Кузов автомобиля состоит в основном из:
1) корпуса кузова;
2) дверей;
3) окон;
4) обивки;
5) арматуры;
6) отопительно-вентиляционных устройств.
По конструкции корпуса кузовы бывают: деревянные, комбинированные (деревянно-металлические), цельнометаллические, полунесущие и несущие.
Заводы СССР, изготовляющие новые автомобили, в настоящее время выпускают только цельнометаллические и несущего типа кузовы. Однако большое распространение имеют и деревянные кузовы для перевозки пассажиров и грузов, изготовляемые на авторемонтных и автокузовных заводах и в автомастерских разных промышленных и хозяйственных организаций (пищевой, торговой и т. п.).
Рис. 1. Корпус цельнометаллического кузова:
1 — нижняя панель передка; 2 — передний щиток; 3 — верхняя панель передка; 4 — стойки проема ветровой рамы; 5 —передняя панель крыши; 6 — скат крыши; 7 — водосточные желоба; 8 — ребро крыши; 9 — верхняя угловая панель; 10 — верхняя задняя панель; 11 — верхняя боковая панель; 12 — нижняя угловая панель; 13 — кожух заднего колеса; 14 — задняя петельная стойка; 15 — короб заднего сидения; 16 — центральная стойка; 17 — наружная панель двери; 18 — внутренняя панель двери; 19—лежень (порог) пола; 20 — пол; 21 — передняя петельная стойка.
Цельнометаллические кузов ы бывают ненесущими (опирающимися на раму шасси) и несущими (на безрамных автомобилях). Независимо от способа крепления большинство современных кузовов легковых автомобилей — бескаркасные.
Корпус цельнометаллического кузова легкого автомобиля состоит из сваренных между собой отштампованных профилей (рис. 1): переднего щитка, панелей передка, стоек (передних, центральных и задних), панелей крыши, угловых, задних и боковых панелей (верхних и нижних), сточных желобов, пола и лежней пола. Сваренные соединения местами усилены кронштейнами и угольниками.
Цельнометаллические кузовы значительно прочнее и легче деревянных или комбинированных кузовов. Корпус цельнометаллического кузова несущей конструкции (рис. 2) отличается главным образом конструкцией своего основания (или пола), которое должно обладать большей жесткостью, поскольку к нему крепятся агрегаты автомобиля.
Основания в автобусных кузовах, так же как и полы кузовов легковых автомобилей несущей конструкции вместе с облицовочными панелями, стойками, шпангоутами, крышей и щитками, соединены в единую, совместно работающую конструкцию и образуют силовой каркас кузова.
Рис. 2. Корпус кузова легкового автомобиля несущей конструкции: 1 — рама; 2 — усилители.
В кузове автомобиля М-20 «Победа» пол усилен приваренными к нему по периметру коробчатыми лонжеронами и поперечинами. Жесткость пола увеличена также за счет выдавленного в передней его части тоннеля. Вместе с привернутой к нему короткой рамой пол кузова несет все агрегаты автомобиля, рессоры и амортизаторы.
Корпус двери кузова легкового автомобиля (рис. 3) состоит из сваренных между собой, отштампованных внутренней и наружной панелей и усилителей. Выпускаемые нашими заводами легковые автомобили имеют четыре двери (две передние и две задние), подвешенные на петлях. Неподвижная часть петель укреплена к навесной стойке корпуса кузова, а подвижная — к петельной стойке двери. Петли бывают с выступающими наружу кузова шарнирными соединениями и потайные (ЗИС-110). В некоторых цельнометаллических кузовах старой конструкции одна половина петли приклепывалась к навесной стойке двери или корпуса кузова. В современных кузовах обе части петли привертываются винтами.
К замочным стойкам привернуты фиксаторы (направляющие шипы двери), не допускающие оседания двери, и резиновые буферы, смягчающие удары дверей при закрывании.
Открытие дверей лимитируется ограничителями (остановами), один конец которых укрепляется к петельной стойке двери, а второй — к навесной стойке кузова.
Во внутренней панели двери имеются большие отверстия, через которые производится монтаж замков, стеклоподъемников, механизмов внутренних ручек, механизмов поворотных окон и ограничителей двери.
Рис. 3. Корпус двери кузова легкового автомобиля «Победа»: 1 — внутренняя панель; 2— петли; 3—-ограничитель двери; 4—оконный проем двери; 5 — тяга соединения замка с внутренней ручкой; 6—резиновый уплотнитель; 7 —притворная (замочная) стойка; 8 — направляющий шип
В закрытом положении двери кузова запираются замками, которые открываются внутренней и наружной ручками. Арматура укрепляется к дверям винтами.
Замки дверей могут быть закрыты изнутри кузова механизмами выключения (нажатием кнопки тяги механизма), расположенными на раскладке окна (ЗИС-110, «Победа») или несколько ниже окна, на обивке двери («Москвич»), Снаружи двери запираются запорными механизмами, установленными в наружных ручках передних дверей. В некоторых кузовах запорный механизм расположен немного ниже наружной ручки в панели двери.
Деревянные кузовы (рис. 4) имеют деревянный каркас, который состоит из: основания, бортов — правого, левого, переднего и заднего, и крыши. Бруски основания изготовляются из ясеня или дуба, соединены между собой вшип и укреплены деревянными нагелями. Борты состоят из стоек, поясов и вязок, которые соединены между собой внакладку. Пояса и вязки укреплены к стойкам шурупами. Брус под сидением в автобусных кузовах привернут к борту болтами.
Крышу кузова образует рама, обычно состоящая из двух продольных и двух поперечных брусков, в вырезах которых установлены и укреплены шурупами дужки крыши.
Рис. 4. Каркас деревянного кузова.
Для усиления соединений брусков основания, дужек крыши,, стоек боргов с основанием и узлов переднего борта применяется металлическая оковка (кронштейны, угольники, косынки и др.),. которая укрепляется к деревянным деталям болтами.
Количество и расположение дверей, окон, арматуры, внутреннего оборудования, а также вид обивки зависят от назначения кузова.
Кузов пассажирского автобуса, например, имеет четыре двери: входную, выходную, шоферскую и заднюю (запасную наглухо закрытую). Входная дверь — двухстворчатая, она открывается и закрывается специальным механизмом, укрепленным в верхней части двери. Выходная и шоферская двери одинаковой конструкции — одностворчатые. Выходная дверь открывается и закрывается рычажным механизмом, управляемым из кабины шофера. Шоферская дверь закрывается замком. Двери состоят из стоек (навесных и притворных) и поперечных вязок, соединенных между собой вшип и укрепленных нагелями. Петли дверей привертываются шурупами к навесным стойкам бортов и дверей.
Окна в кузовах рассматриваемой конструкции бывают с глухими и раздвижными стеклами. Глухие стекла устанавливаются в проемах бортов, дверей и перегородках кабины на уплотнитель-ных прокладках, а раздвижные, отличающиеся от глухих тем, что могут быть передвинуты в горизонтальном направлении, устанавливаются на полозках, прибитых гвоздями к брускам каркаса. Стекла удерживаются на месте деревянными раскладками, привернутыми к окнам шурупами или прибитыми гвоздями.
Снаружи каркас кузова и двери обиваются листовым железом, а изнутри — фанерой, которая оклеивается дерматином (или бязью, с последующей шпаклевкой и окраской). На стыках наружной облицовки устанавливают металлические штапики, а внутри кузова для укрепления обивки накладывают ясеневые штапики, которые привертывают шурупами.
Основание кузова закрывают дощатым полом, к которому прибивают ясеневые рейки, предохраняющие пол от износа и повреждений.
Окна кузовов современных легковых автомобилей бывают: с глухими (ветровое, заднее), опускающимися (в дверях) и поворотными (в заднем борту и в дверях) стеклами. Глухие стекла вставлены с резиновыми уплотнителями; опускающиеся стекла перемещаются при помощи стеклоподъемника по направляющим желобкам, укрепленным к петельной и замочной стойкам двери или к дополнительной стойке, установленной в средней части оконного проема двери (когда в двери имеются поворотное и опускающееся стекла). Стеклоподъемники приводятся в действие вращением ручки, укрепленной на стержне шестерни стеклоподъемника (кузов автомобиля «Победа», кабина ЗИС-150 и др.), или нажатием кнопки электрогидравлического механизма, который автоматически приводит в действие стеклоподъемник (ЗИС-110).
Окна с поворотными стеклами состоят из обоймы, в которой установлена вращающаяся рамка со стеклом. Рамка связана с вертикальным стержнем, который приводится во вращение червячным ручным приводом механизма открывания.
В оконные проемы устанавливаются отделочные рамки или раскладки.
Стекла кабин грузовых автомобилей (ЗИС-150, ГАЗ-51 и др.) опускаются и поднимаются обычными стеклоподъемниками.
Внутренняя обивка кузовов легковых автомобилей изготовляется из сукна, вельветона, кожи и ее заменителей или из другой прочной ткани с красивой отделкой.
Обивка потолка в разных кузовах крепится по-разному. В кузове автомобиля «Москвич», например, обивка приклеивается к панелям крыши, а в кузове автомобиля ЗИС-110 обивка крепится к дужкам крыши металлическими язычками.
Обивка дверей кузова обычно крепится специальными пистонами и шурупами по металлу; обивка угловых панелей, задних панелей и передка кузова крепится пистонами, шурупами по металлу или прибивается гвоздями к обивочным рейкам, чаще всего изготовленным из прессованного картона и установленным в разных местах кузова для крепления внутренней обивки. Обивка центральной стойки прибивается гвоздями.
Отделочные защитные канты и резиновые уплотнители вставляются между обивкой и местами ее крепления к кузову. Они закрывают зазоры в проемах кузова и придают обивке законченный вид.
Пол кузова оклеивается шумоизоляционным и термоизоляционным картоном (ЗИС-110) или дерматиновыми накладками («Москвич») и покрывается ковриками.
В кабине грузового автомобиля ЗИС-150 обиваются внутри только потолок и боковины угловых панелей. Обивка — картонная, крепится к кабине специальными пистонами.
На пороги пола кузовов легковых автомобилей установлены и укреплены винтами облицовочные накладки. Дверные петли кузовов «Победа» и «Москвич» покрываются припаянными к петлям облицовками.
По всей длине наружной облицовки кузова и передка устанавливаются декоративные накладки (молдинги).
К дверным или угловым панелям внутри кузова укрепляются подлокотники, а к стойкам кузова — держатели для пассажиров.
Сидения в кузовах легковых автомобилей рассчитаны на 4, 5 и 7 мест. В кузове ЗИС-110 имеются два откидных сидения, которые упираются в нишу перегородки. Последняя изготовляется в виде деревянной стенки, укрепленной к средним стойкам кузова.
В задней части кузовов легковых автомобилей имеются багажники. В кузове автомобиля «Победа» багажник делится на две части (верхнюю и нижнюю) деревянной площадкой. В нижней части укреплено запасное колесо, а верхняя служит для укладки багажа. Багажник закрывается крышкой, которая запирается замком. В кузове автомобиля «Москвич» багаж укладывается в заднюю часть кузова, которая закрывается спинкой заднего сидения.
Вентиляция кузовов легковых автомобилей, выпускаемых нашими заводами, осуществляется окнами с поворотными и опускающимися стеклами. В холодное время года воздух, поступающий в кузов, предварительно обогревается специально установленными для этой цели обогревателями. Последние заполняются горячей водой из системы охлаждения двигателя.
Платформы грузовых автомобилей бывают двух типов: с откидными и со съемными бортами.
В платформе с откидными бортами боковые и задний борты подвешены к основанию платформы на петлях и в поднятом положении запираются крючками. Передний борт — неподвижный. Основание пола покрывается досками.
В платформе со съемными бортами последние состоят из двух-трех секций, соединенных между собой петлями и прикрепленных к стойкам. Борты вставляются в гнезда стальной рамы основания и притягиваются к основанию запорами. В верхней части борты запираются крючками. ,
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции кузовов автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы