Все контрольные приборы автомобиля вместе с контрольными лампами объединены в один узел — комбинацию приборов, установленную в гнезде панели приборов. Соединения комбинации приборов выполнены печатным монтажом на плате из фольгированного гетинакса, прикрепленной винтами к задней стороне корпуса. Бесцокольные контрольные лампы закреплены на печатной плате с помощью легкосъемных патронов. Защитное стекло комбинации приборов выполнено наклонным и вогнутым, что полностью устраняет блики на стекле, мешающие считыванию информации с места водителя.
Комбинации приборов могут быть отечественного производства или изготовленные в ВНР. Они немного отличаются по конструкции, но имеют одинаковое расположение приборов и одинаковые присоединительные размеры.
Комбинация приборов включает в себя спидометр, указатель уровня топлива, указатель температуры охлаждающей жидкости, вольтметр, эконометр и 12 контрольных ламп.
Спидометр состоит из стрелочного указателя скорости движения автомобиля и двух счетчиков: суммирующего и суточного пройденного пути. Показания последнего счетчика можно сбрасывать рукояткой, вынесенной на панель приборов или расположенной непосредственно на комбинации приборов. Сбрасывать показания счетчика можно только на стоящем автомобиле. Ведущий вал спидометра приводится во вращение гибким валом от привода, установленного на картере сцепления. Принцип действия указателя скорости — индукционный. На ведущем валике спидометра установлен постоянный магнит, который при вращении индуцирует вихревые токи в металлическом диске, находящемся на одной оси со стрелкой. Эти токи создают собственное магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита. В результате создается момент, который поворачивает диск и стрелку на определенный угол, зависящий от частоты вращения ведущего вала.
Счетчики приводятся во вращение от ведущего вала через три червячные передачи, дающие замедление 1:1000. Суммирующий счетчик имеет шесть счетных барабанчиков, а суточный — четыре. Барабанчики имеют внутренние зубчатые передачи с промежуточным колесами. Число зубьев подобрано так, что передаточное отношение между соседними барабанчиками составляет 1:10.
Указатель уровня топлива — магнитоэлектрического типа. В нем постоянный магнит, закрепленный на одной оси со стрелкой, взаимодействует с магнитным полем, создаваемым
умя катушками, расположенными взаимно перпендикулярно, электрическую цепь катушек включен датчик, который изме-ет свое электрическое сопротивление в зависимости от уровня топлива. В связи с этим изменяются силы токов в обмотках катушек указателя и направление создаваемого ими магнитного ,,отока. Под действием этого магнитного потока постоянный магнит, связанный со стрелкой, поворачивается и перемещает стрелку указателя.
Датчик указателя устанавливается в топливном баке. Он имеет проволочный резистор, по которому скользит контакт, управляемый поплавком. В зависимости от уровня топлива поплавок поднимается или опускается и перемещает подвижный контакт резистора, изменяя сопротивление датчика. В датчике имеются еще контакты для включения контрольной лампы резерва топлива, установленной в указателе. Эти контакты замыкаются, когда в баке остается 4…6,5 л топлива.
Указатель температуры охлаждающей жидкости устроен и действует так же, как и указатель уровня топлива, но имеет другие данные обмоток катушек. Он работает совместо с датчиком, установленным на головке цилиндров двигателя. В датчике имеется терморезистор, изменяющий свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры.
Вольтметр тоже магнитоэлектрического типа и принцип его действия подобен принципу вышеописанных приборов. При включенном зажигании и неработающем двигателе вольтметр показывает напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, а при работающем двигателе — напряжение, создаваемое генератором. Если при работающем двигателе стрелка находится в красной зоне в начале шкалы (8…10 В), то это указывает на разряд аккумуляторной батареи из-за слабого натяжения ремня привода генератора или самого генератора. Красная зона в конце шкалы соответствует 15… 16 В. Если стрелка находится в этой зоне, то неисправен регулятор напряжения генератора. Промежуточное положение стрелки (между красными зонами) говорит о нормальной работе генератора.
Эконометр представляет собой вакуумметр, измеряющий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Величина разрежения имеет непосредственную и обратную связь с расходом топлива. Чем меньше приоткрыта дроссельная заслонка в карбюраторе, тем больше разрежение во впускном трубопроводе, а расход топлива меньше. При больших нагрузках двигателя дроссельные заслонки открываются сильнее, разрежение падает (стрелка эконометра находится в желтой зоне), а расход топлива увеличивается. Таким образом, эконометр помогает водителю соблюдать наиболее экономичный режим движения подбором передачи в коробке передач и частоты вращения коленчатого вала.
Эконометр — прибор механического типа. Он имеет тонкую запаянную трубку. Под действием разрежения она деформируется и через рычажный механизм поворачивает стрелку.
Техническое обслуживание контрольных приборов
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверить работу контрольных ламп и приборов. Если есть подозрение на неточность показаний приборов, то проверить их на станции технического обслуживания. При необходимости заменить неисправные приборы, перегоревшие контрольные лампы или лампы освещения приборов, для чего потребуется снять комбинацию приборов.
Снятие комбинации приборов. Перед снятием комбинации приборов следует отсоединить провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи, а от панели приборов отсоединить гибкий вал (если он имеется) суточного счетчика спидометра. Кроме того, надо отсоединить гибкий вал привода спидометра от коробки передач.
Снять пластмассовый козырек панели приборов, для чего потянуть на себя верхний край козырька, закрепленный двумя защелками. После выхода из гнезд верхних защелок, перемещая козырек вверх, освободить нижние фиксирующие крючки козырька из гнезд панели приборов;
руками взяться за выступающие концы пружин крепления комбинации приборов, прижать их к центру комбинации и, одновременно потянув на себя, вынуть ее из гнезда. Отсоединить от комбинации приборов провода, гибкий вал привода спидометра и трубку эконометра.
Установка комбинации приборов выполняется в порядке, обратном снятию. Гибкий вал привода спидометра присоединяется сначала к комбинации приборов, а затем, после ее установки, к приводу спидометра на коробке передач. При монтаже не допускать петель и перегибов гибкого вала, приводящих к остаточной деформации его оболочки. После установки комбинации приборов гибкий вал не должен иметь крутых изгибов под панелью приборов. Радиусы изгиба оболочки вала в смонтированном состоянии должны быть не менее 100 мм.
Если устанавливается новый гибкий вал, то перед его установкой на автомобиль рекомендуется нанести на оболочку вала консистентную смазку ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24 на длине 50 мм до1 и после уплотнителя. Уплотнитель должен находиться на расстоянии 350 мм от верхнего конца вала. Смазанная оболочка вала будет легко скользить в уплотнителе и поэтому не образуются петли вала под панелью приборов при установке комбинации приборов на место. После нанесения смазки продернуть вал в уплотнителе два-три раза для растирания смазки.
При установке нового вала пропустить его сначала через цеНтральное и правое отверстия кронштейна вала рулевого управления, а затем в отверстие щита передка. Свободный конец вала в моторном отсеке должен находиться под тормозными трубками.
Основные неисправности контрольных приборов
Стрелка указателя температуры постоянно находится в начале шкалы. Причины неисправности и способы ее устранения:
неисправен датчик прибора. Предварительно прогрев двигатель, включить зажигание, отсоединить провод от датчика (он установлен на головке цилиндров) и наконечником этого провода коснуться металлических деталей двигателя. Если стрелка указателя отклонится, то датчик неисправен и его необходимо заменить;
повреждены провода или окислены их наконечники. Если при соединении наконечника провода датчика с «массой» стрелка не отклоняется, то снять комбинацию приборов, не отсоединяя от нее колодки проводов, включить зажигание и соединить с «массой» верхний вывод указателя температуры, который соединяется со штекером белой колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки указателя в этом случае укажет на повреждение зеленых проводов с белой полоской, соединяющих датчик с указателем. Проверить провода и их соединения, поврежденные провода заменить;
неисправен указатель температуры. Если при соединении с «массой» верхнего вывода указателя его стрелка не отклоняется, то он не работает и его надо заменить.
Стрелка указателя температуры постоянно находится в конце шкалы. Причины неисправности и способы ее устранения:
— поврежден датчик прибора. Включить зажигание и отсоединить провод от датчика. Если стрелка прибора вернется в начало шкалы, то датчик неисправен и его необходимо заменить;
— замыкание на «массу» зеленых проводов с белой полоской, соединяющих датчик с указателем. Если при отсоединении провода от датчика стрелка указателя не возвращается в начало шкалы, то надо снять комбинацию приборов, отсоединить провода от ее белой (правой) колодки и соединить с «массой» штекер этой колодки, а штекер с «плюсом» аккумуляторной батареи. Если при этом стрелка отклонится в начало шкалы, то прибор исправен, а в проводах, соединяющих его с датчиком, имеется замыкание на «массу». Осмотреть провода, поврежденные заменить или изолировать;
— поврежден указатель температуры. Если при описанной выше проверке стрелка не возвращается в начало шкалы, то указатель неисправен и его необходимо заменить.
Стрелка указателя уровня топлива постоянно находится в начале шкалы. Причины неисправности и способы ее устранения:
— неисправен датчик указателя. Откинуть вперед подушку заднего сиденья, завернуть коврик пола и снять крышку люка в полу над датчиком указателя уровня топлива. Включить зажигание, отсоединить колодку проводов от датчика и соединить с «массой» наконечник розового провода в этой колодке. Если стрелка прибора отклонится, то поврежден датчик. Снять датчик и осмотреть его детали. Проверить, нет ли обрыва гибкой шины или обмотки резистора датчика и надежен ли контакт токосъемника с резистором. Оборванную шину припаять и при необходимости подогнуть токосъемник для обеспечения надежного контакта с резистором. Если имеется обрыв в резисторе, то заменить датчик;
— повреждены провода, соединяющие датчик с указателем, или окислены их соединения. Если при соединении с «массой» наконечника розового провода стрелка указателя не отклоняется, то снять комбинацию приборов, не отсоединяя от нее колодок проводов, включить зажигание и соединить с «массой» нижний вывод указателя уровня топлива, который соединяется со штекером белой колодки комбинации приборов. Если стрелка отклонится, то прибор исправен, а провода, соединяющие его с датчиком, повреждены. Проверить провода и их соединения, поврежденные провода заменить;
— неисправен указатель уровня топлива. Если при описанной выше проверке стрелка указателя не отклоняется, то он неисправен и его необходимо заменить.
Стрелка указателя уровня топлива постоянно находится в конце шкалы. Причины неисправности и способы ее устранения:
— замыкание на «массу» в датчике указателя. Для проверки при включенном зажигании отсоединить от датчика колодку проводов. Если стрелка вернется в начало шкалы, то в датчике действительно имеется замыкание на «массу». Снять датчик и осмотреть его. Проверить, не замыкается ли гибкая шина с трубкой забора топлива. Устранить замыкание;
— замыкание на «массу» в проводах (розовых и розовых с красной полоской), соединяющих датчик с указателем. Если при отсоединении проводов от датчика стрелка не возвращается к началу шкалы, то снять комбинацию приборов, отсоединить от нее правую (белую) колодку проводов и соединить с «массой» штекер белой колодки комбинации приборов, а штекер с «плюсом» аккумуляторной батареи. Если при этом стрелка отклонится в начало шкалы, то имеется замыкание в проводах, соединяющих датчик с указателем. Проверить провода, устранить замыкание;
— поврежден указатель. При проведении вышеуказанной проверки стрелка не отклоняется к началу шкалы. Заменить неисправный указатель уровня топлива.
Стрелка указателя уровня топлива передвигается скачками и часто падает к началу шкалы. Наиболее вероятные причины — слабое касание резистора датчика токосъемником или обрыв в обмотке резистора датчика. Снять датчик и осмотреть его. Подогнуть токосъемник, заменить датчик, если в обмотке резистора имеется обрыв.
Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива. Причины неисправности и способы ее устранения:
— замыкание гибкой шины датчика с трубкой забора топлива. При включенном зажигании отсоединить провода от датчика указателя уровня топлива. Если лампа погаснет, то имеется замыкание в датчике. Снять его и устранить замыкание;
— замыкание на «массу» в проводах, соединяющих контрольную лампу с датчиком. Если лампа не гаснет при отсоединении проводов от датчика, то надо проверить провода и устранить замыкание на «массу».
Не загорается контрольная лампа резерва топлива. Причины неисправности и способы ее устранения:
— окислились или не замыкаются контакты датчика. При включенном зажигании отсоединить провода от датчика и соединить наконечник голубого провода с красной полоской с «массой». Если лампа загорится, то снять датчик, зачистить его контакты, подогнуть подвижный контакт;
— перегорела контрольная лампа. Если при соединении наконечника голубого провода с красной полоской с «массой» лампа не загорается, то снять комбинацию приборов и проверить лампу. Перегоревшую лампу заменить;
— повреждены провода, соединяющие лампу с датчиком, или окислены их наконечники. Если лампа и датчик исправны, а лампа не горит, то проверить голубые провода с красной полоской, соединяющие датчик с контрольной лампой. Поврежденные провода заменить.
Не работает спидометр. Причины неисправности и способы ее устранения:
— ослабли гайки крепления гибкого вала на спидометре или на его приводе. Снять комбинацию приборов, проверить затяжку гаек, при необходимости подтянуть их;
— обрыв гибкого вала спидометра. Поврежденный вал заменить;
— поврежден механизм спидометра. Обратиться на станцию технического обслуживания для проверки и при необходимости замены спидометра.
Шум гибкого вала привода спидометра. Причины неисправности и способы ее устранения:
— деформирована оболочка гибкого вала. Осмотреть ее; если на ней имеются вмятины, перегибы и т. п., заменить гибкий вал;
— монтаж гибкого вала выполнен с радиусами изгиба менее 100 мм. Проверить и, если необходимо, исправить монтаж гибкого вала.
Не загорается контрольная лампа стояночного тормоза. Причины неисправности и способы ее устранения:
— перегорела контрольная лампа. Снять комбинацию приборов и заменить лампу;
— окисление контактов реле-прерывателя стояночного тормоза. Снять крышку реле-прерывателя (он установлен на задней стороне комбинации приборов), зачистить контакты, устранить зазор между ними;
— неисправен выключатель контрольной лампы. Отсоединить провод от выключателя, установленного под рычагом стояночного тормоза, включить зажигание и соединить наконечник провода с «массой». Если лампа загорится, то зачистить контакты выключателя или заменить его;
— повреждены провода, соединяющие выключатель с комбинацией приборов. Если лампа не загорается при предыдущей проверке, то проверить коричневые провода с голубой полоской, соединяющие выключатель с комбинацией приборов. Поврежденные провода заменить.
Не мигает контрольная лампа стояночного тормоза (горит постоянно). Причина — только обрыв в обмотке реле-прерывателя. Омметром или контрольной лампой проверить, исправна ли цепь между штекерами «—» и « + » реле-прерывателя. Если цепь неисправна, заменить реле-прерыватель.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контрольные приборы автомобилей ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы