Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобили ВАЗ

Публикация:
   Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ

Читать далее:




Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ

Этот механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока цилиндров с одной или двумя головками, поршней с кольцами, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала с подшипниками, маховика и поддона блока цилиндров.

Блок цилиндров представляет собой общую отливку для всех цилиндров с рубашкой охлаждения. На автомобилях «Москвич» блок отливается из алюминиевого сплава. В него устанавливаются четыре легкосъемные чугунные гильзы — цилиндры. Полость между цилиндрами и наружными стенками блока является рубашкой охлаждения. В нижней части блока расположены пять коренных подшипников коленчатого вала.

Рис. 1. Блок цилиндров с гильзами двигателя «Москвич-412»:
1 — гнездо переднего коренного подшипника коленчатого вала; 2 — водораспределительный канал; 3 — уплотнительная прокладка гильзы цилиндра; 4 — гильза цилиндра; 5 — рубашка блока; 6 — блок цилиндров; 7 — гнездо для установки стартера; 8 — прилив для крепления водяного насоса

Блок цилиндров двигателя наклонен на 20° к вертикальной плоскости вправо по ходу автомобиля, что обеспечивает лучший доступ к стартеру, генератору и топливному насосу.

“Блок цилиндров двигателя ВАЗ отливается из специального легированного чугуна вместе с цилиндрами; в нижней части расположены пять коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников на том и другом блоках невзаимозаменяемы и занумерованы для правильной сборки. Нижняя часть

блока цилиндров закрывается стальным штампованным поддоном, в котором помещается необходимый запас масла.

Блок цилиндров двигателя МеМЗ-968 с V-образным расположением цилиндров отливается из магниевого сплава. В передней и задней стенках блока устанавливаются крайние неразъемные коренные подшипники коленчатого вала, изготовляемые из специального алюминиевого сплава. Передний подшипник запрессован в специальную опору и фиксируется штифтом, а задний запрессован непосредственно в стенку блока и укрепляется стопором. Выше коренных подшипников в стенках блока расточены гнезда под опоры распределительного вала. Средний коренной подшипник коленчатого вала разборный и вместе со средней опорой укрепляется двумя болтами в постели внутренней перегеродки блока.

Рис. 2. Блок цилиндров двигателя МеМЗ-968:
1 — передняя крышка блока; 2 — уплотнительная прокладка; 3 — шпильки для крепления цилиндров к блоку; 4 — гнездо для крепления стартера; 5 — отверстие для установки цилиндра; 6 — блок цилиндров; 7 — цилиндр

В верхней части блока расточены и расположены попарно под углом 90° четыре отверстия для установки в них цилиндров 7, которые отливаются из чугуна и имеют для охлаждения ребра.

Цилиндры вместе с головками попарно крепятся длинными шпильками 3, ввернутыми в блок цилиндров.

Головки блоков цилиндров автомобилей «Москвич» и ВАЗ отливаются из алюминиевого сплава и являются общими для всех цилиндров. Внутри головок расположены камеры сгорания, впускные и выпускные клапаны, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания. Двойные стенки головки образуют водяную рубашку, по которой циркулирует охлаждающая жидкость. Головка крепится к блоку цилиндров десятью шпильками с гайками или десятью болтами (двигатель ВАЗ). Для уплотнения стыка между плоскостью головки и блоком цилиндров устанавливается металлоасбестовая прокладка. На двигателе МеМЗ головок цилиндров две — по одной на каждые два цилиндра.

Поршни отливаются из алюминиевого сплава и имеют выпуклое (двигатель «Москвич») или плоское (двигатели МеМЗ, ВАЗ) днище. Вследствие неодинакового расширения головки и юбки (головка больше нагревается, а поэтому и больше расширяется) диаметр головки делают меньше диаметра юбки. Юбка поршня в поперечном сечении овальная с меньшей осью овала в плоскости поршневого пальца и большей — в плоскости действия боковых сил, что дает возможность уменьшить зазор между поршнем и цилиндром и исключить стуки при работе холодного двигателя. С внешней стороны головки поршня делаются три канавки (кольцевые выточки) для поршневых колец, В средней части поршня имеются две бобышки для установки поршневого пальца. Ось отверстия под поршневой палец в бобышках смещена в правую сторону по ходу автомобиля в двигателе «Москвич» на 1,5 мм, в двигателе ВАЗ — на 2 мм. Такое смещение обеспечивает более плавное перемещение поршня при изменении направления движения в зоне ВМТ при рабочем ходе, что уменьшает боковое давление поршня на стенку цилиндра и износ последнего. В двигателе МеМЗ смещение поршневого пальца в левую сторону по ходу автомобиля.

Рис. 3. Головки блока цилиндров:
а — двигателя «Москвич»; б —двигателя МеМЗ; 1 — прокладка головки блока цилиндров; 2 — головка блока цилиндров; 3 — пробка маслоналивной горловины; 4 — крышка механизма газораспределения; 5 — прокладка крышки; 6 — головка одной пары цилиндров; 7 — крышка клапанного механизма; 8 — футорка свечи зажигания

Поршневые кольца, изготовляемые из специального чугуна, имеют разрезы (замки). Два верхних кольца компрессионные, служат для уменьшения утечки газов; верхнее компрессионное кольцо хромировано, что повышает его износостойкость; нижнее — луженое.

Рис. 4. Шатунно-поршневая группа двигателя «Москвич-412»:
а — поршень; б — поршневые кольца; в — шатун; 1 — юбка поршня; 2 — бобышки; 3 — стопорные кольца; 4 — головка поршня; 6 — днище; 6 — канавки для установки поршневых колец; 7 — поршневой палец; 8 — компрессионные кольца; 9 — масло-съемное кольцо; 10 — нижняя крышка шатуна; 11 — вкладыши; 12 — бронзовая втулка; 13 — отверстие для смазки поршневого пальца; 14 — верхняя головка шатуна; 15 — стержень

Третье поршневое кольцо — маслосъемное, на наружной цилиндрической поверхности имеет проточку и восемь щелевидных прорезей для отвода излишнего масла со стенки цилиндра во внутреннюю полость поршня и далее в картер (двигатели «Москвич» и ВАЗ). На внутренней поверхности маслосъемного кольца двигателя ВАЗ проточена канавка, в которую устанавливается специальная стальная расширительная пружина. Маслосъемное поршневое кольцо двигателя МеМЗ состоит из двух стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального.

Рис. 5. Поршневые кольца двигателя МеМЗ;
1 — компрессионные; 2 масло-съемное

Поршневой палец, служащий для шарнирного соединения поршня с шатуном, изготовляется пустотелым из стали с поверхностной закалкой токами высокой частоты. От продольного перемещения, что могло бы вызвать задиры на стенках цилиндров, палец удерживается в бобышках поршня при помощи двух стопорных колец, вставляемых в кольцевые выточки. Такой способ крепления позволяет поршневому пальцу поворачиваться в головке шатуна и в бобышках поршня, поэтому палец называется плавающим (двигатели «Москвич» и МеМЗ). В двигателе ВАЗ поршневой палец от осевого перемещения зафиксирован в верхней головке шатуна путем горячей посадки, обеспечивающей необходимый натяг.

Рис. 6. Коленчатый вал двигателя «Москвич-412»:
1 — храповик; 2 — стопорная шайба; 3 — шкив; 4 — передний сальник; 5 — маслоотражатель; 6 — шестерня привода масляного насоса; 7 — распорная втулка; 3 — звездочка; 9 — шпонки; 10 — противовес; 11 — вкладыш; 12 — прокладка; 13 — крышка заднего сальника; 14 — задний сальник; 15 — маховик; 16 — трубчатые штифты; 17 — крышка коренного подшипника; 18 — шатунные шейки

Шатун соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала и служит для передачи силы от поршня на коленчатый вал при рабочем ходе, а при вспомогательных тактах — от коленчатого вала к поршню. Он состоит из стержня двутаврового сечения, верхней головки с бронзовой втулкой (кроме двигателя ВАЗ, у которого втулка не ставится) и нижней разъемной головки, имеющей тонкостенные вкладыши: на двигателе ВАЗ — сталеалюминиевые, а на двигателях МеМЗ и «Москвич» — стале-бронзовые.

Коленчатый вал двигателя «Москвич» пяти-опорный стальной, коренные и шатунные шейки имеют поверхностную закалку токами высокой частоты. Коренные подшипники с тонкостенными вкладышами. Для разгрузки коренных подшипников от действия центробежных сил на щеках вала имеются противовесы, откованные вместе с валом. Для подвода смазки от коренных к шатунным подшипникам в щеках коленчатого вала имеются сверления. На переднем конце коленчатого дала на сегментных шпонках установлены ведущая звездочка 8 цепного привода распределительного вала, шестерня 6 привода масляного насоса и прерывателя-распределителя зажигания, шкив привода вентилятора; в торец завинчивается храповик для заводной рукоятки. Коленчатый вал двигателя ВАЗ изготовляется из специального чугуна и устанавливается в блоке цилиндров на пяти коренных подшипниках, имеющих сталеалюминиевые вкладыши. На переднем конце размещаются ведущая звездочка цепного привода распределительного вала и шкив привода вентилятора, которые закрепляются храповиком, ввернутым в торец вала.

На двигателе МеМЗ коленчатый вал трехопорный с полыми коренными и шатунными шейками. Он отливается из высокопрочного чугуна. Вал динамически сбалансирован вместе с маховиком, сцеплением и корпусом центробежного масляного фильтра. Вкладыши заднего и переднего коренных подшипников неразъемные, в виде втулок, а среднего подшипника — разъемные, состоящие из двух половин. Разъемный средний подшипник монтируется на коленчатом валу до постановки вала в картер блока.

Маховик отливается из чугуна, служит для вывода поршней из мертвых точек, равномерного вращения колен-чахого вала, способствует за счет своей массы плавному троганию автомобиля с места и облегчает вращение коленчатого вала при пуске двигателя. На обод маховика напрессовывают стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Рис. 7. Коленчатого вала и задняя опора балансирного вала двигателя МеМЗ:

На двигателях «Москвич» и ВАЗ маховик крепится к фланцу коленчатого вала при помощи болтов. Маховик двигателя МеМЗ устанавливается на четырех штифтах на заднем торце коленчатого вала, закрепляется специальным болтом, в выточке которого устанавливается подшипник первичного вала коробки передач.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобили ВАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм двигателя ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства