Равномерное распределение по дороге фрикционного материала целесообразно выполнять только специальными распределителями. Чаще всего применяют тарельчатые разбрасыватели, но в отдельных случаях используют также вальцовые разбрасыватели.
Вальцовый разбрасыватель распределяет материал равномернее. Однако ширина захвата у него не превышает ширины вальцов, вследствие чего за один проход может быть обработана только одна полоса движения. У тарельчатых (дисковых) разбрасывателей можно регулировать число оборотов и тем самым устанавливать различную ширину разбрасывания. Их привод осуществляется преимущественно через клиноременную передачу. Более усовершенствованными являются тарельчатые разбрасыватели, приводимые в движение электричеством. У них ширину разбрасывания регулируют реостатом, установленным в кабине водителя. Разбрасываемый материал у обоих разбрасывателей подается вручную или с помощью специальных устройств.
В настоящее время изготавливают полностью механизированные или автоматические разбрасыватели сыпучих материалов. У них бункер для сыпучего материала, механизм подачи и разбрасыватель скомпонованы в одном блоке. Разбрасыватели изготовляют в виде съемных устройств, которые устанавливают на грузовой платформе автомобиля, или в виде отдельных прицепов.
Съемные устройства имеют то преимущество, что они могут быть быстро собраны и разобраны, а машина в то время, когда она не применяется для зимнего содержания дорог, может быть использована для транспортных целей. Отдельные кузова крепятся к специальным типам машин. Их полезная нагрузка может быть повышена, поскольку грузовую платформу автомобиля в этом случае не нужно транспортировать как бесполезный груз.
Разбрасыватели этого типа чаще всего применяются как для распределения песка, так и соли. Они должны иметь большой диапазон регулирования нормы россыпи. Кроме того, чтобы избежать потерь из-за передозирования, повышаются требования к дозировке материала независимо от скорости движения. На международном рынке все чаще предлагают разбрасыватели противогололедных материалов с автоматическими путевыми дозаторами. Так, вальцовые разбрасыватели датской фирмы ЕРОКЕ работают через привод от ходового механизма. В съемных устройствах разбрасывания песка эта фирма использует принцип привода системы подачи через совместно вращающееся колесо. Другой часто применяемый способ дозировки состоит в том, что привод механизма разбрасывания или заслонки дозатора регулируют в зависимости от скорости движения базовой машины. Управление происходит благодаря тому, что подключенное к тахометрическому валу специальное устройство регулирует подачу материала со скоростью движения и соответственно этому регулирует дозировку.
Рис. 50. Прицепной вальцовый разбрасыватель сыпучих материа лов датского производства
Рис. 51. Дисковый разбрасыватель сыпучих материалов с клиноременным приводом
В ГДР применяют различные типы механических разбрасывателей:
Съемный разбрасыватель ASN 5 представляет собой агрегат, разработанный специально для распределения фрикционных материалов при зимнем содержании дорог. Он состоит из воронкообразного бункера, внизу которого поперек продольной оси автомобиля установлен винтовой транспортер, подающий находящийся в бункере материал влево во встроенный разбрасыватель. Винтовой транспортер приводится в движение через червячную передачу при помощи дизельного мотора. Для предотвращения зависания материала сверху винтового транспортера установлено клинообразное полое тело. Бункер для материала выполнен двухстенным. В пространство между стенками могут быть подведены отработанные газы от двигателей транспортных средств и тем самым достигнуто предотвращение смерзания распределяемого материала. Сборка и разборка агрегата очень просты и осуществляются путем подъема и вставки опорных кронштейнов.
Рис. 52. Дисковый разбрасыватель сыпучих материалов с электроприводом
Навесной разбрасыватель для грузового автомобиля малой грузоподъемности Multicar выгодно применять для зимнего содержания городских улиц. Относительно незначительная нагрузка на колеса машин Ми-lticar-22 позволяет применять их также для посыпки тротуаров. Навесной разбрасыватель для Multicar-22 состоит из воронкообразного бункера для сыпучего материала с встроенной мешалкой и тарельчатого разбрасывателя, находящегося между осями. Привод осуществляется гидравлическим путем от базового автомобиля. Для новой модели Multicar-24 разработан навесной разбрасыватель с путевым дозатором для распределения песка и соли. Разбрасыватель состоит из бункера для сыпучих материалов, пол которого выполнен в виде бесконечной ленты. Привод ленты осуществляется через фрикционный диск и цепную передачу с раздельным передаточным соотношением для распределения песка и соли. Тарелки-разбрасыватели приводятся в движение гидравлическим приводом от базового автомобиля. Ширину разбрасывания можно менять с помощью клапана, регулирующего поток жидкости. Благодаря гидравлическому соединению привод так отрегулирован, что материал подается только в том случае, если тарелки-разбрасыватели вращаются.
Рис. 53. Устанозка путевого дозатора на съемное пескоразбрасы-вающее оборудование
Рис. 54. Съемный пескоразбрасыватель на грузовой платформе автомобиля ASN5
Сельскохозяйственные разбрасыватели удобрений оправдали себя и в зимнем содержании дорог. Там, где возможно использовать их по договору для зимнего содержания дорог, этот вариант представляет собой экономически выгодное решение, так как степень использования разбрасывателей удобрений значительно повышается. Разбрасыватель извести S’treukomat-D4— съемное устройство для грузового автомобиля W50; тип D032 — специальный кузов для подобного же типа автомобиля.
Рис. 55. Разбрасыватель извести D4H на автомобиле-самосвале W50
По грузоподъемности и механизму разбрасывания эти машины наиболее пригодны для службы зимнего содержания дорог. Streukoma1-D4 представляет собой бункерообразное съемное устройство с двигающимся по дну скребковым транспортером, который подает материал для посыпки дорог назад к состоящему из двух тарельчатых разбрасывателей распределительному устройству. Привод машины осуществляется от двухцилиндрового дизельного двигателя. Для применения при зимнем содержании дорог машину следует так переоборудовать, чтобы достичь нужной ширины разбрасывания. У поставляемого для дорожной службы узла это переоборудование сводится к тому, что разбирают правый разбрасывающий диск и предназначенный для него материал при помощи спускного желоба подводится к установленному ниже и уменьшенному в диаметре левому разбрасывающему диску.
Машина типа D4H является одним из вариантов разбрасывателя Streukomat. У этой машины привод осуществляется через гидравлическую систему базового автомобиля. При движении с определенной, рассчитанной на заданную плотность распределения противогололедных материалов скоростью машина работает в функции от пути.
Съемный разбрасыватель извести D032 (рис. 56) похож на Streukomalt-D4. Однако здесь привод системы подачи зависит от пути и осуществляется через вращающееся на колесе транспортного средства приводное колесо (шестерню). Диск-разбрасыватель приводится в движение гидравлическим путем от насоса опрокидывателя автомобиля. Здесь также должна быть уменьшена ширина разбрасывания до допустимого размера экранированием, регулируемыми боковыми заслонками или другими мерами. Благодаря низкому расположению правой и высокому расположению левой боковых заслонок машина, например, может идти по правой полосе движения, а посыпать дорогу на всю ширину.
Недостатком сельскохозяйственных разбрасывателей является то, что они посыпают дорогу песком за собой, а не перед задними колесами, как это сделано у специальных машин службы зимнего содержания дорог. В связи с этим рекомендуется производить частичную, предшествующую основному распределению посыпку дороги противогололедными материалами при помощи другой машины.
Рис. 56. Съемный разбрасыватель D032 в исполнении для зимней службы
Таблица 14
Технические характеристики разбрасывателей противогололедных материалов
В дорожной литературе ГДР изложены необходимые мероприятия по переоборудованию и указания по использованию описанных сельскохозяйственных разбрасывателей удобрений для нужд службы зимнего содержания дорог.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для распределения фрикционных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы