Наряду с применением битумов и дегтей в чистом виде в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий имеет место их использование также в эмульгированном виде, т. е. раздробленными в воде. Кроме вяжущего материала и воды в состав эмульсии входит в небольшом количестве (1—2%) вещество, называемое эмульгатором, которое предохраняет капельки от слияния. В качестве эмульгаторов используются древесный деготь, бардяной концентрат, соапсток, стеарин, асидол и другие продукты химического производства нефтяной промышленности и отходы рыбной промышленности.
В отличие от битумов и дегтей, применяемых в горячем состоянии, эмульсии применяются в холодном виде. Это позволяет производить работы с эмульсиями в холодную погоду и с влажным каменным материалом и тем самым удлинить дорожно-строительный сезон и увеличить коэффициент годового использования парка машин. Применение эмульсии в ряде случаев позволяет уменьшить расход вяжущего материала до 30—35%.
Для получения эмульсии применяются эмульсионные машины, называемые в технической литературе гомогенизаторами, диспергаторами, коллоидными мельницами, эмульсаторами и т. п. В дальнейшем эмульсионные машины будем называть гомогенизаторами.
На рис. 141 показано устройство однороторного двухдискового гомогенизатора. Он состоит из чугунного корпуса с двумя боковыми крышками, внутри которого покоится на подшипниках ротор с двумя дисками. На одном диске имеются четыре радиальных выступа, выполняющих роль перемешивающих и нагнетающих лопастей.
Внутренняя поверхность корпуса выполнена конической и имеет одинаковую конусность с рабочими поверхностями дисков ротора. Регулирование зазора между коническими поверхностями дисков и корпуса осуществляется специальным механизмом.
Рис. 141. Однороторный двухдисковый гомогенизатор:
1 — крышка: 2 — стопорная гайка; 3 — штурвал; 4 — регулировочная гайка; 5 — втулки; 6 — замок; 7 — стакан; S — приемный канал; 9, 13 — крышки корпуса; 10 — корпус; 11, 12 — диски ротора; 14, 20 — кронштейны; 15 — патрубки; 16 — кожух; 17 — теплоизоляция; 18 — электронагреватели; 19 — лопасти; 21 — вал; 22 — стопор; 23 — винт
При вращении штурвала происходит осевое перемещение вала с ротором и благодаря конусности поверхностей ротора и корпуса изменяется величина рабочего зазора между ними.
Эмульгируемые жидкости поступают по приемному каналу в левой крышке внутрь машины и под действием центробежных сил вращающегося ротора продавливаются с большой скоростью через зазор. Готовая эмульсия вытекает из каналов, имеющихся в нижней части крышек корпуса.
В трехступенчатом гомогенизаторе конструкции Л. Л. Хотунцева и В. С. Пушкина (рис. 142) на валу шпонками укреплены параллельно три диска: один — с рифленой поверхностью и два — с гладкими коническими поверхностями. На внутренней поверхности корпуса напротив дисков укреплены три кольца: одно — с рифленой 24 и два — с конической поверхностями. Между гладкими кольцами вставлены распорные кольца, а между дисками — распорные кольца. В рабочем положении выступы рифленого диска входят в выточки рифленого кольца.
Рис. 143. Многощелевой гомогенизатор
На обоих гладких конических кольцах и на внутренней поверхности правой крышки корпуса укреплены перегородки 22, а на каждом из трех дисков — по шесть нагнетательных лопаток.
Изменение ширины рабочего зазора между дисками и кольцами осуществляется специальным регулировочным механизмом. Он состоит из регулировочных гаек, установочной гайки, распорной втулки, стопорной гайки, кольца со шкалой и указателя. Вращением гаек поступательно перемещается втулка, а вместе с ней и диски.
Корпус состоит из внутреннего и наружного цилиндров и крышек. Внутреннее пространство в корпусе используется для пара, обогревающего гомогенизатор. Ротор приводится во вращение электродвигателем мощностью квт посредством клиноременной передачи. Производительность этого гомогенизатора — 3 т/ч.
Эмульгируемые жидкости, поступающие по приемному патрубку внутрь машины, проходят три ступени эмульгирования — вначале продавливаются через зазор между рифлеными поверхностями, а затем последовательно через оба зазора между гладкими коническими поверхностями. Готовая эмульсия вытекает из патрубка.
Многощелевой гомогенизатор конструкции В. В. Назарова отличается от однороторного двухдискового гомогенизатора тем, что ротор и статор (рис. 143) имеют несколько (3—5) концентрических конических поверхностей, образующих соответствующее количество зазоров (щелей), через которые проходят эмульгируемые жидкости. В зазоры жидкости поступают через пазы в статоре, а готовая эмульсия вытекает из каналов ротора. Распределение жидкости по пазам осуществляется лопастным диском. При вращении штурвала поступательно перемещается резьбовой стакан, а вместе с ним и вал с ротором. В результате изменяется величина зазоров. Вал приводится во вращение электродвигателем посредством клиноременной передачи. Мощность электродвигателя — 12 квт. Производительность гомогенера-тора — 4 т/ч.
Рис. 144. Лопастная мешалка для битумных эмульсий
Перемешивающее устройство расположено внутри и состоит из четырех пар лопастей, установленных под разными углами к плоскости вращения. Лопастной вал вращается со скоростью 84 об/мин.
При большем количестве нар лопастей в мешалке эта мощность соответственно увеличивается.
Пусковая мощность может в 2—3 раза превосходить рабочую мощность.
При значительных скоростях вращения вследствие образования воронки в жидкости могут обнажиться верхние лопасти или, наоборот,часть жидкости может выплеснуться из мешалки.
Пневматическое эмульгирование (барботирование) осуществляется в открытом баке, на дне которого расположены трубы с отверстиями. Воздух (или пар), выходящий из отверстий, поднимается кверху и увлекает за собой капельки жидкости. Для лучшего перемешивания отверстия в трубах размещают по винтовой линии. Диаметр отверстий — 3—6 мм. Трубы располагаются строго горизонтально, чтобы воздух (или пар), выходящий из отверстий, преодолевал одинаковое гидравлическое сопротивление. Давление воздуха должно быть достаточным, чтобы создать нужный напор в трубопроводе для преодоления сопротивления трения и гидростатического сопротивления столба эмульгируемых жидкостей в баке.
Ориентировочно расход воздуха составляет 0,8 м3/мин на 1 м2 поверхности бака.
Кроме эмульсионной машины для производства эмульсий требуется вспомогательное оборудование. Весь комплект оборудования для производства эмульсий входит в состав эмульсионной установки (рис. 145).
Обезвоживание и подогрев битума осуществляются в обычных битумоплавильных котлах. Для приготовления эмульгатора предусмотрены котлы с мешалками и паровым обогревом. Для подачи в котлы вязкого эмульгатора используется шнеколопастной насос. У котлов установлены дозаторы для эмульгатора и водного раствора едкого натра. Извлечение кристаллического едкого натра из металлических бочек осуществляется при помощи пара. При этом бочка устанавливается разгрузочным отверстием над горловиной одного из резервуаров, и в отверстие через сопло подается струя пара. Резервуары служат для хранения водного ра~створа едкого натра. В состав установки входят также гомогенизатор, резервуары с перемешивающим устройством для водного раствора эмульгатора, резервуары для эмульсии 6 и водоумягчительное оборудование.
Приготовление эмульсий осуществляется следующим образом. Эмульгатор, приготовленный в котлах, разбавляется водой и перекачивается насосом в резервуары, где он подогревается до температуры 70—80° С. Из этих резервуаров водный раствор эмульгатора самотеком поступает в гомогенизатор. Сюда же одновременно поступает из битумоплавильни битум с температурой 140—150е С. Готовая эмульсия вытекает непрерывным потоком из гомогенизатора в резервуары для хранения и оттуда отпускается потребителю. Концентрация битума в эмульсии регулируется изменением величины струй.
Приготовление дорожных эмульсий может осуществляться при помощи акустического вибратора (рис. 146). Здесь в состав комплекта оборудования входят насос с электродвигателем, помещенный в рабочий бак^б, вибратор, резервуар для эмульсий, всасывающий и нагнетательный трубопроводы с контрольным манометром. Для возбуждения колебаний в жидкости используется гидродинамический вибратор. Он состоит из штуцера, сопла и вибрирующей пластины с заостренным краем. Пластина зажата между двумя стойками, а заостренный край находится на расстоянии 3 мм от щели сопла. Рабочая величина щели — 1,5—2 мм. Струя жидкости, выходящая из сопла под давлением, вызывает колебания закрепленной пластины.
Битум и водный раствор эмульгатора, нагретые до рабочей температуры, подаются в нужной пропорции в рабочий бак. Уровень жидкостей в баке должен быть таким, чтобы вибратор оказался погруженным в жидкость. Затем включается насос, и жидкости под давлением 6—8 атм подаются через сетчатый фильтр к вибратору. Пройдя через вибратор, жидкости вновь возвращаются в бак. Непрерывная циркуляция продолжается до тех пор, пока в рабочем баке не образуется эмульсия. Продолжительность цикла составляет примерно 10 мин. Готовая эмульсия перекачивается насосом из рабочего бака в резервуар.
Гидродинамический вибратор работает эффективно, если он настроен в резонанс, т. е. когда частота собственных колебаний пластины совпадает с частотой вынужденных колебаний.
Рис. 146. Акустическая эмульсионная установка
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для приготовления дорожных эмульсий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы