Основным гибким тяговым (несущим) элементом практически любой грузоподъемной машины является стальной проволочный канат, назначение которого преобразовывать вращательное движение барабана подъемной машины в поступательное движение перемещаемого груза. Для соединения перемещаемого груза с захватным устройством подъемной машины, как правило, также применяют стальные проволочные канаты.
Стальные проволочные канаты имеют высокую удельную несущую способность (прочность) и гибкость, более удобны в работе, а
их долговечность выше, чем у канатов из органических растительных волокон или грузовых круглозвенных стальных цепей. Стальной канат работает практически бесшумно, сглаживает динамические нагрузки в механизме и обладает высокой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у стальной цепи, а количество обрывов проволок нарастает постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.
Канат состоит из определенного числа проволок, как правило, круглого поперечного сечения диаметром 0,1—2,0 мм, получаемых волочением из специальной высокоуглеродистой катаной стали, перевитых между собой и образующих элемент каната — прядь. Несколько прядей, так же перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике, образуют собственно канат. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает ее высокие механические свойства — временное сопротивление проволок разрыву составляет 1372—2358 МПа. В зависимости от количества проволок в прядях, прядей в канате, формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны различные конструктивные формы канатов.
Рис. 14. Стальные проволочные канаты:
а—круглый, б—спиральный, в—двухслойный, г—односторонней свивки, д—крестовой свивки, е—комбинированной свивки; 1—прядь, 2—сердечник
Основные технические требования к канатам отражены в ГОСТ 3241—80, который предусматривает выпуск различных типов стальных канатов: – по форме поперечного сечения: круглые (рис. 14, а) и плоские; – по конструкции: одинарной, спиральной (рис. 14, б), двойной и тройной свивки. Канат двойной свивки представляет собой несколько канатов одинарной свивки (прядей), перевитых относительно сердечника. В свою очередь, канаты двойной свивки бывают одно-, двух- (рис. 14, в) и трехслойными. Две последние конструкции называют многослойными (многопрядными); – по форме поперечного сечения прядей: кругло-прядные и фасоннопрядные (трехгранной, овальной и другой формы); – по типу свивки прядей (канатов одинарной свивки): канаты типа ЛК с линейным касанием проволок между слоями, типа ТК с точечным касанием, типа ТЛК (ЛТК) с комбинированным касанием и типа ПК с полосовым касанием. В свою очередь канаты типа ЛК изготовляют из одинаковых по диаметру проволок в слоях прядей ЛК-0, разных по диаметру проволок ЛК-Р и с промежуточными проволоками заполнения ЛК-3; – по материалу сердечника: с крученым сердечником из растительных волокон (пенька, джут, кенаф, манила, сизаль и др.) — органический сердечник (о. е.), с витым сердечником из канатных проволок —металлический сердечник (м. с.) и с сердечником из искусственных волокон (и. е.); органический сердечник обязательно должен быть пропитан противогнилостным составом; – по способу свивки: раскручивающиеся и нераскручи- вающиеся (Н); – по направлению свивки элементов: канаты правого и левого направления свивки (Л).
В канатах правой свивки элементы располагаются справа вниз-налево, а в канатах левой свивки, наоборот, — слева вниз направо.
Отечественная промышленность выпускает канаты преимущественно правой свивки: – по сочетанию направлений свивки элементов каната: односторонней свивки с одинаковыми направлениями свивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате (рис. 14, г), крестовой свивки с противоположным направлением (рис. 14, д) и комбинированной с сочетанием указанных направлений свивки (рис. 14, е); – по степени крути мости: крутящиеся, в которых все элементы каната имеют одинаковое направление свивки, и малокру- тящиеся с противоположным направлением свивки прядей в слоях каната; – по механическим свойствам проволоки: высокого качества — марки В, нормального качества — марки I, II (ГОСТ 7372—79); – по назначению: грузолюдские — ГЛ, грузовые — Г и бен- зельные — Б. Канаты типа Б применяют для наложения бензель- ных обвязок вместо мягкой отожженной проволоки при обработке концов каната перед закреплением или запасовкой в полиспасты; – по виду покрытия поверхностей проволоки и каната: из светлой проволоки (без покрытия) для легких условий эксплуатации (Л), из проволоки с тонким слоем цинкового покрытия (оцинкованные) для средних условий эксплуатации в агрессивных средах (С), из проволок со средней толщиной покрытия для жестких условий эксплуатации (Ж), из проволоки с толстым слоем покрытия для очень жестких условий эксплуатации (ОЖ).
Конкретные конструкции канатов, их параметры и назначение регламентированы требованиями соответствующих ГОСТов. Условное обозначение каната должно соответствовать требованиям. ГОСТа и указывать: диаметр каната, назначение, марку, вид покрытия, направление свивки элементов, тип свивки, степень кру- -гимости под нагрузкой, маркировочную группу проволок и номер соответствующего стандарта на сортамент.
В механизмах подъема груза современных передвижных кранов получили распространение- канаты двойной свивки с органическим сердечником следующих конструкций: КЛ-РО 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668—80, ЛК-3 6Х25+1 о. с. по ГОСТ 7665—80, ТЛК-0 <6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079—80, ЛК-Р 6×19+1 о. с. ГОСТ 2688— SO.
5. Коэффициент запаса прочности канатов и цепей
В случаях, когда прочности каната с органическим сердечником оказывается недостаточно, а увеличение диаметра каната нежелательно, применяют стальные канаты с металлическим сердечником следующих конструкций: ЛК-РО 6×36 + 7×7 по ГОСТ 7669— 80. ЛК-3 6X25 + 7X7 по ГОСТ 7667—80 и ЛК-Р 6X19 + 7X7 по ГОСТ 14954—80. Указанные конструкции канатов обязательны к применению в грузоподъемных кранах, транспортирующих расплавленный или раскаленный металл или жидкий шлак, когда тепловое воздействие на канат велико и органический сердечник быстро выгорает.
Основным документом, подтверждающим свойства каната, является сертификат, выдаваемый заводом-изготовителем. В этом документе содержатся результаты испытаний образцов канатов на заводе, по которым ведут расчет и подбирают канат, поэтому сертификат должен храниться вместе с паспортом крана в службе главного механика.
Рис. 16. Распределение усилий между ветвями стропа в зависимости от угла между ними
Рис. 17. Концевые крепления стальных канатов:
а — заплеткой, б — постановкой обжимной втулки, в — разъемным зажимом, г —в клиновой втулке; 1 — канат, 2 — коуш, 3 — оплетка мягкой отожженной проволокой, 4 — обжимная втулка, 5 — винтовой зажим, 6 — клиновая втулка, 7 — клин
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции стальных проволочных канатов и их расчет"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы