Качество массивных шин контролируют визуально и в лаборатории.
Внешнему осмотру подвергают все шины. При этом показатели внешнего вида, не влияющие на эксплуатационные качества шин, должны соответствовать руководящему техническому материалу: РТМ 38-0420—77 для шин, выпускаемых по ГОСТ 5883—76Е; РТМ 38-0418—77 для шин, выпускаемых по ТУ 38-104-163—79.
В массивных шинах не допускается: расслоение резинового массива, сквозное отслоение резинового массива (эбонита) от металла и эбонита, а также эбонита от резины (в безбандажных шинах — отслоение резинового массива от металлокорда); недопрессовка шин клеевого крепления, несрезанная выпрессовка; деформация и повреждения бандажей и ободов-ступиц, препятствующие монтажу шин на колеса (в безбандажных шинах — «выплыв» металлокорда) и др.
Шины в разрезах резинового массива должны быть монолитными, не должны иметь видимых невооруженным глазом пор, трещин, пузырей, посторонних включений. В шинах эбонитового крепления внедрение эбонита в резиновый массив не должно быть более половины высоты резинового массива.
Качественное крепление резины к металлу и эбониту характеризуется наличием слоя резины на поверхности бандажа (обода-ступицы) или эбонита при срезании массива. Допускаемые местные непривары резины к металлу шин клеевого крепления не должны превышать норм, указанных в РТМ 38-0420—77.
Наружный диаметр и твердость резины на поверхности шины проверяют, отбирая 1% шин от партии, физикомеханические показатели резины, качество крепления резины к металлу, эбониту и металлокорду, монолитность массива, внедрение эбонита в резиновый массив определяют, выбирая одну шину от партии.
Наружный диаметр шины определяют по длине окружности, измеряемой рулеткой по центральной линии массива с погрешностью не более 1 мм. Твердость резины на беговой поверхности шин определяют твердомером Шора А, при этом опорная площадка вокруг иглы индентора твердомера должна быть полностью прижата к поверхности резины.
Условную прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве определяют по ГОСТ 270—75 на образцах типа 1 толщиной 2±0,2 мм, вырезанных из массива шины в продольном направлении; твердость резины — по ГОСТ 263—75, истираемость — по ГОСТ 12251—77. Все физико-механические испытания резины проводят не ранее, чем через 12 ч после изготовления шин.
Монолитность резинового массива и внедрение эбонита в массив определяют визуально по радиальному срезу шины. Качество крепления резины к металлу (металлокорду) и эбониту определяют визуально при срезании резинового массива на границе резина—металл (метал-локорд) или резина—эбонит.
Сопротивление отслаиванию резины от металлокорда в безбандажных шинах определяют путем отслаивания полосы резины с постоянной скоростью на разрывной машине с записывающим устройством. Полоса резины должна быть шириной 25± 1 мм, толщиной 8—10 мм, подрезанной на границе резина—металлокорд на участке длиной 80—100 мм. Шину устанавливают и закрепляют на свободно вращающемся патроне у разрывной машины. Зажим разрывной машины укрепляют на подрезанной части полосы резины, а на барабане записывающего устройства — миллиметровку. Затем включают привод разрывной машины и производят отслаивание полосы резины на участке длиной 50—80 мм со скоростью 100 мм/мин. При этом записывающее устройство фиксирует кривую зависимости «нагрузка—продолжительность».
Рис. 1. Схема испытания массивной шины на сопротивление отслаиванию резины от метал-локорда:
1 — шина; 2 — полоса резиновая (образец); 3 — слой металлокорда; 4 — выносной зажим; 5 — ролик; 6 — тросик тянущий.
При отслаивании полосы резины может иметь место как адгезионное (по границе резина—металлокорд), так и когезионное (по резине) разрушение испытуемого образца. При когезионном разрушении испытание повторяют, вновь подрезав эту же полосу резины на границе резина—металлокорд. Показатель сопротивления отслаиванию определяют путем деления среднего усилия, вызвавшего разрушение полосы резины, на ширину полосы.
В случае адгезионного разрушения среднее усилие определяют планиметрированием соответствующей площади (с точностью до ±1,5%) под кривой «нагрузка-продолжительность» и делением ее на длину соответствующего основания (точность измерения ±0,5 мм). Полученное при этом значение среднего усилия, отнесенное к единице ширины отслаиваемой полосы резины, характеризует прочность связи резины с металлокордом.
При определении площади в данном случае на кривой исключают начальный участок, характеризующий период нарастания нагрузки и обусловленный лишь деформацией резиновой полосы без разрушения границы стыка или массива резины, и конечный участок, обусловленный возможной дальнейшей деформацией резиновой полосы и последующим разрушением резины.
Рис. 2. Кривая зависимости «нагрузка—продолжительность» для адгезионного (а) и когезионного (б) разрушений.
В случае когезионного разрушения на кривой «нагрузка—продолжительность» фиксируют максимальное усилие независимо от формы кривой. За окончательный результат принимают среднее значение двух максимальных значений усилий, полученных при когезионном разрушении в первом и повторном испытаниях, отнесенное к единице ширины отслаиваемой полосы резины.
Определение прочности связи эбонита с металлом проводят выкалыванием эбонита на освобожденной от резины половине шины при срезании массива по границе с эбонитовым слоем не менее чем в 10 местах зубилом с шириной лезвия 20—25 мм. При этом излом эбонита должен быть раковистый, не должно быть оголения дна канавок, отслоения эбонита от металла или трещин в эбоните хотя бы в одном из выколов. Выкалывание производят вдоль канавок бандажа (обода-ступицы).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контроль качества массивных шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы