Коробка передач является агрегатом трансмиссии автомобиля и служит для преобразования крутящего момента по величине и направлению. Она обеспечивает также длительную работу двигателя на холостом ходу.
На автомобилях «Москвич», ВАЗ и ЗАЗ устанавливается четырехступенчатая коробка передач, имеющая четыре передачи вперед и одну назад. Она состоит из картера, первичного, промежуточного и вторичного валов, шестерен, двух синхронизаторов, подшипников, отдельной оси с одной или двумя (ЗАЗ) шестернями заднего хода и механизма переключения передач с рычагом, расположенным на полу кузова («Москвич» и ЗАЗ) или на картере задней крышки коробки передач (ВАЗ).
Первичный вал, изготовленный совместно с шестерней, имеющей зубчатый венец, установлен одним концом на подшипнике в выточке коленчатого вала, а вторым — на подшипнике стенки картера коребки передач. На валу имеются шлицы для установки ступицы ведомого диска сцепления. Шестерня ведущего вала находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Промежуточный вал на автомобиле «Москвич» представляет собой блок с шестернями постоянного зацепления III, II и I передач и заднего хода, вращающийся на роликовых цилиндрических подшипниках, между которыми имеется распорная втулка. На автомобиле ВАЗ промежуточный вал, вращающийся в подшипниках, установленных в стенках картера, выполнен заодно целое с четырьмя шестернями, а на шлицах заднего его конца нагрессовывается ведущая шестерня передачи заднего хода.
Рис. 1. Коробка передач автомобиля ВАЗ
1 — картер сцепления; 2 — первичный вал; 3 — сапун; 4, 21 — сальники; 5 — подшипник первичного вала; 6 — картер коробки передач; 7— ведущая шестерня; 8—игольчатый подшипник вторичного вала; 9, 13 — синхронизаторы; 10 — ведомая шестерня III передачи; 11 — вторичный вал; 12 — ведомая шестерня II передачи; 14—ведомая шестерня I передачи; 15 — задняя крышка; 16 —подшипник вторичного вала; 17 — ведомая шестерня заднего хода; 18 — рычаг переключения передач; 19—ведущая шестерня привода спидометра; 20 —задний подшипник вторичного вала; 22 — вилка упругой муфты карданного вала; 23 — ведомая шестерня привода спидометра; 24 — ведущая шестерня заднего хода; 25 — роликовый подшипник промежуточного вала; 26—ведущая шестерня I передачи; 27 — промежуточный вал; 28 — сливная пробка; 29— ведущая шестерня II передачи; 30 — ведущая шестерня III передачи; 31 — ведомая шестерня промежуточного вала; 32 — шариковый подшипник промежуточного вала
На вторичном валу, установленном передним концом на подшипнике в выгочке первичного вала, а задним — на подшипнике в стенке картера, свободно на втулках помещаются ведомые шестерни I, II и III передач и заднего хода, а также два синхронизатора для включения I, II и III, IV передач. На заднем конце вторичного вала помещена ведущая шестерня привода спидометра. Все шестерни промежуточного и вторичного валов косозубые и находятся в постоянном зацеплении, кроме шестерен передачи заднего хода, имеющих прямые зубья.
Синхронизатор служит для безударного (бесшумного) включения передач за счет уравнивания окружных скоростей шлицевой – муфты синхронизатора и зубчатого венца включаемой шестерни. Он состоит из ступицы, установленной неподвижно на вторичном валу, муфты включения, трех сухарей, двух пружин и двух блокирующих колец (с двух сторон) с внутренними коническими поверхностями, имеющими мелкую нарезку для разрыва масляной пленки на конусных поверхностях кольца и венца шестерни с целью повышения трения между ними.
Действие синхронизатора рассмотрим на примере включения третьей передачи. Скользящая муфта синхронизатора перемещается вилкой по шлицам ступицы, установленной неподвижно на вторичном валу, и прижимается внутренним конусом к конической поверхности блокирующего кольца. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо синхронизатора поворачивается и упирается своими зубьями в торцы зубьев венца ведомой шестерни третьей передачи. После уравнивания окружных скоростей муфты синхронизатора со ступицей на вторичном валу и ведомой шестерни третьей передачи, блокирующее кольцо И соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца под действием осевого усилия, передаваемого от вилки включения передачи. При этом муфта синхронизатора, перемещаясь дальше вместе с блокирующим кольцом, своими шлицами соединяет ступицу на вторичном валу с венцом ведомой шестерни третьей передачи. При этом крутящий момент передается от первичного вала на промежуточный, и далее через шестерни третьей передачи, муфту синхронизатора и ступицу на вторичный вал. При выключении передачи все детали занимают исходное положение, и блокирующее кольцо отходит обратно под действием пружины. Аналогично работает синхронизатор и при включении других передач. Для удерживания штоков и вилок переключения передач в нейтральном и включенном положениях в механизме переключения имеются пружинные фиксаторы, а для предупреждения одновременного включения двух передач — специальные замки.
Включение передач и передачу крутящего момента на разных передачах можно проследить по схемам, приведенным на рис. 3. При включении первой передачи с помощью механизма будет передаваться на промежуточный вал, а от него через постоянно зацепленную пару шестерен первой передачи и синхронизатор на вторичный вал. При включении второй передачи муфта синхронизатора перемещается вперед и входит в зацепление с венцом шестерни второй передачи вторичного вала, а при включении третьей передачи синхронизатор перемещается назад, входя в зацепление с венцом шестерни третьей передачи вторичного вала. Передача крутящего момента на второй и третьей передачах осуществляется аналогично рассмотренному выше для первой передачи.
Рис. 2. Схема работы синхронизатора:
а — нейтральное положение; б — начало включения третьей передачи; в — положение синхронизатора при включенной третьей передаче; 1 — вилка включения третьей и четвертой передач; 2 — муфта синхронизатора; 3 — блокирующее кольцо; 4 — возвратная пружина блокирующего кольца: 5 — зубчатый венец шестерни третьей передачи ведомого вала; 6 — шестерня третьей передачи; 7— ведомый вал; 8 — ступица; 9 — подшипник; 10— первичный вал; 11 — зубья блокирующего кольца; 12 — шлицы муфты синхронизатора; 13 — шлицы ступицы вторичного вала
Рис. 3. Схемы передачи крутящего момента на разных передачах:
а — первая передача; б — вторая пере, дача; в — третья передача; г — четвертая (прямая) передача; д — задний ход} 1 — первичный вал; 2 — шестерня первичного вала постоянного зацепления; 3 — синхронизатор включения третьей и четвертой передач; 4 — ведомая шестерня третьей передачи; 5—ведомая шестерня второй передачи; 6 — синхронизатор включения второй и первой передач; 7 —ведомая шестерня первой передачи; 8 — ведомая шестерня заднего хода; 9 — вторичный вал; 10 — стенка картера; 11 — ведущая шестерня заднего хода; 12 — ведущая шестерня первой передачи; 13 — ведущая шестерня второй передачи; 14 — ведущая шестерня третьей передачи; 15 — ведомая шестерня промежуточного вала; 16 — промежуточный вал; 17 — паразитная шестерня заднего хода
При включении четвертой передачи муфта синхронизатора перемещается вперед, зацепляясь непосредственно с венцом шестерни первичного вала, и передает крутящий момент сразу на вторичный вал (прямая передача).
Включение заднего хода осуществляется перемещением вперед каретки с промежуточной шестерней заднего хода, которая одновременно зацепляется с шестернями промежуточного и вторичного валов. Крутящий момент в этом случае передается в такой последовательности: от первичного вала на промежуточный, далее через шестерню заднего хода на промежуточную шестерню и от нее через шестерню на вторичный вал, который будет вращаться в обратную сторону, обеспечивая движение автомобиля задним ходом.
Коробка передач автомобиля ЗАЗ конструктивно объединена с главной передачей и дифференциалом. Картер коробки передач имеет три секции. В первой размещается главная передача, во второй — шестерни 1,11 передач, заднего хода и синхронизатор. Обе секции между собой сообщаются и имеют общую спускную пробку с магнитной вставкой для улавливания металлических частиц, появляющихся в результате износа поверхностей деталей. В третьей секции размещаются синхронизатор включения III, IV передач и шестерни спидометра. Эта секция сообщается с полостью задней крышки коробки передач и также имеет пробку для выпуска масла. Все шестерни коробки передач, кроме двух заднего хода, косозубые и находятся в постоянном зацеплении. I, II и III, IV передачи, включаются при помощи синхронизаторов. IV передача в отличие от коробки передач автомобилей «Москвич» и ВАЗ является не прямой (передаточное число 1 : 1), а повышающей с передаточным числом меньше единицы (0,964).
Задний ход получается от шестерни первичного вала через две шестерни, помещенные на отдельном валу, и ведомую шестерню. На задней крышке коробки передач установлен специальный включатель фонарей освещения дороги при движении задним ходом, который включается при помощи выступа на штоке включения передачи заднего хода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы