В современном понимании техника — это диалектически развивающаяся материальная совокупность средств труда, предметов труда и самого груда. Динамичное состояние этой совокупности на конкретный момент времени называется уровнем техники, в свою очередь, характеризуемым уровнем научно-технических знаний и производственной базы.
Машины составляют основу техники, поэтому развитие техники может происходить только на основе совершенствования существующих и создания новых видов машин.
С развитием техники повышается технический уровень машин, меняются выполняемые ими функции и совершенствуются принципы их конструирования. Если до середины XX в. основной функцией машин была замена мускульной энергии человека и животных, то во второй половине века появились машины, облегчающие интеллектуальный труд человека.
Создание новых образцов машин, как правило, предопределяется необходимостью значительного повышения производительности труда, реализации новых технологических процессов и практическим воплощением научных открытий. Так, необходимость резкого увеличения добычи каменного угля потребовала полного технического перевооружения шахт на базе механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких процессов, в результате чего был создан комплекс новых машин.
Технология любого производства (добычи и переработки полезных ископаемых, строительства, машиностроения и т. д.) представляет собой техническое оформление процесса труда. Между машинами, используемыми в производстве, и технологией производства существует теснейшая связь. Развитие технологии производства вызывает необходимость создания новых машин.
Например, новая технология поточного производства потребовала создания высокопроизводительных специальных станков; по мере освоения точного литья по выплавляемым моделям и коркового литья примитивное оборудование с применением ручного труда заменялось более совершенным оборудованием; объединение большого числа раздробленных процессов в текстильной промышленности привело к созданию комбинированного оборудования и т. д.
Любая машина с течением времени стареет и заменяется новой, более совершенной. Так, металлорежущие станки, рассчитанные на работу с инструментом из быстрорежущих сталей, после внедрения металлокерамических резцов оказались в техническом отношении устаревшими, поскольку их мощность, скорость резания и прочность не обеспечивали достигнутых к этому времени эксплуатационных показателей инструмента, т. е. произошел не физический, а моральный износ станков.
Различают две формы морального износа машин. Первая форма обусловливается удешевлением производства машин. Действие этой формы износа проявляется в том, что у потребителя уменьшается сравнительная фондоотдача, т. е. величина отношения стоимости произведенных машиной работ к стоимости самой машины. Вторая форма морального износа машины связана с появлением другой, заменяющей ее машины с более высокими техническими показателями. Это, разумеется, не означает, что с появлением новой машины старая всегда обесценивается до такой степени, что ее следует выбросить в металлолом, однако экономически целесообразный срок службы машины должен определяться и моральным старением.
С точки зрения морального износа машина имеет определенные «циклы жизни» в сферах воспроизводства и эксплуатации. Типичный «цикл жизни» машины в сфере воспроизводства представлен на рис. 1. Из рисунка видно, что с появлением новой конкурентоспособной машины сбыт, быстро увеличивается, достигает максимума и по мере насыщения потребительского рынка начинает сокращаться.. Аналогично изменяется прибыль предприятия-изготовителя. Максимумы кривых сбыта и прибыли, как правило, не совпадают во времени вследствии инерции производства.
В сфере эксплуатации (рис. 2) типичный «цикл жизни» машины определяется разностью между величиной прибыли, образующейся у потребителя, и эксплуатационными затратами (кривая 2). Как видно из графика, с течением времени эта разность убывает и с критического момента эксплуатация машины становится убыточной. При этом возрастание эксплуатационных затрат в основном обусловливается физическим износом машины, вызывающим необходимость ремонтно-восстановитель-ных работ, замены изношенных частей, более частых регулировок и наладок. В случаях, когда машины используются в какой-либо отрасли промышленности впервые и в связи с этим их конструкции еще не достигли достаточной степени зрелости и совершенства, момент Гкр наступает раньше.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машина и уровень техники"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы