К строительным подъемникам относятся грузоподъемные машины, грузоподъемное устройство которых (площадка, ковш или кабина) движется в направляющих. Если применяются жесткие направляющие, то они выполняют и роль несущей конструкции.
Строительные подъемники применяются для подачи отделочных материалов и мелких изделий на этажи строящегося здания.
В строительной индустрии ковшовые подъемники используются для подъема материалов в емкости бетонно-растворных установок.
В связи с увеличением этажности строящихся зданий большое применение находят грузо-пассажирские подъемники, облегчающие условия подъема людей на верхние этажи.
Положительными качествами подъемников являются простота конструкции и небольшая стоимость, а недостатком то, что они могут выполнять только вертикальное перемещение материалов.
По конструктивному оформлению несущей, направляющей и ограждающей конструкции строительные подъемники могут быть: мачтовые (одностоечные и двухстоечные), скиповые и шахтные.
По назначению подъемники подразделяются на грузовые, грузопассажирские и пассажирские.
Особую группу составляют передвижные и самоходные телескопические подъемники и гидравлические с шарнирной рукоятью.
Мачтовый подъемник (рис. 90) представляет собой стойку-мачту (без ограждений), вдоль которой перемещается грузоподъемная площадка. Однобарабанная реверсивная лебедка устанавливается на раме, являющейся основанием для мачты. Грузоподъемный канат от барабана лебедки направляется к концевым блокам и закрепляется на грузоподъемной платформе.
Управление кнопочное, крайние положения платформы (верхнее и нижнее) фиксируются конечными выключателями-ограничителями. Применяется также и автоматическая система’ управления с вызовом и остановкой на уровне любого этажа сооружения.
Мачта изготовляется из отдельных секций, наращиваемых периодически по мере возведения здания. При необходимости мачта прикрепляется жесткими связями к возводимому сооружению. В этом случае высота подъема при достаточной канатоемкости лебедки практически неограничена.
При небольшой высоте подъема (до 9 м) подъемники не требуют специального фундамента и поэтому могут легко передвигаться на необходимое место работы.
Для удобства разгрузки материалов подъемная платформа у некоторых подъемников может поворачиваться относительно каретки вокруг вертикальной оси на 90°. Применяются также выдвижные грузозахватывающие устройства, позволяющие подавать грузы внутрь здания через оконные проемы.
Все грузо-пассажирские и пассажирские подъемники имеют ловители, обеспечивающие остановку платформы при обрыве грузоподъемного троса.
Существует несколько конструкций ловителей. В эксцентриковом ловителе (рис. 91) при обрыве грузового каната ослабляется вспомогательный трос, связанный с рычагом; под влиянием пружин валик получает возможность повернуться На некоторый угол вместе с закрепленными на нем эксцентриками. Последние своей криволинейной поверхностью переместят подвижные рифленые губки и прижмут их к направляющим подъемника, что приведет к отклонению платформы и поджатию губок 8 к полкам направляющих, платформа остановится.
Рис. 90. Мачтовый передвижной подъемник
Рис. 91. Схема эксцентрикового ловителя грузоприемной платформы подъемника
Грузоподъемность мачтовых подъемников 0,125—0,8 т.
Грузо-пассажирский подъемник (рис. 92) состоит из мачты, головной секции с блоками, подъемной кабины, машинного отделения с лебедкой, поэтажных площадок с ограждающими дверями.
Подъемник оборудован ловителем, световой и звуковой сигнализацией. Мачта подъемника по мере необходимости может наращиваться и для сохранения устойчивости прикрепляться к зданию жесткими кронштейнами.
Грузоподъемность грузо-пассажирских подъемников 0,8—1 т.
Более удобны в эксплуатации бесканатные грузо-пассажирские подъемники, у которых перемещение кабины обеспечивается перекатыванием ведущих звездочек 8 механизма подъема, связанного с кабиной, по зубчатой рейке 9, установленной вдоль всей высоты мачты. Надежность зацепления обеспечивается роликами.
Шахтные подъемники отличаются от мачтовых наличием ограждающих устройств.
Скиповые подъемники (рис. 93) в большинстве случаев устраиваются с наклонной несущей рамой и приспособлением для самоопрокидывания ковша у места разгрузки тяговым усилием грузового каната.
Рис. 92. Грузо-пассажирский подъемник
а — общий вид канатного подъемника; б — схема реечного механизма подтЖма
Подъем и опускание выполняют плавно, без рывков.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Мачтовые и грузо-пассажирские подъемники"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы