Требования к бензину зависят от конструктивных особенностей двигателя и условий эксплуатации автомобиля.
Автомобильный карбюраторный двигатель может развивать необходимую мощность, иметь нормальный износ деталей и быть экономичным при работе только на бензине соответствующего качества. При конструировании двигателя выбор степени сжатия, интенсивности подогрева рабочей смеси, схемы карбюратора, устройства для облегчения пуска холодного двигателя и других конструктивных параметров двигателя производится с учетом использования определенного сорта бензина. Для более совершенных и форсированных Двигателей нужно применять и более качественные бензины. Однако при этом обеспечиваются и меньшие удельные расходы топлива. Так, например, у двигателя ЗИЛ-120 минимальный удельный расход бензина А-66 составляет 260 г/э. л. с. ч., у двигателя ЗИЛ-130, рассчитанного на бензин А-76, — 240 г/э. л. с. ч., а у двигателя ЗИЛ-111, работающего на бензине АИ-98, — только 210 г/э. л. с. ч. Снижение расхода бензина должно компенсировать некоторое повышение стоимости более качественного бензина. Действующие в настоящее время цены предусматривают более высокую разницу в стоимости бензинов, чем разница в их удельном расходе. Так, для I пояса стоимость 10 л указанных бензинов соответственно составляет 1,20; 1,50 и 2,00 руб. Это несколько снижает экономическую эффективность более качественных бензинов. Однако в действительности она выше, если учесть снижение износов двигателей и повышение производительности автомобилей при работе на бензинах более высокого качества.
Нефтяной промышленностью выпускается несколько марок автомобильных бензинов, каждая из которых предназначена для определенных моделей автомобилей с учетом времени года и климатических условий эксплуатации.
В соответствии с действующим ГОСТ 2084—77 предусмотрен выпуск автомобильных бензинов марок: А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98.
При этом бензины А-76, АИ-93 и АИ-98 могут выпускаться также с Государственным знаком качества. Бензины со Знаком качества выпускаются только неполированные и отличаются меньшим содержанием в них нежелательных примесей. Так, у этих бензинов содержание серы снижено в 5—10 раз, фактических смол в 1,3— 3,5 раза, кислотность понижена в 3—3,7 раза. Увеличен индукционный период у бзнзинов со Знаком качества, что указывает на повышение их химической стабильности.
Кроме указанных марок бензинов, в ближайшие годы в постоянно снижающихся количествах будет продолжаться выпуск бензина А-66 по техническим условиям Миннефтехимпрома.
Основные показатели качества автомобильных бензинов приведены в табл. 3. Каждая марка бензина имеет условное обозначение, в которое входят буквы и цифры. Буква А означает, что бензин является автомобильным, буква И показывает, что определение детонационной стойкости произведено по исследовательскому методу, а цифры, следующие после дефиса, — минимальное октановое число. Если в маркировку буква И не входит, то октановое число такого бензина определяется только по моторному методу. Так, например, из обозначения А-76 следует, что это автомобильный бензин с октановым числом по моторному методу не ниже 76.
Бензины марок А-76, АИ-93 и АИ-98 без Знака качества выпус-скаются этилированные, а бензины А-72 — только неэтилированные.
Для отличия этилированных бензинов от неэтилированных первые окрашиваются: А-66 в зеленый; А-76 в желтый; АИ-93 в оранжево-красный и АИ-98 в синий цвет.
Неэтилированные бензины предназначены для применения в городах, районах и на предприятиях, где запрещено использование этилированных бензинов.
Бензины марок А-76 со Знаком качества и АИ-98 выпускаются только летнего вида, а остальных марок — летнего и зимнего вида. Бензины марок АИ-98 и А-76 со Знаком качества используются всесезонно. Зимние бензины отличаются от летних более легким фракционным составом и более высоким давлением насыщенных паров.
Зимние бензины нужно применять в период с 1 октября по 1 апреля, а в северных и северо-восточных районах — круглогодично.
Летние бензины предназначены для использования в период с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных.
В южных районах пх можно применять в течение всего года. В паспорте или другом документе, удостоверяющем качество бензина, указывают его вид — «летний» или «зимний».
Ннзкооктановый бензин А-66 используют для грузовых и легковых автомобилей, автобусов с двигателями, имеющими невысокую степень сжатия (не превышающую 6,2), например ГАЗ-51, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, Урал-355, ЗИЛ-158,’ ИАЗ-651 и др.
Бензин А-72 применяют для автомобилей с рядными двигателями, имеющими степень сжатия от 6,2 до 7,0. На этом бензине работают, например, легковые автомобили ГАЗ-21 «Волга», «Моск-вич-407», ЗАЗ-965 «Запорожец», автобусы ЗИЛ-158В, ЛАЗ-697, ПАЗ-652, грузовые автомобили УАЗ-451Д, ГАЗ-53Ф и др.
Высокооктановый бензин А-76 предназначен для грузовых автомобилей с V-образными двигателями ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, Урал-377, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-131, автобусов ЛАЗ-697Е, ПАЗ-672, а также для легковых автомобилей «Москвич-408», ЗАЗ-966 «Запорожец» н др.
Для легковых автомобилей FA3-13 «Чайка», двигатели которых имеют степень сжатия, равную 8,5, а также для автомобилей «Москвич-412» (степень сжатия 8,8), ГАЗ-24 «Волга» (степень сжатия 8,2), ВАЗ (степень сжатия 8,8) применяют бензин АИ-93, а для автомобилей ЗИЛ-111 (степень сжатия 9,0) — бензин АИ-98.
Марку бензина, на которой должен работать автомобиль данной модели, устанавливают заводы-изготовптели автомобилей и указывают об этом в инструкциях по эксплуатации и уходу за автомобилем.
Многие автотранспортные предприятия эксплуатируют автомобили, требующие использования бензинов разных марок, что вызывает определенные затруднения, особенно при организации заправки в транспортном предприятии. Однако п в этих условиях нельзя Допускать, чтобы автомобили работали на бензине несоответствующего качества, чем требуется. Применение бензина более высокого качества требует увеличения затрат на бензин, а более низкого — непременно повышает затраты на ремонт двигателя, снижает надежность автомобиля. В обоих случаях повысится себестоимость перевозок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Марки бензинов и область их применения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы