Отопление и вентиляция салона конструктивно взаимосвязаны и служат для вентиляции салона в летнее время и подачи нагретого или смешанного воздуха в салон в зимнее время года. Воздух подается в салон либо естественным путем при движении, либо электровентилятором, создавая таким образом комфорт в салоне.
Отопитель расположен в салоне кузова и крепится за проушины корпуса четырьмя гайками к приварным шпилькам на панели воздухопритока. Весь воздух, поступающий в салон (холодный или подогретый), входит через щели наружной облицовки панели, далее через воздуховод, отопитель и в зависимости от расположения заслонок поступает в район стекла ветрового окна, на боковые стекла, в центральную часть панели приборов и в район ног водителя и пассажира. Отопитель имеет правый и левый кожухи, которые соединяются между собой скобами. В верхней части отопителя между верхним и нижним кожухами крепится электродвигатель с резиновой прокладкой. На вал электродвигателя с обеих сторон напрессовываются рабочие колеса, удерживаемые стопорными кольцами. Во внутренней части кожухов имеется выборка, пазами которой через прокладку удерживается электродвигатель. Кожуха между собой крепятся болтами. Подсобранный электродвигатель с рабочими колесами и кожухами устанавливается в выборке между правым и левым кожухами и удерживается в специально отлитых кольцевых канавках. Управление работой электровентилятора осуществляется ручкой частоты вращения электродвигателя, выведенной также на панель приборов.
Рис. 1. Детали отопителя и его управление:
1 — блок управления отопителем; 2 — скоба крепления тяги; 3 — тяга; 4 — верхний кожух; 5 — левый кожух; 6 — резистор; 7 — рабочее колесо; 8 — прокладка; 9 — электродвигатель; 10 — заслонка кожуха; 11 — пружина заслонки; 12 — кран управления; 13 — шланг от двигателя; 14 — нижний кожух; 15 — шланг от крана управления; 16 — задняя заслонка; 17, 21 — рычаги привода заслонок; 18 — уплотнитель; 19 — шланг к двигателю; 20 — радиатор; 22 — пружина заслонки; 23 — правый кожух; 24 — передняя заслонка; 25 — пластинчатая гайка; 26 — болт крепления блока; 27 — рукоятка; 28 — пружинная скоба крепления кожухов; 29 — стопорное кольцо
В нижней части отопителя расположен радиатор, который крепится к наружной панели правого кожуха тремя винтами. Радиатор соединен с краном управления и системой охлаждения двигателя шлангами. Шланги на стенке моторного отсека уплотнены резиновым уплотнителем.
Рис. 2. Отопление и вентиляция:
1 — панель приборов; 2 — стекло ветрового окна; 3 — облицовка панели; 4 — капот передка; 5 — боковые сопла системы отопления и вентиляции салона; 6 — ручка переключения частоты вращения электродвигателя вентилятора; 7 — рукоятка управления краном отопителя; 8 – рычаг управления заслонками отопителя; 9 – рычаг открытия нижней заслонки-10 -ручка (маховичок) привода заслонки; 11 – рукоятка управления направляющими сопел; 12 – панель воздухопритока-13 – кожух отопителя; 14 – тяга управления краном отопителя; 15 – рабочее колесо; 16 – отводящий шланг-17 – подво’дя-щии шланг; 18 – радиатор отопителя; 19 – уплотнитель; 20 – блок резисторов; 21 – электродвигатель вентилятора; 22 -болт крепления блока управления отопителем; 23 – блок управления отопителем; 24 – предохранитель; 25 – центральная заслонка вентиляции;
1 — путь холодного воздуха; II — путь нагретого воздуха; III — путь воздуха при вентиляции; IV — путь жидкости через кран и радиатор отопителя; V — кран управления; VI — электродвигатель с рабочими колесами и электрическая схема включения
Над радиатором установлены заслонки передняя и задняя. Приводы заслонок осуществляются рычагами, выведенными на правую сторону кожуха. Для фиксации рычагов в закрытом или открытом положении служит пружина.
Под радиатором установлена заслонка кожуха с рукояткой управления, расположенной в нижней части отопителя.
Кран управления отопителем служит для регулировки циркуляции жидкости в радиаторе. На отопителе может быть установлен кран управления пластмассовый или металлический неразборных конструкций. Управление краном осуществляется тягой, соединенной с блоком управления. Блок управления крепится в средней части панели приборов двумя болтами, рукоятка его выведена на панель приборов.
Работа отопителя. Для отопления салона и предохранения стекол от запотевания и обмерзания надо:
— открыть кран отопителя перемещением рукоятки в крайнее левое положение;
— открыть заслонки переднюю и заднюю, установив рычаг управления заслонками в нижнее положение.
При движении автомобиля нагретый воздух будет поступать в салон. Для увеличения его поступления можно включить дополнительно электровентилятор. Электровентилятор включается ручкой 6, которая имеет четыре положения: “Выключено”, а при повороте ручки по часовой стрелке включаются 1-я, 2-я и 3-я скорости вращения электровентилятора.
В зависимости от положения заслонки (управляется ручкой) и нижней заслонки, открываемой рычагом, а также положением рукоятки управления соплами нагретый воздух будет поступать на панель приборов, боковые стекла, стекло ветрового окна и в район ног водителя и пассажира.
Для быстрого обогрева только ветрового стекла и боковых стекол надо заслонку на панели приборов и заслонку под радиатором (управляемой рычагом) закрыть, направив таким образом максимально всю струю теплого воздуха на стекла.
Эффективность работы отопителя зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, которую в холодное время года необходимо поддерживать в пределах 80…90 °С.
Рис. 3. Радиатор отопителя:
1 — уплотнительная прокладка бачка; 2 — левый бачок; 3 — отгибной ус дна бачка; 4 — турбулизатор радиатора; 5,6- дно бачка; 7 — охлаждающая пластина
Для быстрого прогрева двигателя и повышения эффективности отопителя необходимо в зимнее время года перед радиатором охлаждения двигателя устанавливать экран для поддержания нормальной температуры двигателя.
Снятие и установка отопителя. Отопитель с автомобиля необходимо снимать при течи радиатора, при выходе из строя электровентилятора или при его заедании. Для снятия отопителя надо вначале слить с двигателя охлаждающую жидкость, затем отсоединить шланги от радиатора (в моторном отсеке) и, отвернув четыре гайки крепления отопителя к панели воздухопритока, опустить его вниз. Разъединить штекерное соединение проводов (под панелью приборов в районе переключателя отопителя), снять отопитель с автомобиля. Для снятия радиатора надо отвернуть три винта и снять его с отопителя.
Радиатор разборный, трубчато-пластинчатый, с пластмассовыми бачками. Сердцевина радиатора изготовлена из алюминиевых охлаждающих трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. С каждой стороны сердпевины радиатора устанавливается металлическое дно с резиновой прокладкой. Прокладка уплотняет концы трубок, а установленный на нее пластмассовый бачок поджимается к прокладке отгибными усами. Внутри трубок установлены пластмассовые турбулизаторы для лучшей отдачи тепла.
Радиатор, как правило, работает вполне надежно, однако при длительной эксплуатации автомобиля из-за естественного старения уплотнительной прокладки может появиться течь. Если течь обнаружена со стороны отгибных усов, надо их слегка поджать, предварительно установив под дно надежный упор, чтобы не подвергнуть деформации дно и не повредить сердцевину радиатора. Для снятия с отопителя электровентилятора надо снять боковые и верхние скобы крепления боковых кожухов и, слегка раздвинув кожуха, снять электровентилятор в сборе с верхним и нижним кожухами. Далее, отвернув два болта, отделить от электровентилятора кожуха. Снять с вала стопорные кольца и выпрессовать рабочие колеса. Разобрать электродвигатель, проверить, осмотреть и при необходимости заменить щетки, зачистить коллектор. При повреждении обмоток на роторе или значительном подгорании коллектора ротор или электродвигатель заменить новым. При сборке электродвигателя смазать подшипники смазкой ЦИАТИМ-201.
Установка подсобранного электровентилятора с кожухами на отопитель выполняется в обратной последовательности. После сборки отопителя необходимо (перед его установкой на автомобиль) проверить работу электровентилятора. Правильно собранный и установленный электровентилятор должен работать без заеданий и плавно изменять частоту вращения.
При установке отопителя на автомобиль надо предварительно завернуть на 2…3 оборота две гайки (с левой стороны на панели воздухопритока), затем- завести левую часть отопителя проушинами крепления под гайки, приподнимая правую сторону отопителя и совмещая воздуховод на панели приборов с воздуховодом на отопителе, закрепить отопитель с правой стороны гайками. Внимательно осмотреть совмещение воздуховодов. При необходимости операцию установки повторить.
После заливки в двигатель охлаждающей жидкости осмотреть места соединений шлангов с радиатором. При необходимости подтянуть крепления шлангов.
При течи крана управления отопителем его необходимо заменить новым. Кран управления отопителем расположен в моторном отсеке.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Отопление и вентиляция салона ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы