Этот механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров с одной или двумя головками, поршней с кольцами, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала с подшипниками, маховика и поддона блока цилиндров.
Блок цилиндров представляет собой общую отливку для всех цилиндров с рубашкой охлаждения. На автомобилях «Москвич» блок отливается из алюминиевого сплава. В него устанавливаются четыре легкосъемные чугунные гильзы — цилиндры. Полость между цилиндрами и наружными стенками блока является рубашкой охлаждения. В нижней части блока расположены пять коренных подшипников коленчатого вала.
Рис. 1. Блок цилиндров с гильзами двигателя «Москвич-412»:
1 — гнездо переднего коренного подшипника коленчатого вала; 2 — водораспределительный канал; 3 — уплотнительная прокладка гильзы цилиндра; 4 — гильза цилиндра; 5 — рубашка блока; 6 — блок цилиндров; 7 — гнездо для установки стартера; 8 — прилив для крепления водяного насоса
Блок цилиндров двигателя наклонен на 20° к вертикальной плоскости вправо по ходу автомобиля, что обеспечивает лучший доступ к стартеру, генератору и топливному насосу.
“Блок цилиндров двигателя ВАЗ отливается из специального легированного чугуна вместе с цилиндрами; в нижней части расположены пять коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников на том и другом блоках невзаимозаменяемы и занумерованы для правильной сборки. Нижняя часть
блока цилиндров закрывается стальным штампованным поддоном, в котором помещается необходимый запас масла.
Блок цилиндров двигателя МеМЗ-968 с V-образным расположением цилиндров отливается из магниевого сплава. В передней и задней стенках блока устанавливаются крайние неразъемные коренные подшипники коленчатого вала, изготовляемые из специального алюминиевого сплава. Передний подшипник запрессован в специальную опору и фиксируется штифтом, а задний запрессован непосредственно в стенку блока и укрепляется стопором. Выше коренных подшипников в стенках блока расточены гнезда под опоры распределительного вала. Средний коренной подшипник коленчатого вала разборный и вместе со средней опорой укрепляется двумя болтами в постели внутренней перегеродки блока.
Рис. 2. Блок цилиндров двигателя МеМЗ-968:
1 — передняя крышка блока; 2 — уплотнительная прокладка; 3 — шпильки для крепления цилиндров к блоку; 4 — гнездо для крепления стартера; 5 — отверстие для установки цилиндра; 6 — блок цилиндров; 7 — цилиндр
В верхней части блока расточены и расположены попарно под углом 90° четыре отверстия для установки в них цилиндров 7, которые отливаются из чугуна и имеют для охлаждения ребра.
Цилиндры вместе с головками попарно крепятся длинными шпильками 3, ввернутыми в блок цилиндров.
Головки блоков цилиндров автомобилей «Москвич» и ВАЗ отливаются из алюминиевого сплава и являются общими для всех цилиндров. Внутри головок расположены камеры сгорания, впускные и выпускные клапаны, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания. Двойные стенки головки образуют водяную рубашку, по которой циркулирует охлаждающая жидкость. Головка крепится к блоку цилиндров десятью шпильками с гайками или десятью болтами (двигатель ВАЗ). Для уплотнения стыка между плоскостью головки и блоком цилиндров устанавливается металлоасбестовая прокладка. На двигателе МеМЗ головок цилиндров две — по одной на каждые два цилиндра.
Поршни отливаются из алюминиевого сплава и имеют выпуклое (двигатель «Москвич») или плоское (двигатели МеМЗ, ВАЗ) днище. Вследствие неодинакового расширения головки и юбки (головка больше нагревается, а поэтому и больше расширяется) диаметр головки делают меньше диаметра юбки. Юбка поршня в поперечном сечении овальная с меньшей осью овала в плоскости поршневого пальца и большей — в плоскости действия боковых сил, что дает возможность уменьшить зазор между поршнем и цилиндром и исключить стуки при работе холодного двигателя. С внешней стороны головки поршня делаются три канавки (кольцевые выточки) для поршневых колец, В средней части поршня имеются две бобышки для установки поршневого пальца. Ось отверстия под поршневой палец в бобышках смещена в правую сторону по ходу автомобиля в двигателе «Москвич» на 1,5 мм, в двигателе ВАЗ — на 2 мм. Такое смещение обеспечивает более плавное перемещение поршня при изменении направления движения в зоне ВМТ при рабочем ходе, что уменьшает боковое давление поршня на стенку цилиндра и износ последнего. В двигателе МеМЗ смещение поршневого пальца в левую сторону по ходу автомобиля.
Рис. 3. Головки блока цилиндров:
а — двигателя «Москвич»; б —двигателя МеМЗ; 1 — прокладка головки блока цилиндров; 2 — головка блока цилиндров; 3 — пробка маслоналивной горловины; 4 — крышка механизма газораспределения; 5 — прокладка крышки; 6 — головка одной пары цилиндров; 7 — крышка клапанного механизма; 8 — футорка свечи зажигания
Поршневые кольца, изготовляемые из специального чугуна, имеют разрезы (замки). Два верхних кольца компрессионные, служат для уменьшения утечки газов; верхнее компрессионное кольцо хромировано, что повышает его износостойкость; нижнее — луженое.
Рис. 4. Шатунно-поршневая группа двигателя «Москвич-412»:
а — поршень; б — поршневые кольца; в — шатун; 1 — юбка поршня; 2 — бобышки; 3 — стопорные кольца; 4 — головка поршня; 6 — днище; 6 — канавки для установки поршневых колец; 7 — поршневой палец; 8 — компрессионные кольца; 9 — масло-съемное кольцо; 10 — нижняя крышка шатуна; 11 — вкладыши; 12 — бронзовая втулка; 13 — отверстие для смазки поршневого пальца; 14 — верхняя головка шатуна; 15 — стержень
Третье поршневое кольцо — маслосъемное, на наружной цилиндрической поверхности имеет проточку и восемь щелевидных прорезей для отвода излишнего масла со стенки цилиндра во внутреннюю полость поршня и далее в картер (двигатели «Москвич» и ВАЗ). На внутренней поверхности маслосъемного кольца двигателя ВАЗ проточена канавка, в которую устанавливается специальная стальная расширительная пружина. Маслосъемное поршневое кольцо двигателя МеМЗ состоит из двух стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального.
Рис. 5. Поршневые кольца двигателя МеМЗ;
1 — компрессионные; 2 масло-съемное
Поршневой палец, служащий для шарнирного соединения поршня с шатуном, изготовляется пустотелым из стали с поверхностной закалкой токами высокой частоты. От продольного перемещения, что могло бы вызвать задиры на стенках цилиндров, палец удерживается в бобышках поршня при помощи двух стопорных колец, вставляемых в кольцевые выточки. Такой способ крепления позволяет поршневому пальцу поворачиваться в головке шатуна и в бобышках поршня, поэтому палец называется плавающим (двигатели «Москвич» и МеМЗ). В двигателе ВАЗ поршневой палец от осевого перемещения зафиксирован в верхней головке шатуна путем горячей посадки, обеспечивающей необходимый натяг.
Рис. 6. Коленчатый вал двигателя «Москвич-412»:
1 — храповик; 2 — стопорная шайба; 3 — шкив; 4 — передний сальник; 5 — маслоотражатель; 6 — шестерня привода масляного насоса; 7 — распорная втулка; 3 — звездочка; 9 — шпонки; 10 — противовес; 11 — вкладыш; 12 — прокладка; 13 — крышка заднего сальника; 14 — задний сальник; 15 — маховик; 16 — трубчатые штифты; 17 — крышка коренного подшипника; 18 — шатунные шейки
Шатун соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала и служит для передачи силы от поршня на коленчатый вал при рабочем ходе, а при вспомогательных тактах — от коленчатого вала к поршню. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки с бронзовой втулкой (кроме двигателя ВАЗ, у которого втулка не ставится) и нижней разъемной головки, имеющей тонкостенные вкладыши: на двигателе ВАЗ — сталеалюминиевые, а на двигателях МеМЗ и «Москвич» — стале-бронзовые.
Коленчатый вал двигателя «Москвич» пяти-опорный стальной, коренные и шатунные шейки имеют поверхностную закалку токами высокой частоты. Коренные подшипники с тонкостенными вкладышами. Для разгрузки коренных подшипников от действия центробежных сил на щеках вала имеются противовесы, откованные вместе с валом. Для подвода смазки от коренных к шатунным подшипникам в щеках коленчатого вала имеются сверления. На переднем конце коленчатого дала на сегментных шпонках установлены ведущая звездочка 8 цепного привода распределительного вала, шестерня 6 привода масляного насоса и прерывателя-распределителя зажигания, шкив привода вентилятора; в торец завинчивается храповик для заводной рукоятки. Коленчатый вал двигателя ВАЗ изготовляется из специального чугуна и устанавливается в блоке цилиндров на пяти коренных подшипниках, имеющих сталеалюминиевые вкладыши. На переднем конце размещаются ведущая звездочка цепного привода распределительного вала и шкив привода вентилятора, которые закрепляются храповиком, ввернутым в торец вала.
На двигателе МеМЗ коленчатый вал трехопорный с полыми коренными и шатунными шейками. Он отливается из высокопрочного чугуна. Вал динамически сбалансирован вместе с маховиком, сцеплением и корпусом центробежного масляного фильтра. Вкладыши заднего и переднего коренных подшипников неразъемные, в виде втулок, а среднего подшипника — разъемные, состоящие из двух половин. Разъемный средний подшипник монтируется на коленчатом валу до постановки вала в картер блока.
Маховик отливается из чугуна, служит для вывода поршней из мертвых точек, равномерного вращения колен-чахого вала, способствует за счет своей массы плавному троганию автомобиля с места и облегчает вращение коленчатого вала при пуске двигателя. На обод маховика напрессовывают стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.
Рис. 7. Коленчатого вала и задняя опора балансирного вала двигателя МеМЗ:
На двигателях «Москвич» и ВАЗ маховик крепится к фланцу коленчатого вала при помощи болтов. Маховик двигателя МеМЗ устанавливается на четырех штифтах на заднем торце коленчатого вала, закрепляется специальным болтом, в выточке которого устанавливается подшипник первичного вала коробки передач.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы