Поскольку торможение определяется как искусственное сопротивление движению, имеющее своей целью регулирование-скорости, естественно принять, что количественная характеристика этого регулирования может определять эффективность торможения.
Разные тормозные системы по-разному регулируют скорость автомобиля.
Для рабочей и запасной систем типично уменьшение скорости в широком диапазоне ее значений, стояночный тормоз-должен обеспечивать нулевое значение скорости, а для замедлителя характерным режимом будет поддержание скорости постоянной.
Исходя из этой специфики критериями оценки эффективности выбираются разные параметры.
Количественной характеристикой регулирования скорости рабочей и запасной тормозными системами является быстрота уменьшения скорости, т. е. замедление автотранспортного средства. Как и всякий реальный физический процесс, торможение автомобиля имеет продолжительность во времени, которую можно назвать временем торможения. За время торможения замедление изменяет определенным образом свою величину. Следовательно, наиболее полно тормозной процесс будет характеризоваться не каким-либо отдельным значением замедления, а зависимостью последного от времени. Графическое изображение этой зависимости называется тормозной диаграммой, упрощенная форма которой показана на рис. 69. Из рисунка видно, что экстренное торможение отчетливо разделяется на три фазы: I — запаздывание тормозной системы; II — нарастание замедления; III — установившееся торможение.
Тормозная диаграмма дает возможность установить следующие характерные факторы и точки:
– начало торможения (точка 0) — момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение (водитель начинает воздействовать на орган управления);
– конец торможения (точка К) — момент времени, в который перестает действовать искусственное сопротивление движению или происходит остановка автотранспортного средства.
Рис. 69. Схема тормозной диаграммы экстренного торможения
Вместе с начальной у0 и конечной ук скоростями торможения и тормозным путем 5Т (расстоянием, которое автомобиль проходит с начала до конца торможения) эти факторы образуют систему параметров торможения.
На эффективность торможения, кроме действий водителя, влияют конструкция и техническое состояние автомобиля, тип и состояние дороги, атмосферные условия и т. п. Исследованиями установлено, что действие этих факторов наиболее полно учитывается следующими параметрами торможения, из числа которых обычно и выбирают критерии оценки тормозной эффективности: тормозным путем ST, установившимся замедлением /уст, временем торможения Т.
Тормозной путь принимается основным, а иногда и единственным критерием тормозной эффективности более чем в половине основных регламентов мировой автомобильной промышленности. Примерно в 40% фигурирует установившееся замедление, отражающее первопричину торможения автомобиля — тормозную силу.
Тормозной путь и установившееся замедление — официальные критерии оценки эффективности рабочей и запасной тормозных систем. В качестве способов определения их величин допускается или непосредственное измерение, или расчет на основе снятой при испытаниях тормозной диаграммы. Расчетный способ следует признать весьма перспективным, так как тормозная диаграмма позволяет определить любой параметр торможения. На рис. 70 показана типичная тормозная диаграмма экстренного торможения. Параллельно с сигналом замедления на ней должен быть записан сигнал начала торможения или усилие на тормозной педали. При обработке сначала проводятся нулевые линии. Затем определяются начало и конец торможения — точки 0 и к, являющиеся проекциями на нулевую линию замедления характерных точек О и К- Аналогичным образом находятся точки с и н, позволяющие определить временные промежутки тс, тн, туст. Следует отметить, что при низкой чувствительности деселерографа точка С может лежать на-нулевой линии замедления. Наибольшую трудность представляет нахождение точки Н. При значительных колебаниях замедления участки кривой, соответствующие II и III фазам,, аппроксимируют, как показано на рисунке, и началом установившегося торможения считают точку пересечения аппроксимирующих линий. Затем определяется точка М, как середина отрезка НК. Расстояние от точки М до нулевой линии замедления даст величину установившегося замедления.
Рис. 70. Обработка тормозной диаграммы полного экстренного торможения
Рис. 71. Номограмма для определения тормозного пути полного торможения
Как уже было сказано, стояночная тормозная система обеспечивает нулевое значение скорости автомобиля, а для вспомогательной тормозной системы типично поддержание скорости постоянной при действии разгоняющей силы (например, на спуске). Замедление в этих случаях равно нулю, а понятие тормозного пути в аспекте оценки эффективности лишается смысла. Поэтому критерием эффективности стояночной и вспомогательной тормозных систем принята тормозная сила, развиваемая их тормозными механизмами. Очень часто нормативное значение этой силы задается не явно, а, например, в виде уклона, на котором автомобиль должен остаться неподвижным (стояночный тормоз) или двигаться с постоянной скоростью (замедлитель) .
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Критерии оценки эффективности торможений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы