Поперечно расположенный на автомобиле двигатель МеМЗ-245 четырехцилиндровый, четырехтактный, бензиновый, с жидкостным охлаждением, с рядным расположением цилиндров, наклоненных под углом 10° в сторону карбюратора.
Рис. 1. Поперечный разрез двигателя:
1 — карбюратор; 2 — крышка головки цилиндров; 3 — крышка маслозаливной горловины; 4 — прокладка крышки головки цилиндров; 5 — головка цилиндров; 6 — *болт крепления головки цилиндров; 7 — наконечник свечи; 8 — датчик-распределитель; 9 — свеча зажигания; 10 — прокладка головки цилиндров; 11 — маслоизмерительный стержень; 12 — трубка подводящая жидкость; 13 — палец поршня; 14 — поршень; 15 — шатун; 16 — трубка маслоизмерительного стержня; 17 — коленчатый вал; 18 — прокладка масляного картера; 19 — маслосливная пробка; 20 — масляный фильтр; 21 — выпускной коллектор; 22 — рым-планка; 23 — впускной коллектор; 24 — проставка фланца; 25 — топливосборник; 26 — прокладка фланца карбюратора уровни масла: А — верхний, равный 3,45 л и Б — нижний, равный 2,45 л
Верхний распределительный вал обеспечивает уменьшение масс, движущихся возвратно-поступательно в клапанном приводе, а следовательно, позволяет увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Привод распределительного вала и водяного насоса плоскозубчатым ремнем уменьшает шум двигателя и облегчает его техническое обслуживание.
Система питания снабжена воздушным фильтром со сменным бумажным фильтрующим элементом, который заменяется через каждые 15 000 км пробега автомобиля при нормальных условиях его эксплуатации. Использование в системе смазки полнопоточного сменного масляного фильтра позволило увеличить пробег автомобиля без его замены до 15 000 км.
Пусковые качества двигателя при низких температурах окружающего воздуха обеспечиваются мощным стартером, эффективным аккумулятором и стабильными параметрами примененных масел. Двигатель надежно пускается без предварительного подогрева при температурах до -20 °С.
Разборка и сборка двигателя
Разборка двигателя. Инструмент, приспособления, оборудование: поворотное приспособление для двигателя, ручная таль или электротельфер грузоподъемностью 100…150 кг, динамометрический ключ с набором головок 13; 17; 19; 30 мм, комбинированные плоскогубцы, отвертки, торцовые ключи 10; 12; 13 мм, ключ, ключи 9×9 и 8×8 мм.
Перед разборкой тщательно вымыть двигатель и насухо протереть.
Разборку производить в следующей последовательности:
— установить двигатель на приспособление для разборки и сборки, проверить и при необходимости слить остатки масла из масляного картера и охлаждающую жидкость из блока;
— снять генератор: отвернуть гайку крепления натяжной планки и снять ремень привода генератора, отвернуть болт крепления генератора к кронштейну, вынуть болт и снять генератор, отвернуть болты и снять кронштейн генератора и натяжную планку;
— снять шланг вакуум-корректора, ослабить хомуты и снять шланги подачи бензина от бензинового насоса к карбюратору и подогрева смесительной камеры карбюратора, отвернуть гайки и снять промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок, карбюратор, проставку, топливосборник и прокладки;
— отвернуть гайки и снять бензиновый насос с проставкой, штангой и прокладками;
— отвернуть гайки крепления корпуса датчика-распределителя и, повертывая вокруг оси за вакуум-корректор, снять его;
— вывернуть свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
— отвернуть болты и снять с блока цилиндров трубопровод подвода охлаждающей жидкости к водяному насосу;
— приспособлением отвернуть и снять масляный фильтр;
— вывернуть из блока цилиндров датчик указателя минимального давления масла, вынуть из трубки указателя уровня масла маслоизмерительный щуп;
— отвернуть болт и гайку, снять заборник теплого воздуха,
— отвернуть остальные гайки, снять впускной, выпускной коллекторы и прокладку;
— отвернуть два болта и снять верхний кожух плоскозубчатого ремня;
— закрепить маховик стопором для предотвращения проворачивания коленчатого вала, отвернуть гайку, снять шайбу и универсальным съемником снять ведущий шкив привода генератора;
— отвернуть два болта и снять упор верхнего кожуха;
— отвернуть два болта и снять: распорные втулки, кронштейн с натяжным роликом, натяжную пружину и плоскозубчатый ремень;
— выпрямить стопорную шайбу, отвернуть на 4..5 оборотов болт крепления ведомого шкива распределительного вала; съемником сдвинуть с места и снять ведомый шкив распределительного вала;
— отвернуть три болта и снять упор пружины натяжного ролика и водяной насос с прокладкой;
— отвернуть две стрелки и два болта, снять внутренний кожух плоскозубчатого ремня и съемником снять ведущий шкив распределительного вала;
— отвернуть пять винтов и снять крышку головки цилиндров и прокладку;
— отвернуть шесть болтов и снять с крышки головки цилиндров крышку, отражатель маслоотделителя и прокладку;
— отвернуть десять болтов и снять головку цилиндров и прокладку;
— отвернуть шесть болтов, снять кожух сцепления с нажимным диском и ведомый диск сцепления;
— застопорить маховик стопором, отвернуть шесть болтов, снять шайбу болтов и маховик, отвернуть два болта и снять защитный кожух;
— перевернуть двигатель на стенде масляным картером вверх, отвернуть болты крепления масляного картера к блоку, держателю манжеты и к масляному насосу, снять масляный картер с прокладкой и маслоприемник;
— отвернуть гайки шатунных болтов, снять крышки шатунов с нижними вкладышами и осторожно вынуть через цилиндры поршни с поршневыми кольцами, шатунами и верхними шатунными вкладышами.
Рис. 2. Приспособление для крепления двигателя при разборке и сборке:
1 — корпус; 2 — поворотный корпус; 3 — рукоятка
Рис. 3. Двигатель, установленный на приспособление для разборки и сборки:
1 — двигатель; 2 — приспособление для разборки и сборки
Рис. 4. Привод генератора и проверка натяжения ремня: 1— гайка крепления генератора к натяжной планке; 2 — натяжная планка; 3 — ремень; 4 — шкив привода генератора; 5 — генератор; 6 — гайка болта крепления генератора к кронштейну; 7 — шкив коленчатого вала
Рис. 5. Снятие карбюратора
Рис. 6. Снятие масляного фильтра:
1 — приспособление; 2 — картер двигателя; 3 — масляный фильтр
Рис. 7. Снятие верхнего кожуха плоскозубчатого ремня
Рис. 8. Снятие ведомого шкива распределительного вала
Рис. 9. Снятие ведущего шкива распределительного 4 вала
ВНИМАНИЕ! Перед выемкой поршней с шатунами из цилиндров очистить нагар в верхней части цилиндров для свободного продвижения поршней и, особенно, поршневых колец из цилиндров, пометить порядковый номер цилиндра на днище поршня, на шатуне и его крышке, чтобы при сборке установить их в соответствующие цилиндры.
Раскомплектование шатунов (замена крышек нижних головок) не допускается;
— отвернуть болты и снять держатель манжеты с прокладкой и масляный насос в сборе;
— отвернуть болты крепления крышек всех коренных подшипников, снять крышки вместе с нижними вкладышами, снять коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.
ВНИМАНИЕ! Проверить метки на крышках коренных подшипников и блоке цилиндров, при необходимости пометить, чтобы при последующей сборке установить крышки на прежние места в блоке. Замена крышек не допускается.
Сборка двигателя.
Выполнив необходимый ремонт и определив детали, подлежащие замене, приступить к сборке двигателя в обратном порядке, начав с установки коленчатого вала.
Примечание. Для предупреждения подтекания жидкости и смазки необходимо смазать герметизирующей пастой КПТ-75Т ТУ 38.403435-82 резьбовые соединения, стыки поверхностей, уплотняемые прокладками (кроме резиновых и асбостальных), и наружные диаметры манжет, обезжирив поверхности.
Для сборки необходимо:
— установить коленчатый вал: смазать вкладыши моторным маслом;
— уложить в гнездо среднего коренного подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности;
— уложить в гнездо остальных коренных подшипников и их крышек вкладыши с выточкой на внутренней поверхности;
— уложить в коренные подшипники коленчатый вал;
— вставить в гнезда среднего коренного подшипника два упорных полукольца, направляя их выемками к упорным поверхностям коленчатого вала;
— установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками так, чтобы метки на крышках находились с правой стороны двигателя (стороне установки генератора и стартера);
— затянуть болты крышек усилием 70…85 Н-м (7…8,5 кгс-м);
— установить на блок цилиндров магнитную подставку с индикатором и, перемещая отвертками коленчатый вал, проверить осевой зазор между упорными полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала. Зазор должен быть 0,054…0,306 мм. Если зазор превышает максимально, допустимый 0,40 мм, то заменить упорные полукольца другими увеличенной толщины на 0,127 мм против номинального размера;
установить в цилиндры поршни с шатунами в сборе:
— установить блок плоскостью под головки цилиндров вверх;
— смазать моторным маслом поверхности цилиндров и поршней;
— с помощью оправки вставить в цилиндр поршни с шатунами, подобранные и собранные в соответствии с указаниями главы “Поршни и шатуны”. Стрелки на поршнях должны быть обращены в сторону привода распределительного вала;
— смазать шатунные вкладыши моторным маслом и установить их в шатуны и крышки шатунов. Соединить шатуны с шейками коленчатого вала и установить крышки шатунов так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна. Затянуть шатунные болты усилием 50…56 Н-м (5,0…5,6 кгс-м);
— смазать рабочую кромку манжет и оправку смазкой Литол-24, установить прокладку держателя манжеты;
— надеть держатель с манжетой на оправку и, передвинуть его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепить к блоку четырьмя болтами с пружинными шайбами;
— установить масляный насос; залить в маслоприемную полость насоса моторное масло, прокручивая ведущую шестерню насоса до полного заполнения впадин зубьев;
— установить прокладку, смазать рабочую кромку манжеты и оправку смазкой Литол-24, надеть масляный насос 3 на оправку, установить оправку на носок коленчатого вала, совместить штифты на блоке и отверстия в корпусе насоса, передвинуть насос с оправки на шейку коленчатого вала и закрепить масляный насос на блоке;
— установить прокладку и закрепить маслоприемник к корпусу насоса.
Рис. 10. Установка упорных полуколец в гнезда картера среднего коренного подшипника
Рис. 11. Проверка осевого разбега и маркировка крышек подшипников коленчатого вала:
1,2, 4, 5-крышки подшипников; 3 — средняя крышка подшипника; 6 — коленчатый вал; 7 — упор пружины натяжителя; 8 — штифт установочный; 9 — картер коленчатого вала; 10 — метки крышек подшипников; 11 — установочная втулка; 12 — магнитная стойка с индикатором; А — осевой разбег 0,054…0,306 мм
Рис. 12. Оправка для установки поршня с кольцами и шатуном в цилиндр:
1 — оправка; 2 — поршень; 3 — картер
Рис. 13. Установка держателя манжеты на фланец коленчатого вала:
1 — коленчатый вал; 2 — держатель манжеты; 3 — оправка
Примечание. При установке прокладок держателя манжеты и масляного насоса утопание прокладок от плоскости разъема блока и масляного картера не допускается. Выступающую часть прокладок над плоскостью разъема необходимо аккуратно срезать;
— установить защитный кожух и закрепить его двумя болтами;
— установить маховик на фланец коленчатого вала, совместить отверстия (одно отверстие на фланец коленчатого вала и маховика смещено), подложить шайбу под болт, закрепить маховик болтами с усилием затяжки 70…90 Н-м (7,0…9,0 кгс-м);
— установить масляный картер с прокладкой, прикрепив его болтами к блоку цилиндров, держателю манжеты и к масляному насосу;
— установить головку цилиндров: перевернуть блок цилиндров; установить на блок две центрирующие втулки;
— по центрирующим втулкам установить прокладку и головку цилиндров, собранную, как указано в главе “Головка цилиндров”;
— прокладку головки цилиндров рекомендуется натереть графитовым порошком, чтобы она не прилипала к блоку и головке цилиндров;
— затянуть в определенной последовательности болты головки цилиндров предварительно усилием 45…50 Н-м (4,5…5 кгс-м), окончательно усилием 95…105 Н-м (9,5…10,5 кгс-м);
— установить водяной насос. При этом необходимо направить отверстие для слива жидкости вниз и отрегулировать подбором прокладок необходимой толщины зазор 0,5…0,9 мм между торцем крыльчатки 10 и расточкой блока цилиндров;
— установить нижний кожух плоскозубчатого ремня и закрепить болтами и стрелками;
— установить на коленчатый вал ведущий шкив распределительного вала;
— установить на распределительный вал ведомый шкив, стопорную шайбу, закрепить болтом с усилием затяжки 28…36 Н-м (2,8…3,6 кгс-м) и отогнуть шайбу на грани гайки;
— совместить метки ведущего и ведомого шкивов со стрелками,
— установить натяжной ролик с кронштейном (при этом болты не затягивать), пружину натяжного ролика и надеть плоскозубчатый ремень; провернуть 2…4 раза коленчатый вал двигателя, еще раз проверить совмещение меток на ведущем и ведомом шкивах со стрелками и затянуть болты крепления натяжного ролика;
— установить упор верхнего кожуха и шкив привода генератора, шайбу и затянуть гайку усилием 100…125 Н-м (10…12,5 кгс-м);
— перевернуть блок цилиндров, натереть графитовым порошком прокладку под впускной и выпускной коллекторы, установить ее на шпильки, установить впускной и выпускной коллекторы, заборник подогретого воздуха и закрепить их гайками;
— установить на шпильки впускного коллектора проставку с прокладками, топливосборник, карбюратор, промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок и закрепить гайками;
— завернуть в блок цилиндров датчик давления масла и сливную пробку охлаждающей жидкости, а в головку цилиндров – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
— отрегулировать зазоры в клапанном механизме, как указано в подразделе “Регулировка зазоров в механизме привода клапанов”. Зазор между наконечником регулировочного винта и торцем стержня клапана на холодном двигателе должен быть 0,135…0,165 мм для впускного и 0,30…0,33 мм для выпускного клапанов;
— установить бензиновый насос в соответствии с указаниями подраздела “Бензиновый насос”. Присоединить бензопровод к бензиновому насосу и карбюратору и закрепить его хомутами;
— установить ведомую шестерню привода распределителя. При установке
— шестерни коленчатый вал необходимо установить в положение ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. Для этого необходимо совместить метки на ведомом и ведущем шкивах со стрелками;
— выставить ведомую шестерню меньшим сектром поводка вверх, а ось паза поводка для сопряжения с выступом муфты распределителя повернуть вниз под углом 22°±13° к продольной оси двигателя;
— ввести ведомую шестерню в зацепление с ведущей шестерней на распределительном валу. После установки ведомой шестерни пас на поводке должен располагаться под углом 13° к продольной оси двигателя, допустимое отклонение ±13°, а меньший сектор – вверху;
— проверить боковой зазор в зацеплении шестерен приспособлением, как показано на рис. 30, который при монтаже равен 0,05…0,45 м, максимально допустимый зазор в эксплуатации не должен превышать 0,65 мм. В зависимости от радиуса R зазор должен быть в пределах (0,004…0,036) при монтаже и не более 0,08Д в эксплуатации;
— установить датчик-распределитель зажигания и отрегулировать момент зажигания, как указано в подразделе “Система зажигания”;
— завеонуть свечи зажигания в головку цилиндров и затянуть усилием 20…30 Н-м (2,0…3,0 кгс-м). Соединить проводами датчик-распределитель со свечами зажигания;
— установить в крышку головки цилиндров прокладку, крышку и отражатель маслоотделителя и закрепить болтами, установить крышку головки цилиндров с прокладкой на гоЛовку цилиндров и закрепить крышку винтами, затягивая их моментом 14…18 Н-м (1,4…1,8 кгс-м);
— установить масляный фильтр; смазать резиновую уплотнительную прокладку моторным маслом, завернуть его на штуцер в блоке цилиндров вручную, а после касания прокладки довернуть его еще на 3/4 оборота;
— установить на корпус воздушного фильтра шланг системы вентиляции картер и шланг подачи горячего воздуха к воздушному фильтру и закрепить хомутами;
— присоединить шланг системы вентиляции картера и шланги подогрева смесительной камеры с карбюратором;
— установить на блок цилиндров подводящую трубу от радиатора и отопителя с прокладкой и верхний кожух плоскозубчатого ремня; установить генератор: прикрепить болтами кронштейн генератора к блоку цилиндров, установить генератор на кронштейне и закрепить болтом, не затягивая окончательно гайку;
— прикрепить болтами натяжную планку к блоку цилиндров;
— приподнять генератор и без помощи механических приспособлений надеть ремень на шкивы коленчатого вала и генератора;
— отрегулировать натяжные ремни, прогиб ремня при приложении усилия 80…100 Н (8,0…10,0 кгс) между шкивами должен быть 8…10 мм, закрепить генератор на натяжной планке гайкой 1 крепления генератора усилием затяжки 29…46 Н-м (2,9…4,6 кгс-м);
— затянуть гайку 6 болта крепления генератора к кронштейну усилием затяжки 60…74 Н-м (6,0…7,4 кгс-м).
Рис. 14. Установка масляного насоса на носок коленчатого вала:
1 — оправка; 2 — манжета; 3 — масляный насос; 4 — коленчатый вал
Рис. 15. Схема затяжки болтов крепления головки цилиндров:
1 — маховик
Рис. 16. Установка ведомой шестерни привода датчика-распределителя:
а — положение паза до установки шестерни; б — положение паза после установки шестерни; 1 — меньший сектор поводка шестерни привода; А—А — продольная ось двигателя
Рис. 17. Проверка бокового зазора в зацеплении шестерен привода датчика-распределителя
Залить моторное. масло в горловину на крышке головки цилиндров. Закрыть горловину пробкой, вставить в отверстие на блоке цилиндров маслоизмерительный стержень уровня масла и снять двигатель со стенда.
ВНИМАНИЕ! При сборке следует обращать внимание на то, чтобы на поверхностях патрубков и трубок, на которые надеваются шланги, не было задиров металла. При затягивании хомутов не допускать складок на поверхностях шлангов.
Особенности снятия и установки некоторых узлов и деталей двигателя
Снятие и установка головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля.
Головку цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если ее неисправности не требуют снятия двигателя.
Головку снимают при необходимости: притирки клапанов к их седлам, замены клапанов, замены направляющих или седел клапанов, очистки нагара со стенок камер сгорания или замены прокладки головки цилиндров.
Последовательность разборки при снятии головки следующая:
— слить охлаждающую жидкость из блока и радиатора, отсоединить выпускную трубу от выпускного коллектора;
— снять наконечники свечей с проводами высокого напряжения и центральный провод крышки датчика-распределителя зажигания, воздушный фильтр;
— отсоединить приводы дроссельной и воздушной заслонок, трубки рецикуляции топлива от карбюратора и трубки подвода и отвода бензина от бензонасоса.
Примечание. Карбюратор, впускной и выпускной коллекторы лучше оставить на головке. Они снимаются с головки только при необходимости;
— отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;
— отсоединить шланги от патрубка системы охлаждения на головке цилиндров, от впускного коллектора к приемному патрубку водяного насоса и подогрева смесительной камеры карбюратора;
— снять датчик-распределитель, бензиновый насос, верхний кожух плоскозубчатого ремня;
— совместить стрелки на ведомом и ведущем шкивах привода распределительного вала;
— ослабить два болта кронштейна натяжного ролика;
— снять плоскозубчатый ремень со шкива распределительного вала и ведомый 4 шкив распределительного вала.
Примечание. Не рекомендуется проворачивать коленчатый вал двигателя во избежание нарушения фаз газораспределения после снятия плоскозубчатого ремня;
снять верхнюю крышку головки цилиндров, отвернуть болты крепления головки цилиндров, поднять головку цилиндров на высоту 8… 10 мм и отвести ее в сторону коробки передач до выхода носка распределительного вала с нижнего кожуха плоскозубчатого ремня, снять головку и прокладку;
установить головку цилиндров на стол и снять промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок, карбюраторов, проставку, топливосборник, заборник горячего воздуха, впускной и выпускной коллекторы и прокладку.
Установку головки цилиндров на двигатель производить в обратной последовательности.
При этом необходимо:
— прокладку под впускной и выпускной коллекторы, а также прокладку головки цилиндров натирать графитовым порошком, чтобы она не прилипала;
— установить головку цилиндров, затянуть болты в определенной последовательности, так как указано в подразделе “Сборка двигателя”;
— установить на распределительный вал ведомый шкив, стопорную шайбу, закрепить болт усилием 28…36 Н-м (2,8…3,6 кгс-м), отогнуть шайбу на грани болта;
— совместить стрелку с меткой на шкиве, проворачивая шкив распределительного вала, и надеть плоскозубчатый ремень;
— провернуть 2…4 раза коленчатый вал двигателя, еще раз проверить совмещение меток на ведущем и ведомом шкивах со стрелками и’ затянуть болты крепления кронштейна натяжного ролика;
— отрегулировать зазор в клапанном механизме, как указано в подразделе “Регулировка зазоров в механизме привода клапанов”.
Снятие и установка оси коромысел и коромысел без снятия двигателя с автомобиля. Ось коромысел снимают с двигателя, установленного на автомобиле при ее поломке, поломке коромысел, износе их цилиндрических поверхностей, а также при поломке пружин клапана или замене колпачков-манжет на направляющих клапана.
Для снятия оси коромысел необходимо:
— снять воздушный фильтр, бензиновый насос, датчик-распределитель зажигания, верхний кожух плоскозубчатого ремня, крышку головки цилиндров, как указано в подразделе “Снятие и установка головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля”;
— после этого снять корпус бензинового насоса и датчика-распределителя, ослабить гайки регулировочных винтов, вывернуть регулировочные винты на 7…8 мм и снять с них наконечники;
— прокрутить коленчатый вал до совпадения одного из отверстий ведомого шкива распределительного вала с пробкой на головке цилиндров;
— ключом с квадратом 9×9 вывернуть пробку с головки цилиндров, отвернуть стопорный винт 24 оси коромысел и мягкой выколоткой вытолкнуть ось коромысел в сторону маховика.
Установку оси коромысел производить в обратной последовательности:
— смазать ось моторным маслом, установить ось коромысел в головку цилиндров так, чтобы паз на оси находился со стороны маховика, а отверстия диаметром 4 мм для подвода смазки к шейкам распределительного вала внизу;
— установить наконечники регулировочных винтов и отрегулировать зазоры в клапанном механизме, как указано в подразделе “Регулировка зазоров в механизме привода клапанов”.
Снятие и установка распределительного вала без снятия двигателя с автомобиля. Распределительный вал снимается с двигателя, установленного на автомобиле, при износе вершин кулачков или замене шестерни привода распределителя.
Для снятия распределительного вала необходимо:
— снять ось коромысел, коромысла, ведомый шкив распределительного вала, как указано в подразделе “Снятие и установка оси коромысел и головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля”;
— после этого вынуть распределительный вал из головки цилиндров в сторону маховика.
Установку распределительного вала выполнять в обратной последовательности:
— смазать рабочую кромку манжеты, оправку и шейки распределительного вала смазкой Литол-24, ввести оправку в гнездо головки цилиндров со стороны корпуса привода бензинового насоса и датчика-распределителя и, проталкивая оправку совместно с распределительным валом в гнезда головки цилиндров, установить распределительный вал в головку;
— установить ось коромысел и коромысла, смазав их моторным маслом;
— установить корпус привода распределителя и проверить осевой разбег распределительного вала, который должен быть 0,1…0,5 мм – он регулируется толщиной прокладки;
— установить на распределительный вал ведомый шкив, как указано в подразделе “Снятие и установка головки цилиндров без снятия двигателя с автомобиля”;
— установить наконечники регулировочных винтов и отрегулировать зазоры в клапанном механизме, как указано в подразделе “Регулировка зазоров в механизме привода клапанов”.
Рис. 8. Установка распределительного вала в головку цилиндров:
1 — оправка; 2 — манжета; 3 — распределительный вал; 4 — головка цилиндров
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструктивные особенности двигателя ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы