Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Коробка передач ВАЗ

Читать далее:




Коробка передач ВАЗ

Коробка передач является агрегатом трансмиссии автомобиля и служит для преобразования крутящего момента по величине и направлению. Она обеспечивает также длительную работу двигателя на холостом ходу.

На автомобилях «Москвич», ВАЗ и ЗАЗ устанавливается четырехступенчатая коробка передач, имеющая четыре передачи вперед и одну назад. Она состоит из картера, первичного, промежуточного и вторичного валов, шестерен, двух синхронизаторов, подшипников, отдельной оси с одной или двумя (ЗАЗ) шестернями заднего хода и механизма переключения передач с рычагом, расположенным на полу кузова («Москвич» и ЗАЗ) или на картере задней крышки коробки передач (ВАЗ).

Первичный вал, изготовленный совместно с шестерней, имеющей зубчатый венец, установлен одним концом на подшипнике в выточке коленчатого вала, а вторым — на подшипнике стенки картера коребки передач. На валу имеются шлицы для установки ступицы ведомого диска сцепления. Шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.

Промежуточный вал на автомобиле «Москвич» представляет собой блок с шестернями постоянного зацепления III, II и I передач и заднего хода, вращающийся на роликовых цилиндрических подшипниках, между которыми имеется распорная втулка. На автомобиле ВАЗ промежуточный вал, вращающийся в подшипниках, установленных в стенках картера, выполнен заодно целое с четырьмя шестернями, а на шлицах заднего его конца нагрессовывается ведущая шестерня передачи заднего хода.

Рис. 1. Коробка передач автомобиля ВАЗ
1 — картер сцепления; 2 — первичный вал; 3 — сапун; 4, 21 — сальники; 5 — подшипник первичного вала; 6 — картер коробки передач; 7— ведущая шестерня; 8—игольчатый подшипник вторичного вала; 9, 13 — синхронизаторы; 10 — ведомая шестерня III передачи; 11 — вторичный вал; 12 — ведомая шестерня II передачи; 14—ведомая шестерня I передачи; 15 — задняя крышка; 16 —подшипник вторичного вала; 17 — ведомая шестерня заднего хода; 18 — рычаг переключения передач; 19—ведущая шестерня привода спидометра; 20 —задний подшипник вторичного вала; 22 — вилка упругой муфты карданного вала; 23 — ведомая шестерня привода спидометра; 24 — ведущая шестерня заднего хода; 25 — роликовый подшипник промежуточного вала; 26—ведущая шестерня I передачи; 27 — промежуточный вал; 28 — сливная пробка; 29— ведущая шестерня II передачи; 30 — ведущая шестерня III передачи; 31 — ведомая шестерня промежуточного вала; 32 — шариковый подшипник промежуточного вала

На вторичном валу, установленном передним концом на подшипнике в выгочке первичного вала, а задним — на подшипнике в стенке картера, свободно на втулках помещаются ведомые шестерни I, II и III передач и заднего хода, а также два синхронизатора для включения I, II и III, IV передач. На заднем конце вторичного вала помещена ведущая шестерня привода спидометра. Все шестерни промежуточного и вторичного валов косозубые и находятся в постоянном зацеплении, кроме шестерен передачи заднего хода, имеющих прямые зубья.

Синхронизатор служит для безударного (бесшумного) включения передач за счет уравнивания окружных скоростей шлицевой – муфты синхронизатора и зубчатого венца включаемой шестерни. Он состоит из ступицы, установленной неподвижно на вторичном валу, муфты включения, трех сухарей, двух пружин и двух блокирующих колец (с двух сторон) с внутренними коническими поверхностями, имеющими мелкую нарезку для разрыва масляной пленки на конусных поверхностях кольца и венца шестерни с целью повышения трения между ними.

Действие синхронизатора рассмотрим на примере включения третьей передачи. Скользящая муфта синхронизатора перемещается вилкой по шлицам ступицы, установленной неподвижно на вторичном валу, и прижимается внутренним конусом к конической поверхности блокирующего кольца. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо синхронизатора поворачивается и упирается своими зубьями в торцы зубьев венца ведомой шестерни третьей передачи. После уравнивания окружных скоростей муфты синхронизатора со ступицей на вторичном валу и ведомой шестерни третьей передачи, блокирующее кольцо И соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца под действием осевого усилия, передаваемого от вилки включения передачи. При этом муфта синхронизатора, перемещаясь дальше вместе с блокирующим кольцом, своими шлицами соединяет ступицу на вторичном валу с венцом ведомой шестерни третьей передачи. При этом крутящий момент передается от первичного вала на промежуточный, и далее через шестерни третьей передачи, муфту синхронизатора и ступицу на вторичный вал. При выключении передачи все детали занимают исходное положение, и блокирующее кольцо отходит обратно под действием пружины. Аналогично работает синхронизатор и при включении других передач. Для удерживания штоков и вилок переключения передач в нейтральном и включенном положениях в механизме переключения имеются пружинные фиксаторы, а для предупреждения одновременного включения двух передач — специальные замки.

Включение передач и передачу крутящего момента на разных передачах можно проследить по схемам, приведенным на рис. 3. При включении первой передачи с помощью механизма будет передаваться на промежуточный вал, а от него через постоянно зацепленную пару шестерен первой передачи и синхронизатор на вторичный вал. При включении второй передачи муфта синхронизатора перемещается вперед и входит в зацепление с венцом шестерни второй передачи вторичного вала, а при включении третьей передачи синхронизатор перемещается назад, входя в зацепление с венцом шестерни третьей передачи вторичного вала. Передача крутящего момента на второй и третьей передачах осуществляется аналогично рассмотренному выше для первой передачи.

Рис. 2. Схема работы синхронизатора:
а — нейтральное положение; б — начало включения третьей передачи; в — положение синхронизатора при включенной третьей передаче; 1 — вилка включения третьей и четвертой передач; 2 — муфта синхронизатора; 3 — блокирующее кольцо; 4 — возвратная пружина блокирующего кольца: 5 — зубчатый венец шестерни третьей передачи ведомого вала; 6 — шестерня третьей передачи; 7— ведомый вал; 8 — ступица; 9 — подшипник; 10— первичный вал; 11 — зубья блокирующего кольца; 12 — шлицы муфты синхронизатора; 13 — шлицы ступицы вторичного вала

Рис. 3. Схемы передачи крутящего момента на разных передачах:
а — первая передача; б — вторая пере, дача; в — третья передача; г — четвертая (прямая) передача; д — задний ход} 1 — первичный вал; 2 — шестерня первичного вала постоянного зацепления; 3 — синхронизатор включения третьей и четвертой передач; 4 — ведомая шестерня третьей передачи; 5—ведомая шестерня второй передачи; 6 — синхронизатор включения второй и первой передач; 7 —ведомая шестерня первой передачи; 8 — ведомая шестерня заднего хода; 9 — вторичный вал; 10 — стенка картера; 11 — ведущая шестерня заднего хода; 12 — ведущая шестерня первой передачи; 13 — ведущая шестерня второй передачи; 14 — ведущая шестерня третьей передачи; 15 — ведомая шестерня промежуточного вала; 16 — промежуточный вал; 17 — паразитная шестерня заднего хода

При включении четвертой передачи муфта синхронизатора перемещается вперед, зацепляясь непосредственно с венцом шестерни первичного вала, и передает крутящий момент сразу на вторичный вал (прямая передача).

Включение заднего хода осуществляется перемещением вперед каретки с промежуточной шестерней заднего хода, которая одновременно зацепляется с шестернями промежуточного и вторичного валов. Крутящий момент в этом случае передается в такой последовательности: от первичного вала на промежуточный, далее через шестерню заднего хода на промежуточную шестерню и от нее через шестерню на вторичный вал, который будет вращаться в обратную сторону, обеспечивая движение автомобиля задним ходом.

Коробка передач автомобиля ЗАЗ конструктивно объединена с главной передачей и дифференциалом. Картер коробки передач имеет три секции. В первой размещается главная передача, во второй — шестерни 1,11 передач, заднего хода и синхронизатор. Обе секции между собой сообщаются и имеют общую спускную пробку с магнитной вставкой для улавливания металлических частиц, появляющихся в результате износа поверхностей деталей. В третьей секции размещаются синхронизатор включения III, IV передач и шестерни спидометра. Эта секция сообщается с полостью задней крышки коробки передач и также имеет пробку для выпуска масла. Все шестерни коробки передач, кроме двух заднего хода, косозубые и находятся в постоянном зацеплении. I, II и III, IV передачи, включаются при помощи синхронизаторов. IV передача в отличие от коробки передач автомобилей «Москвич» и ВАЗ является не прямой (передаточное число 1 : 1), а повышающей с передаточным числом меньше единицы (0,964).

Задний ход получается от шестерни первичного вала через две шестерни, помещенные на отдельном валу, и ведомую шестерню. На задней крышке коробки передач установлен специальный включатель фонарей освещения дороги при движении задним ходом, который включается при помощи выступа на штоке включения передачи заднего хода.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Коробка передач ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства