вентиль газораздаточной колонки, снять наконечник со шлангом и поставить на прежнее место пробку, которая отжимает обратный клапан. Через дренажное отверстие в пробке газ, скопившийся внутри полости наполнительного вентиля, выпускается в атмосферу.

Рис. 2. Наполнительный вентиль СНГ: 1 — корпус; 2 —клапан; 3 — диафрагма; 4 — крышка; 5 — шток вентиля; в — маховичок; 7 — седло; 8 — обратный клапан; 9 — заправочное отверстие; 10 – пробка; 11 —дренажное отверстие; 12 — входной штуцер; 13 — прилив

Рис. 3. Расходный вентиль СНГ: 1 — корпус; 2 — седло; 3 — уплотнитель клапана; 4 — клапан; 5 — диафрагма; 6 — крышка; 7— зажим диафрагмы; 8 — шток; 9 — маховичок

Расходные вентили. Конструкции и принципы работы расходных вентилей, устанавливаемых на автомобилях семейств ЗИЛ и ГАЗ, одинаковы (рис. 3). Они предназначены для отбора газа в жидкой или паровой фазе.

Расходный вентиль представляет собой прибор диафрагменного типа. Седло клапана перекрывает плоский резиновый уплотнитель. Клапан открывают и закрывают путем поступательного перемещения маховичка. Между крышкой вентиля и корпусом размещена уплотнительная диафрагма. При вращении штока вентиля по часовой стрелке клапан перемещается в направлении седла и обеспечивает перекрытие входного отверстия.

Магистральный вентиль. По своей конструкции и принципу действия магистральный вентиль не отличается от расходного.

Рис. 4. Предохранительный клапан

Он предназначен для перекрытия подачи газа из баллона к испарителю и газовому редуктору с места водителя. Магистральный вентиль расположен в кабине водителя.

Предохранительный клапан. Для ограничения максимального давления газа в баллоне предназначен предохранительный клапан. Он представляет собой запорное устройство пружинного типа. Усилие пружины 3 рассчитано на начало открытия при давлении 1,68 МПа. С повышением давления клапан срабатывает, газ начинает выходить через отверстия в крышке. С помощью крышки регулируется сила сжатия пружины. Корпус и поршень изготовлены из латуни. Если давление внутри баллона превышает указанное значение, то силой давления газа клапан с уплотнителем преодолевает силу пружины, отжимается от седла и открывает отверстие для выхода газа из баллона. Клапан полностью открывается при давлении 1,8 МПа. Зазор между седлом и поршнем равен 2,6 мм.

Периодически, но не реже одного раза в 3 мес, клапан надо проверять. Для этого вытягивают шток, который упирается в поршень с резиновым уплотнителем. В случае неисправности клапана он должен быть отремонтирован и вновь запломбирован.

Вентиль контроля максимального наполнения баллона. Он служит для определения момента заполнения до предельно допустимого уровня и необходимости прекращения заправки. Перед заправкой к штуцеру 6 вентиля присоединяют шланг, через который газ из баллона отводится в безопасное место или в специальную емкость АГЗС. В процессе заправки баллона вентиль открывают и через специальное смотровое устройство, смонтированное на шланге, определяют момент появления жидкости. Это служит сигналом к немедленному прекращению заправки.

Указатель уровня СНГ по аналогии с бензиновыми приборами — дистанционного типа. Он представляет собой Устройство, состоящее из датчиков и регистрирующего прибора.

Рис. 5. Вентиль контроля максимального наполнения баллона СНГ: 1— маховичок; 2 — пробка; 3—шток вентиля; 4 — уплотнитель; 5 — корпус; 6 — штуцер; 7 — пробка

Датчик установлен на днище баллона. Регистрирующий прибор размещен на приборном щитке в кабине водителя. Принцип действия указателя основан на изменении сопротивления реостата 8 в зависимости от положения поплавка. Перемещаясь при изменении уровня жидкости в баллоне вверх или вниз, поплавок изменяет положение скользящих контактов на втулке реостата. Сопротивление передается на регистрирующий прибор через контактный винт.

В конструкции поплавкового указателя уровня СНГ использован бензомер БМ117А. В корпусе бензомера находятся реостат и втулка с контактными щетками. Втулка поворачивается вместе с рычагом поплавка и изменяет сопротивление в электрической цепи. Поплавок имеет сферическую форму и изготовлен из листового алюминиевого сплава, а рычаг поплавка изготовлен из стальной проволоки.

Указатели уровня СНГ автомобилей семейств ЗИЛ и ГАЗ конструктивно выполнены практически одинаковыми и отличаются только сопротивлением реостата и конфигурацией рычага поплавка.

Газопроводы и соединительные элементы. Для соединения агрегатов газового оборудования применяют следующие газопроводы: шланги высокого давления, стальные тонкостенные трубки и различные резиновые газостойкие трубки. Газопроводы соединяют с вентилями, переходниками при помощи беспрокладочного ниппельного соединения. Герметичность такого соединения достигается врезанием ниппеля в трубку и плотным прижатием торца трубки к соответствующей плоскости присоединяемой детали с помощью накидной гайки. Ниппели изготавливают из стали А12, которую подвергают цианированию на глубину до 0,02 мм. Это повышает ее твердость.

Рис. 6. Указатель уровня СНГ: а — общий вид; б — поплавок; 1 — корпус датчика; 2 — колпачок; 3 — винт контактный; 4 и 7 — изоляторы; 5 — втулка; 6 — корпус бензомера; 8—реостат

Рис. 7. Газопровод высокого давления в сборе с присоединительными деталями: 1 — шланг высокого давления; 2 — муфта; 3— прокладка; 4 — штуцер; 5— гайка накидная; 6 — ниппель; 7—трубка; 8 — соединение после затяжки гайки; 11 — соединение до затяжки гайки

При замене ниппеля необходимо следить за тем, чтобы трубка, на которую монтируют ниппель, упиралась одним концом во внутренний торец штуцера. Ниппель должен после затяжки сидеть на трубке плотно. Если ниппель после сильной затяжки не обеспечивает необходимой герметичности, его следует заменить. При этом негодный ниппель необходимо отрезать вместе с небольшим куском трубки.

Газопровод на участке от редуктора низкого давления к газовому смесителю выполнен из стальной тонкостенной трубки и газостойких резиновых шлангов. Трубопровод, соединяющий вакуумную полость разгрузочного устройства с вакуумной полостью экономайзера и впускным трубопроводом двигателя, выполнен из газостойкой резиновой трубки.

Вентили и соединительные детали при сборке ставят на свинцовый глет или клей АК-20. Допускают применение клея БФ-2. Для предохранения стальных трубок от коррозии их подвергают цинкованию.

Баллоны для СПГ и их арматура. Газовые баллоны рассчитаны на максимальное рабочее давление 20 МПа и предназначены для длительного хранения СПГ в сжатом состоянии. Баллоны для хранения СПГ являются наиболее ответственными элементами газобаллонной установки. Их изготавливают из стальных бесшовных труб и подвергают термической обработке. Это обеспечивает однородность структуры металла и устраняет внутренние напряжения, возникающие в процессе производства.

С 1984 г. для комплектации газобаллонных автомобилей изготавливают баллоны из углеродистой стали марки Д, по механическим свойствам значительно уступающей легированной стали. В настоящее время газовые баллоны изготавливают из легированной стали марки ЗОХМА, обладающей высокими механическими свойствами. Срок освидетельствования баллонов из углеродистой стали один раз в 3 года, а из легированной стали один раз в 5 лет.

К газовым баллонам предъявляют ряд требований. Наружная поверхность не должна иметь раковин, вмятин, трещин и глубоких рисок. Баллоны должны быть окрашены масляной или эмалевой краской в красный цвет и иметь надпись «МЕТАН». На верхней сферической части каждого баллона должны быть указаны: товарный знак (марка) завода-изготовителя; порядковый номер баллона, масса баллона в кг (с точностью ±0,2 кг); дата (месяц и год) изготовления и последующего испытания (например, 9—85—88); рабочее давление Р и пробное гидравлическое давление П; объем баллона в л (с точностью ±0,2 л); клеймо ОТК завода-изготовителя; обозначение стандарта на баллон. Объем баллона выпуска до 01.09.87 г. указывается номинальный (50 л).

Газовые баллоны, устанавливаемые на грузовых автомобилях и автопоездах, полностью унифицированы. Переходники, ввертываемые в горловину баллона, служат для подключения газопроводов, вентилей и манометра высокого давления. В случае замены переходников, вентилей или манометра высокого

давления резьбовые соединения необходимо проверить на герметичность при давлении 20 МПа.

Обязательными условиями безопасной эксплуатации баллонов высокого давления являются внимательный уход за ними, очистка их и газовой арматуры от пыли и грязи, своевременная окраска.

Вентили. В газобаллонной установке имеются вентили различного назначения. Газобаллонная установка грузовых автомобилей семейства ЗИЛ имеет четыре вентиля — наполнительный, два расходных и магистральный. Газобаллонная установка автомобилей семейства ГАЗ имеет два вентиля — наполнительный и расходный. Конструкция и принцип действия расходного и наполнительного вентилей практически одинаковы. Они отличаются только резьбой на боковом штуцере.

Наполнительный вентиль типа ВМН-1 (вентиль метановый наполнительный) состоит из корпуса, клапана, связанного при помощи муфты со шпинделем и маховичком. Уплотнители, защитное и уплотнительное кольца соответственно поджимаются гайкой и обеспечивают тем самым герметичность в открытом положении клапана.

Наполнительный вентиль содержит боковой штуцер с левой резьбой. Штуцер при помощи накидной гайки обеспечивает подключение заправочного шланга газораздаточной колонки или переходного штуцера. После отключения заправочного шланга боковой штуцер наполнительного вентиля должен быть закрыт специальной предохранительной гайкой-колпачком с уплотнительной прокладкой. Корпус вентиля имеет коническую резьбу.

Расходный вентиль типа ВМР-1 (вентиль метановый расходный) снабжен корпусом с конической правой резьбой. Расходный вентиль соединен с газопроводом высокого давления через переходный штуцер и уплотнительную прокладку. При отвертывании шпинделя клапан вентиля под действием давления остаточного газа в баллоне находится в открытом положении. Газ из баллона через открытый клапан и канал поступает в газопровод высокого давления. При завертывании шпинделя клапан вентиля перекрывает выход газа.

В условиях эксплуатации возможно использование ранее применявшихся вентилей: наполнительного ВВ-73 и расходного ВК-74. Следует иметь в виду, что эти вентили негерметичны в промежуточном положении шпинделя. Поэтому в эксплуатации вентили ВВ-73 и ВК-74 должны быть в положении полного открытия или полного закрытия.

Крестовина в сборе содержит расходный и наполнительный вентили. На автомобилях ЭИЛ-138А ее устанавливают на отдельном кронштейне. К боковому штуцеру расходного вентиля крепится втулка и переходник со штуцером. Во втулке расходного вентиля расположен керамический фильтр 10. До 1985 г. на газобаллонных автомобилях ЭИЛ-138А и их модификациях керамический фильтр во втулке не устанавливался.

К боковому штуцеру наполнительного вентиля на резьбе крепится втулка, снабженная входным каналом. Наполнительный вентиль 8 после заправки баллона закрывают заглушкой.

При ввертывании вентилей в штуцера и штуцеров в горловину баллонов конические резьбы вентилей должны быть смазаны свинцовым глетом на масляной основе — олифе. В качестве уплотнителя взамен свинцового глета допускается применение свинцового сурика на масляной основе.

Рис. 8. Наполнительный вентиль для СПГ: 1 — корпус; 2— клапан; 3 — муфта; 4— ниппель; 5 — маховичок; 6 — пружина; 7 — гайка; 8, 9—уплотнители; 10— кольцо защитное; 11 — кольцо уплотнитель-ное; 12 — гайка; 13 — гайка-колпачок; 14 — канал входной; 15 — прокладка; 16 — боковой штуцер; 17 — клапан; 18 — канал выходной; 19 — штуцер боковой расходного вентиля; 20 — штуцер переходной; 21 — прокладха

Рис. 9. Крестовина с наполнительным и расходным вентилями в сборе 1 — маховичок наполнительного вентиля; 2 — штуцер переходника; 3 — маховичок расходного вентиля; 1— расходный вентиль; 5 — штуцер крепления крестовины; 6 — штуцер; 7 — цепочка наполнительного вентиля; 8 — наполнительный вентиль; 9 — прокладка; 10 — фильтр расходного вентиля; 11 — втулка; 12 — входной канал расходного вентиля; 13 — боковой штуцер расходного вентиля; 14 — прокладка; 15 — прокладка; 16 — боковой штуцер наполнительного вентиля; 17 — прокладка наполнительного вентиля; 18 — втулка; 19 — входной канал наполнительного вентиля; 20 — прокладка; 21 — заглушка

Баллоны испытывают на герметичность при полностью открытом и закрытом положениях вентилей с помощью сжатого воздуха, очищенного от масла и механических примесей, или азота методом омыливания или погружения в воду под давлением 20 МПа. В процессе испытаний не допускается пропуск воздуха под клапаном штока и по резьбовому соединению.

Газопроводы и соединительные элементы. Все. газопроводы от газовых баллонов до редуктора высокого давления выполнены из стальных бесшовных толстостенных трубок с наружным диаметром (10±0,15) мм и внутренним диаметром (6±0,10) мм. Газопроводы соединяют с переходниками вентилей и другими элементами газовой аппаратуры с помощью беспрокладочного ниппельного соединения. Герметичность такого соединения достигается путем врезания ниппеля после затяжки в трубку и плотным прижатием торца трубки и присоединяемой детали с помощью накидной гайки. Ниппельное соединение Допускает многократную разборку. При замене ниппеля необходимо следить за тем, чтобы новый ниппель устанавливался на расстоянии 1,5—2,0 мм от конца трубки. Ниппель должен плотно сидеть на’трубке. Если после затяжки гайки ниппель не обеспечивает герметичность соединения, его следует заменить совместно с газопроводом.

Снаружи все газопроводы высокого давления для предохранения их от коррозии окрашиваются масляной или эмалевой краской в красный цвет.

Газопроводы от редуктора высокого давления до редуктора низкого давления и далее до карбюратора-смесителя выполнены из тонкостенных стальных трубок или резиновых шлангов из газостойкой резины. Эти газопроводы соединяют с газовой аппаратурой с помощью беспрокладочного ниппельного соединения.

Газовые редукторы. На грузовых газобаллонных автомобиля -устанавливают газовые редукторы, которые представляют собой унифицированные двухступенчатые автоматические регуляторы давления диафрагменного типа с усиливающими рычагами передачи от диафрагмы к регулирующим клапанам.

Редуктор выполняет следующие основные функции:
— снижает давление газа до близкого к атмосферному независимо от давления газа в баллоне;
— обеспечивает автоматическую подачу необходимого количества газа на всех режимах работы двигателя;
— прекращает подачу газа при остановке двигателя, т. е. работает в качестве автоматического вентиля, отключающего двигатель от газовой магистрали во время его остановки.

Редуктор представляет собой автоматический прибор рычажно-мембранного типа. Он снабжен двумя полостями А и Б высокого и низкого давления соответственно с размещенными в них ступенями высокого и низкого давления. Каждая ступень содержит регулирующие клапаны, плоские диафрагмы из прорезиненной ткани, пружины и рычаги, соединяющие диафрагмы с клапанами.

Для обеспечения избыточного давления газа на выходе из редуктора при пуске двигателя и более надежного перекрытия газовой магистрали при неработающем двигателе в редукторе низкого давления предусмотрено разгрузочное устройство диафрагменно-пру-жинного типа. Оно соединено с помощью трубки с впускным газопроводом. Состав горючей смеси, поступающей в двигатель, регулируется с помощью дозирующего экономайзерного устройства.

Рис. 10. Беспрокладочное ниппельное соединение газопроводов высокого давления

Рис. 11. Газовый редуктор низкого давления: А — полость первой ступени; полость второй ступени; В — полость разгрузочного устройства; Г и Д — полости атмосферного давления; 1 — корпус газового редуктора; 2 — прокладка; 3— крышка; 4 — контргайка регулировочного винта; 5— регулировочный винт клапана низкого давления; 6 — рычаг диафрагмы низкого давления; 7 — разгрузочная диафрагма; 8 — прокладка разгрузочной диафрагмы; 9 — крышка корпуса верхняя; 10 — седло пружины диафрагмы низкого давления; 11 — пружина диафрагмы низкого давления; 12 — шток диафрагмы низкого давления; 13 — регулировочный ниппель пружины; 14 — шайба упорная пружины; 15 — контргайка седла; 16 — диафрагма низкого давления; 17 — прокладка корпуса фильтра; 18 — фильтр газового редуктора; 19 — сетка фильтра; 20 — клапан высокого давления; 21 диафрагма высокого давления; 22 — пружина диафрагмы высокого давления; 23 — регулировочная гайка пружины; 24 — рычаг клапана высокого давления; 25 — клапан низкого давления; 26 — пружина разгрузочного устройства; 27 — прокладка пластины

Обе ступени с полостями А и Б, разгрузочным и дозирующим устройствами объединены в одном агрегате.

Корпус редуктора выполнен литым и изготовлен из алюминиевого сплава. В корпусе размещен клапан первой ступени высокого давления и клапан второй ступени низкого давления. Эти клапаны плоского типа изготовлены из латуни и снабжены резиновыми уплотнителями. Седла клапанов выполнены также из латуни. В полости А первой ступени редуктора между корпусом и крышкой первой ступени размещена диафрагма первой ступени, связанная с клапаном высокого давления с помощью рычажной передачи шарнирного типа и уравновешенная пружиной первой ступени. Усилие пружины регулируют с помощью регулировочной гайки, содержащей отверстие для сообщения полости Г диафрагмы с атмосферой.

Клапан низкого давления связан с диафрагмой полости Б второй ступени при помощи рычага второй ступени и стержня со штоком. Клапан второй ступени к седлу прижимается пружинами, расположенными в крышке редуктора. Усилие пружины регулируют с помощью ниппеля. Это усилие должно быть достаточным для обеспечения герметичности перекрытия клапана 25 при неработающем двигателе. Ход клапана второй ступени регулируют с помощью винта, доступ к которому открывается после снятия крышки.

Клапан первой ступени редуктора имеет прямой ход, т. е. открывается в сторону истечения газа. Диафрагму первой ступени редуктора изготавливают из бензомаслостойкой резины с двумя слоями ткани. Стальной диск диафрагмы первой ступени обеспечивает эффективность действия и повышение надежности диафрагмы.

Давление в полости первой ступени регулируют путем изменения затяжки пружины с помощью гайки 23. При ввертывании гайки давление увеличивается, а при вывертывании—уменьшается. При остановленном двигателе давление в полости Л первой ступени несколько выше, чем при работающем двигателе.

Клапан второй ступени редуктора имеет также прямой ход. Вставка клапана выполнена из бензомаслостойкой резины с прослойкой из ткани. Седло клапана второй ступени выполнено из латуни.

Газовый редуктор снабжен фильтром, установленным на линии высокого давления, фильтр состоит из корпуса, сетчатого фильтрующего элемента и пробки. Фильтрующий элемент выполнен в виде медной мелкой сетки, которая навертывается на каркас и закрепляется с помощью спиральной пружины. Работа двигателя без сетчатого фильтра недопустима, так как это приводит к быстрому выходу клапанов газового редуктора.

Разгрузочное устройство вакуумного типа состоит из разгрузочной диафрагмы в сборе с кольцевым диском, корпуса, конической пружины и полости В, в которой расположен штуцер для сообщения с помощью соединительной трубки с дозирующим экономайзерным устройством. Разгрузочное устройство выполняет функции автоматического вентиля, перекрывающего поступление газа из магистрали при неработающем двигателе. Прежде чем извлечь разгрузочное устройство из корпуса редуктора, необходимо ослабить резиновую уплотнительную втулку, отвернув на два-три витка штуцер шланга. Для разборки разгрузочного устройства необходимо отвернуть десять винтов, после чего все детали свободно вынимаются.

Газ подают с помощью дозирующего экономайзерного устройства. Оно размещено в верхней части редуктора и состоит из дозирующего устройства, экономайзера с пневмоприводом и патрубка^ выхода газа из редуктора. Дозирующее экономайзерное устройство содержит корпус, в котором расположен клапан экономайзера с пружиной. Между корпусом и крышкой размещена диафрагма с пружиной. В пластине установлены две дозирующие шайбы с отверстиями постоянного сечения — шайба экономической регулировки и шайба мощностной регулировки.

В корпусе дозирующего экономайзерного устройства размешен патрубок для выхода газа к карбюратору-смесителю, а к крышке корпуса экономайзера присоединены две трубки для подключения его к впускному проводу и к разгрузочному устройству.

Конструкция и схема работы дозирующего экономайзерного устройства представлены на рис. 3.17 и 3.18. При работе двигателя на режимах частичных нагрузок (с неполностью открытыми дроссельными заслонками) газ подается из редуктора через дозирующую шайбу. При работе двигателя на режимах максимальной мощности открывается клапан экономайзера и газ дополнительно поступает к карбюратору-смесителю через калибровочное отверстие дозирующей шайбы. Это вызывает дополнительное обогащение горючей смеси и повышение мощности двигателя (направление течения газа на рис. 3.18 показано стрелками). Приведенные диаметры дозирующих шайб в зависимости от режима работы обеспечивают экономичную или мощностную его работу.

Система холостого хода сообщена с полостью Б второй ступени редуктора при помощи трубки в сборе с фланцем. Фланец закрывает отверстие в редукторе, через которое регулируют клапан низкого давления.

При высоких значениях разрежения в смесительной камере карбюратора-смесителя, т. е. при работе двигателя на режиме холостого хода или в режиме частичных нагрузок, диафрагма прогибается. В этом случае в полость экономайзера и далее в смеситель газ поступает через отверстие шайбы экономичной регулировки. При полном открытии дроссельных заслонок разрежение в полости уменьшается и пружина открывает клапан. В смеситель при этом подают дополнительное количество газа через отверстие шайбы 2 мощностной регулировки.

В корпусе редуктора расположен датчик давления газа в полости первой ступени, дистанционно соединенный с манометром низкого давления, расположенным в кабине водителя. В нижней крышке редуктора имеется сливной краник для слива маслянистого остатка.

Карбюратор-смеситель. В газобаллонных автомобилях ЗИЛ-1Э8А, ЗИЛ-ММЗ-45054, ГАЗ-бЗ-27 и ГАЗ-52-27, работающих на СПГ, карбюраторы-смесители предназначены для приго товления горючей смеси как при работе двигателя на газе, так и при работе на бензине. Поэтому за основу конструкции этих карбюраторов-смесителей взяты карбюраторы базовых моделей двигателей, которые дополнены системами питания двигателя газом при работе на холостом ходу, частичных и полных нагрузках.

Рис. 12. Дозирующее экономайзерное устройство

Рис. 13. Схема работы дозирующего экономайзерного устройства: I — выход газа к смесителю; II — вход от впускного трубопровода; III — выход к разгрузочному устройству

Карбюратор-смеситель К-91 выполнен на базе карбюратора К-88АМ. Карбюратор-смеситель К-91 представляет собой смесительное устройство с падающим потоком горючей смеси, с параллельным открытием дроссельных заслонок. Он двухкамерный, каждая камера снабжена диффузорами, главной дозирующей системой, системами холостого хода для работы на газе и бензине.

Система холостого хода при работе на газе размещена в нижней части карбюратора-смесителя и снабжена двумя регулировочными винтами. Газ в систему холостого хода подают по шлангу из полости обратного клапана. В верхней части карбюратора-смесителя на фланце закреплен переходник-смеситель, на который установлен воздушный фильтр двигателя.

Рис. 14. Карбюратор-смеситель автомобиля ЭИЛ-138А в сборе: 1 — патрубок газового смесителя; 2 — обратный клапан; 3 — переходник-смеситель; 4 — корпус; 5 — упорный винт; 6 — винт регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя; 7 — винт регулировки переходного режима; 8 — винты качественной регулировки состава бензиновой горючей смеси; 9 — шланг подвода газа в систему холостого хода

Рис. 15. Переходник-смеситель карбюратора-смесителя К-91: 1 — патрубок подачи газа; 2 — ограничитель хода обратного клапана; 3— входной патрубок; 4— штуцер; 5 — кольцевая щель; 6—-корпус; 7 —прокладка; в — фланец; 9 — полость; 10 — кольцевая полость; 11 — обратный клапан; 12 — ребро; 13 — шток обратного клапана; 14 — отверстие для подачи газа на холостом ходу

Переходник-смеситель имеет кольцевую щель, являющуюся частью главной дозирующей газовой системы. Приготовление состава горючей смеси и требуемый расход (в зависимости от режима работы двигателя) обеспечиваются в дозирующем экономайзерном устройстве редуктора низкого давления. На входе в переходник-смеситель установлен обратный тарельчатый клапан. Он исключает попадание газа в смесительные камеры карбюратора через главную дозирующую систему при работе двигателя на холостом ходу.

В карбюратор смеситель газ поступает через патрубок, обратный клапан, кольцевую щель и полость. При работе двигателя на холостом ходу обратный клапан закрыт. В этом случае газ поступает в каналы холостого хода смесительных камер карбюратора-смесителя из патрубка через отверстие по шлангу системы холостого хода.

Устройство карбюратора-смесителя и газовая система холостого хода показаны на рис. 3.21. В крышке каналов системы холостого хода расположено отверстие для подключения вакуум-корректора.

На автомобилях ГАЗ-52-27 и ГАЗ-52-28 с шестицилиндровым двигателем устанавливают карбюратор-смеситель К-126Д, разработанный. на базе карбюратора К-126И, а на автомобиле с V-образным восьмицилиндровым двигателем устанавливают карбюратор-смеситель К-126БГ, разработанный на базе карбюратора К-126Б. Эти карбюраторы-смесители обеспечивают работу двигателя на газовом топливе и бензине.

Рис. 16. Принципиальная схема карбюратора-смесителя К-91 автомобиля ЗИЛ-1Э8А: 1 — корпус воздушной горловины; 2— клапан подачи топлива: 3— фильтр сетчатый; 4— пробка фильтра; 5 — жиклер холостого хода; 6 — жиклер полной мощности; 7 — жиклер воздушный; « — диффузор малый; 9 — кольцевая щель; 10 — форсунка; 11 — полость воздушная; 12 — винт полый; 13 — заслонка воздушная; 14 — клапан автоматический; 15 — трубка; 16 — канал балансировки поплавковой камеры; 17 — корпус поплавковой камеры; 18 — толкатель; 19 — гайка регулировочная; 20 — пружина; 21 и 23 — штоки; 22 — планка; 24 — манжета; 25 — направляющая; 26 — пружина манжеты; 27 — втулка штока; 28 — толкатель промежуточный; 29 — клапан впускной шариковый; ЗА —клапан экономайзера; 31 — тяга; 32 —пробка; 33—рычаг; 34 — жиклер главный; 35 и 39 — каналы: 36 — прокладка; 37 — корпус смесительной камеры; 38 — дроссельная заслонка; 40 — клапан нагнетательный; 41 — прокладка; 42 — пробка; 43 — винт регулировки холостого хода; 44 — пружина; 45 — отверстие системы холостого хода; 46 — отверстие прямоугольное; 47 — ось дроссельной заслонки; ’48 — поплавок; 49 — пружина поплавка; 50 — канал системы повышенной частоты вращения коленчатого вала; 51 — трубка подвода газа; 52 — прокладка; 53 — винт регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала; 54 — винт регулировки переходного режима; 55 — канал системы минимальной частоты вращения коленчатого вала

Рис. 17. Дозатор газа газодизельных автомобилей семейства КамАЗ: 1 — крышка ограничителя оборотов; 2 — диафрагма ограничителя оборотов; 3 — рычаг привода дроссельной заслонки; 4 — валик ведущий; 5 — крышка корпуса дозатора; 6 — заслонка дроссельная; 7 — валик ведомый; 8 — корпус дозатора газа; 9 — пружина ограничителя оборотов; 10 — крышка корпуса дозатора

Газосмесительное устройство карбюратора К-126Д выполняют в виде дополнительной проставки с форсунками. Частоту вращения коленчатого вала при работе на холостом ходу на газе регулируют с помощью винтов, как и при работе на бензине. Принцип работы карбюратора-смесителя следующий. Газ под действием разрежения, возникающего в диффузоре, по шлангу низкого давления подается в карбюратор-смеситель и смешивается с воздухом. Образуется горючая смесь, которую подают в цилиндры двигателя.

Дозатор газа. В газодизельных автомобилях семейства КамАЗ применяют дозатор газа диафрагменного типа. Он выполнен в одном блоке со смесителем двигателя КамАЭ-53208, что облегчает его монтаж. Дозатор газа изготовлен в едином корпусе с механизмом ограничения подачи газа и выполнен в виде дроссельного устройства. Управляют дроссельной заслонкой с помощью педали из кабины водителя.

Основным назначением дозатора газа является регулирование количества газа, подаваемого в смеситель из двухступенчатого редуктора низкого давления. Количество необходимого газа регулируют с помощью дроссельной заслонки. При нажатии на педаль рычаг привода дроссельной заслонки через ведущий валик открывает дроссельную заслонку. За счет разрежения в диффузоре смесителя газ поступает из редуктора низкого давления в смеситель.

Дозатор крепится к корпусу смесителя двумя шпильками. Корпус смесителя представляет собой цилиндр с вставленным в него диффузором типа сопла «Вентури». Внутри диффузор имеет кольцевой коллектор подвода газа через радиальные отверстия.

Дроссельная заслонка установлена на ведомом валике дозатора, который соединен со штоком диафрагмен-ного механизма ограничения подачи газа. Диафрагменный механизм позволяет управлять положением дроссельной заслонки независимо от положения рычага привода заслонки, например поворачивать заслонку в сторону закрытия при достижении двигателем максимально допустимой частоты вращения 2600 мин-1. Дозатор-смеситель устанавливают между воздушным фильтром и впускным трубопроводом двигателя.

Испаритель СНГ. Конструктивно испаритель СНГ выполняют в виде отдельного прибора. Он является одним из важнейших функциональных элементов системы питания. Испаритель (рис. 3.24) состоит из двух симметричных корпусов, соединенных при помощи болтов и прокладки. Корпусы выполнены в виде водяных полостей А, сообщающихся между собой соединительной втулкой, и снабжены входным и выходным штуцерами для воды.

Вход СНГ в газовые каналы происходит через штуцер, а выход — через штуцер. Проходя по каналам, газ подогревается горячей жидкостью системы охлаждения до перехода его в парообразное состояние. Испаритель эффективно обеспечивает переход СНГ в паровую фазу только в случае достижения рабочей температуры охлаждающей жидкости.

Испарители с подогревом жидкостью из системы охлаждения по сравнению с газовыми дольше сохраняют тепло после остановки двигателя. Для удаления охлаждающей жидкости из испарителя предусмотрен сливной краник. Испаритель изготавливают из алюминиевого сплава.

Подогреватель СПГ. При редуцировании СПГ его температура снижается. Наличие в газе определенного количества влаги может привести к замерзанию ее в редукторе высокого давления и нарушить работу всей газовой системы питания. Поэтому для обеспечения нормальной работы газовой системы питания перед редуцированием газ необходимо предварительно подогреть. Для этой цели используют тепло отработавших газов или жидкости из системы охлаждения.

Рис. 18. Газовый смеситель газодизельных автомобилей: 1 — диффузор; 2 — насадок

Рис. 19. Испаритель газобаллонных автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЭ-53-07: 1 — штуцер входной; 2 — штуцер входной для воды; 3 — штуцер выходной для воды; 4 — штуцер выходной для газа; 5 — сливной краник для воды; 6 — канал газовый; 7 — корпус левый; 8 — корпус правый; 9 — втулка

Подогреватель СПГ состоит из нижнего и верхнего корпусов соответственно, теплообменника, по которому проходят отработавшие газы, входного и выходного патрубков подачи отработавших газов. Входной патрубок теплообменника соединен гибким металлическим рукавом с приемной трубой глушителя. Через выходной патрубок отработавшие газы выбрасываются в атмосферу. Во входном патрубке установлена поворотная заслонка, открывая или закрывая которую с помощью тяги, можно регулировать степень подогрева СПГ в зависимости от времени года и климатических условий. В теплообменнике размещен змеевик для подачи СПГ, омываемый отработавшими газами.

Теплообменник испытывают на герметичность при давлении (0,200+0,025) МПа. Змеевик подачи СПГ испытывают на герметичность гидравлическим давлением 25 МПа. Корпус подогревателя покрывают алюминиевой эмалью.

Рис. 20. Подогреватель СПГ: 1 — штуцер входного патрубка СПГ; 2 — штуцер выходного патрубка СПГ; 3 — нижний корпус; 4 — змеевик; 5 — выходной патрубок отработавших газов; 6 — верхний корпус; 7 — теплообменник; 8 — входной патрубок отработавших газов

Рис. 21. Кронштейн-подогреватель редуктора высокого давления: 1 — отверстие; 2 — пластина; 3 — патрубок подвода охлаждающей жидкости; 4 — штуцер; 5 — гайка крепления; 6 и 7 — соответственно входное и выходное отверстия подачи охлаждающей жидкости

В газобаллонных автомобилях новых конструкций семейств ЗИЛ и ГАЗ СПГ подогревают непосредственно в редукторе высокого давления, размещенном в подкапотном пространстве. Тепло к редуктору высокого давления подводят путем теплопередачи от системы охлаждения двигателя. Кронштейн редуктора высокого давления одновременно является подогревателем газа.

Кронштейн в сборе содержит пластину, патрубок подвода охлаждающей жидкости, входное и выходное отверстия. Горячая жидкость из системы охлаждения двигателя через кран отопителя и патрубок поступает в радиатор отопителя кабины, а затем к насосу системы охлаждения двигателя.

Подогреватель СПГ автомобилей семейства КамАЗ устанавливают на правом лонжероне рамы. Он состоит из корпуса, теплообменника, патрубков, штуцеров. Входной и выходной патрубки соединены с системой охлаждения двигателя. При циркуляции жидкости в корпусе.подогревателя СПГ подогревается. Жидкость из системы охлаждения отбирается из левой водяной трубы и сливается в коробку термостатов.

Рис. 22. Подогреватель СПГ газодизельных автомобилей КамАЗ: / и //- направления движения газа и воды соответственно; 1 — штуцер входной; 2 и 5 — кольца уплотнительные; 3— корпус нагревателя; 4 — элемент теплообменный; 6 — штуцер выходной; 7 — патрубок подвода охлаждающей жидкости; 8 — патрубок слива охлаждающей жидкости в коробку термостата

Редуктор высокого давления. Редуктор обеспечивает понижение давления газа вследствие его расширения при прохождении через зазор между седлом и клапаном в камеру. Газ через фильтр поступает в камеру высокого давления. Усилие нажимной пружины передается через мембрану и толкатель на клапан. При перемещении клапана образуется зазор между ним и седлом, через который газ попадает в рабочую камеру.

Рис. 23. Редуктор высокого давления: 1 — фильтр; 2 — нажимная гайка; 3 — штуцер полости высокого давления; 4 — канал; 5 — уплотнитель клапана; 6 — направляющая толкателя; 7 — толкатель; 8 — винт регулировочный; 9 — гайка; 10 — крышка редуктора; 11 — опорная шайба; 12 — пружина; 13 — шайба нажимного диска; 14 — мембрана; 15 — канал; 16 — камера рабочая; 17 — канал; 18 — канал низкого давления; 19 — седло клапана; 20 — камера высокого давления; 21 — полость; 22 — корпус редуктора; 23 — пружина; 24 — клапан; 25 и 26— керамические фильтры; 27 — втулка; 28 — прокладка; 29 — прокладки; 30 — датчик; 31 — заглушки; 32 — датчик контрольной лампы падения давления газа; 33 — отверстие; 34 — предохранительный клапан; 35 — штуцер для аварийного снижения давления газа

Редуктор высокого давления состоит из корпуса, крышки, седла, датчика манометра высокого давления, датчика сигнализатора падения давления, керамического фильтра, предохранительного клапана и редуцирующего узла. Редуцирующий узел редуктора состоит из клапана, пружины, керамического фильтра, направляющей толкателя. Благодаря установке двух фильтров редуктор обладает повышенной степенью фильтрации газа.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке усилие нажимной пружины передается через мембрану, толкатель и редуцирующий клапан.

Давление газа в редукторе высокого давления понижается путем одноступенчатого расширения его при прохождении между клапаном и седлом. Газ высокого давления, пройдя керамические фильтры, поступает в камеру высокого давления, проходит через редуцирующий узел и попадает в рабочую камеру. Редуцирующий клапан открыт под действием усилия нажимной пружины, которая передает это усилие на клапан через мембрану и толкатель до тех пор, пока давление газа под мембраной не уравновесит усилие нажимной пружины. В этом случае клапан находится в равновесии с учетом пружины.

Редуктор высокого давления заключен в специальный корпус и крепится на лонжероне рамы рядом с подогревателем газа. При повышении давления газа на выходе из редуктора выше 1,7 МПа срабатывает предохранительный клапан. Редуктор автоматически поддерживает рабочее давление в пределах 0,95—1,10 МПа. Он снабжен датчиком сигнализатора падения давления газа.

В газобаллонных автомобилях новых конструкций вместо регулировочного винта размещен штуцер 35 для аварийного снижения давления газа при разрыве мембраны. Для повышения пожарной безопасности при разрыве мембраны редуктора газ из крышки отводят за пределы подкапотного пространства через угловой штуцер и газопровод.

Если при быстром открывании дроссельных заслонок карбюратора-смесителя на работающем двигателе резко снижается давление газа на выходе редуктора высокого давления, то это свидетельствует о засорении фильтров редуктора. Ремонтировать редуктор высокого давления можно только в условиях специализированной мастерской. При любой неисправности редуктора высокого давления необходимо закрыть магистральный вентиль на крестовине и вырабатывать газ из системы питания.

Категорически запрещается подтягивать детали и ремонтировать редуктор при наличии в нем газа.

Электромагнитный клапан с фильтром конструктивно объединяют в одном корпусе. Этот элемент предназначен для очистки природного газа от смолистых веществ, ржавчины, пыли и других механических примесей. Одновременно он служит для автоматического перекрытия газовой магистрали в аварийной ситуации.

Электромагнитные клапаны на автомобилях семейств ЗИЛ и ГАЗ, работающих на СПГ, имеют различную конструкцию. Газовый фильтр на автомобилях семейства ЗИЛ состоит из корпуса, войлочного фильтрующего элемента, который включает сетку и пакет войлочных колец. В корпусе выполнено два резьбовых отверстия. Они предназначены для ввертывания штуцеров, для ввода и вывода СПГ соответственно. Колпак газового фильтра при его монтаже на корпусе уплотнен резиновым кольцом и медной прокладкой, устанавливаемой на головку болта.

При выключенном зажигании клапан электромагнита находится в закрытом состоянии и не пропускает газ к редуктору низкого давления. При включении зажигания (при работе на газе) клапан открывается и газ через фильтрующий элемент поступает к редуктору низкого давления.

Рис. 24. Электромагнитный клапан с фильтром для СПГ: а — автомобили семейства ЗИЛ; б — автомобили семейства ГАЗ; I — клапан; 2 — канал; 3 — штуцер входной; 4 — полость; 5 — болт; 6 — прокладка; 7 — колпак; 8 — сетка; 9 — фильтрующие кольца; 10 — уп-лотнительные кольца; 11— канал выходной; 12— штуцер выходной; 13 — корпус; 14 — канал; 15 — прокладка; 16 — электромагнитный клапан; 17 — пружина; 18 — отстойник; 19 — фильтрующий элемент

Электромагнитный клапан на автомобилях семейства ГАЗ работающих на СПГ, выполнен в одном корпусе с газовым фильтром и расположен с левой стороны щитка перед капотом. Электромагнитный клапан соленоидного типа состоит из катушки, сердечника и якоря, один конец которого выполнен в виде уплотнительного клапана, и крепится к корпусу а резьбе через медную прокладку. Клапан содержит корпус с полостью, отстойник, входной и выходной штуцера. В отстойнике размещены фильтрующие элементы, нагруженные пружиной. Отстойник крепят к корпусу с болтом через прокладку, фильтрующий элемент состоит из чередующихся между собой сетчатых и войлочных шайб, заключенных в обойму. Фильтрующий элемент уплотнен в корпусе с помощью колец, изготовленных из маслобензостойкой резины.

Электромагнитный клапан с фильтром работает следующим образом. Газ через входной штуцер, полый болт, фильтрующий элемент и соединительный канал поступает в полость. Клапан под действием пружины электромагнита прижат к седлу, закрывая выходное отверстие канала. При включении зажигания (при работе на СПГ) якорь втягивается в катушку электромагнита и клапан открывает отверстие канала для подачи газа в редуктор низкого давления.

Рис. 25. Магистральный газовый фильтр автомобилей ЗИЛ-138, работающих на СНГ: 1 — штуцер входа газа; 2 — стержень; 3 — гайка; 4 — штуцер выхода газа; 5 — фильтрующий элемент; б — корпус

Ппи выключенном зажигании герметичность обеспечивается путем прижатия клапана 1 пружиной электромагнита и дополнительно силой давления газа в полости.

Газовый фильтр для СНГ. Он содержит корпус, фильтрующий элемент, состоящий из сетки и пакета войлочных колец. В крышке имеется два резьбовых отверстия. Они предназначены для ввертывания штуцеров при вводе и выводе газа, фильтр размещают перед редуктором низкого давления. В некоторых конструкциях автомобилей при использовании СНГ фильтр изготавливают в сборе с электромагнитным клапаном для автоматического перекрытия газовой магистрали в аварийной ситуации.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Газобаллонные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности газовой аппаратуры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства