Под воздействием нагрузок автомобильного транспорта и природно-климатических факторов дорожные покрытия изнашиваются и разрушаются. Своевременный ремонт увеличивает срок службы покрытий, предупреждает разрушения и устраняет причины их появления. Различают три вида ремонта дорог: капитальный, средний и текущий. Работы по капитальному и среднему ремонту выполняют в основном серийными дорожнострои-тельными машинами, применяемыми при строительстве новых дорог. Текущий ремонт имеет свою специфику и выполняется специальными машинами. При текущем ремонте покрытий выполняют следующие работы: ямочный ремонт, заделку трещин, ремонт швов, удаление наплывов, сдвигов и бугров, подъем просевших плит, повышение шероховатости покрытия. Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий включает разделку поврежденных участков, заполнение подготовленных мест щебнем, раскладку асфальтобетонной смеси и ее уплотнение. Вырубку поврежденных участков дорожных покрытий производят известными ручными механизированными инструментами ударного действия (отбойные молотки, бетоноломы).
Для облегчения удаления асфальтобетонных покрытий их предварительно разогревают до температуры 100—200 °С с целью размягчения.
Асфальторазогреватели могут быть самоходные и прицепные. По принципу действия они бывают пламенные (при сжигании жидкого или газообразного топлива) и беспламенные с инфракрасными излучателями. Самоходные асфальторазогреватели монтируют на шасси автомобилей ГАЗ-69, ЗИЛ-150 и УАЗ-451ДМ.
Асфальторазогреватель РА на шасси ГАЗ-69 (рис. 203, а) состоит из неподвижной рамы, зонта, гидравлического механизма подъема зонта, вентилятора с воздухопроводом, системы питания и привода вентилятора. Все оборудование асфальторазогревателя монтируется на сварной раме, которая с четырьмя стремянками крепится к раме шасси автомобиля. Основным рабочим органом асфальторазогревателя является зонт с форсункой. Зонт представляет собой кожух, ограждающий пламя от окружающей атмосферы, что способствует более быстрому нагреванию поверхности покрытия. Зонт прикрепляется к подвижной раме, которая гидроцилиндром одностороннего действия может подниматься при установке зонта в транспортное положение. Опускание зонта в рабочее положение происходит под действием силы тяжести. Давление в гидроцилиндре подъема зонта развивается шестеренным насосом, который всасывающим трубопроводом соединен с масляным баком. Воздух к горелкам нагнетается вентилятором, приводимым во вращение от коробки отбора мощности через карданный вал и клиноременную передачу. Натяжение ремней регулируется за счет перемещения промежуточного подшипника. Дизельное топливо из бака подается к форсункам по трубопроводу самотеком. Для защиты колес автомобиля от воздействия тепла устанавливается теплоизоляционный лист.
Асфальторазогреватель ДЭ-2 (рис. 203, б) смонтирован на шасси автомобиля УАЗ-451ДМ с горелкой типа ВИГ-1 инфракрасного излучения. Эта горелка позволяет быстро разогревать асфальт и без пережогов. В качестве генераторов инфракрасного излучения использованы беспламенные газовые горелки с параболическими рефлекторами. В кузове автомобиля размещены газобаллонная установка, состоящая из двенадцати баллонов со сжиженным газом (пропан), газопровод, освещение и гидрооборудование. Опускание блока горелок в рабочее положение и подъем в транспортное положение осуществляются механизмом подъема с гидравлическим цилиндром, работающим от ручного насоса.
Рис. 203. Асфальторазогреватели РА (о) и ДЭ-2 (б)
Рис. 204. Машины для обработки поврежденных участков покрытия а — электрофреза; б — электрощетка
Блок горелок представляет собой трубчатую раму, к которой крепятся 36 горелок типа ВИГ-1. Трубчатая рама одновременно служит газопроводом. Горелки объединены в четыре секции, газ в которые поступает от своего крана, что позволяет разогревать по мере необходимости полосу шириной 0,257; 0,77; 1,285 и 1,542 м. Ряд организаций для своих нужд выпускают самоходные асфальторазогреватели на базе автомобилей УАЗ-450Д (РА-10) ГАЗ-51 (РА-20), ГАЗ-53 (АР-53) и навесные на тракторе МТЗ-50 (АР-109). Производительность самоходных асфальторазогревателей составляет 20 — 60 м2/ч, прицепных —100 м2/ч.
Перед укладкой нового асфальтобетонного покрытия участки дорог, на которых производится ремонт, очищают от пыли и грязи, поверхность основания покрывают гудроном для лучшего схватывания асфальта с основанием. Границам участка придают правильную форму прямоугольника или квадрата, для чего кромки асфальтобетонного покрытия обрезают по прямым линиям. Для обрезки кромок верхнего слоя поврежденного асфальтобетона и обработки стенок швов и трещин применяют электрофрезу (рис. 204, а), рабочим органом которой является режущий диск, приводимый в движение от электродвигателя через клиноременную передачу. В процессе работы диск, нагревается. Для охлаждения диска используют воду, подаваемую по трубе из специального бачка. Электрофреза смонтирована на четырехколесной тележке, перемещение которой осуществляется вручную за рукоятку. Производительность электрофрезы- 30 м/ч.
Для очистки поверхности дорожных покрытий, подлежащих ремонту, а также для расчистки швов и трещин перед их ремонтом применяют электрощетки (см. рис. 204,6). В комплект электрощетки входят два рабочих органа: дисковая щетка для расчистки швов и цилиндрическая щетка для очистки поверхности покрытий. Производительность при расчистке швов и трещин 200 м/ч, при очистке поверхности 350 м2/ч. В настоящее время для разделки и очистки трещин применяется мобильная и высокопроизводительная машина ДЭ-10, рабочий орган которой представляет собой термоинструмент с горелкой реактивного действия. Термоинструмент смонтирован на передвижной трехколесной тележке, управляемой вручную. Горючее из бака вместе с воздухом, нагнетаемым компрессором, подается к инструменту, при сгорании которого оплавляются края трещин, а продукты сгорания отводятся вместе с отработавшим воздухом, благодаря чему происходит самоочищение трещины. Система зажигания горелки работает от автономного аккумулятора. Производительность установки при разделке трещин 110 м/ч, а при очистке — 600 м/ч. Масса установки 50 кг.
Для розлива битума на участках небольшой площади, а также для заливки трещин покрытия применяют передвижные битумные котлы вместимостью от 200 до 1400 л. Наибольшее распространение получили прицепные битумо‘плавильные котлы марки Д-387А на жидком топливе и Д-387Б на твердом топливе с вместимостью котлов 1400 л. Котлы монтируют на прицепе с одноосным ходовым оборудованием на пневматических шинах. Битумоплавильный котел Д-387А (рис. 205) состоит из котла с вытяжной трубой, ручного битумного насоса, топливного бака и рамы на пневмоколесном ходу. Котел оборудован поплавковым указателем уровня и термометром. Снаружи котел облицован кожухом с термоизоляцией. Для загрузки кусковым битумом в верхней части котла имеется крышка, а снизу — кран для слива остатков загрязненного битума. Розлив битума из котла осуществляется дозатором с ручным разбрызгивателем. Битум из котла к разбрызгивателю подается ручным насосом. Топливная система котла состоит из керосиновой горелки, топливопроводов и котла. В рабочем положении котел фиксируют от опрокидывания передней и задней опорами, под колеса подкладыва-ют башмаки.
Самой трудной операцией при ремонте дорожных покрытий является раскладка асфальтобетонной смеси. Асфальтобетонную смесь по подготовленному основанию распределяют асфальтоукладчиками, смонтированными иа серийном вилочном автопогрузчике 4045 (рис. 206). Вместо грузоподъемника на погрузчике установлена подвесная рама, внутри которой на направляющих роликах перемещается подвижная рама с раскладочным агрегатом; с помощью гидроцилиндра этот агрегат может перемещаться по высоте на 0,3 м.
Рис. 205. Прицепной битумопла-вильный котел
Рис. 206. Схема раскладчика асфальтобетонной смеси
Раскладочный агрегат состоит из бункера, вмещающего 4 т асфальтобетонной смеси, и питателя. Передняя стенка шарнирно крепится в нижней части бункера и с помощью гидроцилиндров может подниматься и опускаться. При опущенной стенке создается возможность для приема смеси из кузова самосвала и погрузки ее в бункер. Питатель представляет собой агрегат, состоящий из двух одинаковых барабанов с ячейками сегментного профиля. Питатель приводится в движение от гидромотора через червячный редуктор, два карданных вала и зубчатую передачу. Скорость вращения питателей можно регулировать, благодаря чему можно регулировать и высоту укладываемого слоя асфальтобетона.
У асфальтоукладчика, смонтированного на автопогрузчике модели 4022, вместо бункера установлен ковш с винтовым питателем. Ковш заполняется непосредственным зачерпыванием. За одно черпание ковш захватывает до 100 кг асфальтобетонной массы. Асфальторас-кладчики распределяют асфальтобетонную массу при движении назад. Привод рабочего хода асфальторас-кладчиков осуществляется от гидромоторов через ходо-уменыиитель. Для предохранения от налипания асфальта стенки ковша периодически опрыскивают жидкой смазкой с помощью ручного пистолета-распылителя. Уплотняют уложенную асфальтобетонную смесь малогабаритными катками массой 1,5 т или ручными вибрационными катками (рис. 207,а).
Основным рабочим органом виброкатка является барабан, внутри которого установлены два электромеханических вибратора. На короткие расстояния каток перемещается электродвигателем, приводящим в движение барабан через редуктор и цепную передачу. Каток поворачивается вручную за рукоятку, связанную с рамой. Производительность виброкатка составляет 250 м2/смену.
Поверхность асфальтобетонного покрытия выглаживают электрогладилкой или электроутюгом (см. рис. 207,6). Электроутюг нагревает верхний слой покрытия и при перемещении ликвидирует мелкие неровности и заваривает небольшие трещины. Плиту утюга отливают из чугуна, рабочую поверхность плиты шлифуют. Нагревается плита электрической спиралью, помещенной внутри корпуса, к боковым стенкам которого крепятся откидные колеса. Управляют утюгом за рукоятку, в верхней части которой находится выключатель.
Рис. 207. Машины для уплотнения и выглаживания асфальтобетона при ямочном ремонте дорожного покрытия
а — электровиброкаток; б — электроутюг; в — заливщик трещин
Дорожные ремонтеры включают комплект машин, применяемых для выполнения текущего ремонта и содержания автомобильных дорог. Они являются наиболее эффективными по сравнению с индивидуальными машинами, используемыми для этой цели. Ремонтер представляет собой передвижную установку, основные рабочие агрегаты которой размещены на шасси автомобиля, самоходном шасси или на прицепе. Ремонтеры обычно являются универсальными машинами и предназначены для производства ямочного ремонта, разделки трещин, ремонта швов и других работ. Наиболее перспективны специальные ремонтеры, обеспечивающие механизацию всех операций, выполняемых при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий. С помощью этих машин нагревают и удаляют старое покрытие, заполняют ямы асфальтобетонной смесью, профилируют и уплотняют покрытие.
Такой способ ремонта полностью исключает ручные операции и позволяет обеспечить их автоматизацию.
Ремонтеры имеют обогреваемые бункера-термосы для размещения асфальтобетонной массы и битума, бункер для эмульсий, а также передвижную электростанцию или компрессорную станцию с набором соответствующих инструментов (бетоноломы, отбойные молотки, электрофреза, электроутюг, уплотняющее оборудование). Некоторые ремонтеры оборудуют мешалкой для приготовления асфальтобетонной массы из местных материалов.
В настоящее время отечественная промышленность серийно выпускают ремонтер ДЭ-5 (Д-731) на шасси автомобиля ГАЗ-БЗА. В закрытом кузове машины размещено следующее оборудование; бункер-термос для асфаль-’ та объемом 0,8 м3, емкости для минерального порошка и битумной эмульсии вместимостью 30 л, баллон сжиженного газа вместимостью 50 л, переносные блоки с горелками инфракрасного излучения, передвижной инфракрасный разогреватель, распределительная тележка, электровиброкаток, электромолоток С-349, электротрамбовка С-690, ручной инструмент (лопаты, гладилки, щетка и т. д.) и ограждающие знаки. Машина оборудована дополнительной кабиной на три человека. Для питания электроинструмента и вибромашин установлен бензоэлектроагрегат АБ-4-Т/230. Производительность ремонтера до 10 м2/ч асфальтобетонного покрытия.
Помимо машин, серийно выпускаемых промышленностью, отдельные дорожно-эксплуатационные хозяйства изготовляют для своих нужд самоходные ремонтеры на базе автомобилей ГАЗ-53А (МТРД), ЗИЛ-130 (Т-230), ЗИЛ-130 с прицепом 2АПС-4.5; прицепные автомобильные типа 4101 и тракторные типа ГГПИ. Примером такого ремонтера может служить машина для заделки трещин, смонтированная на базе автомобиля ЗИЛ-164 с двухосным прицепом У-2 — АГ-2 (рис. 208). На шасси автомобиля размещены компрессор 4, двигатель компрессора, топливный бак и сиденья для рабочих. На прицепе размещены два бункера для присыпочного материала, цистерна с разжиженным битумом и различное вспомогательное оборудование. Машину обслуживает бригада из четырех человек. Вместимость бункеров для присыпочного материала по 0,75 м3, вместимость цистерны 800 л, производительность установки до 7500 м/смену.
Маркировочные машины предназначены для нанесения красочными составами и термопластиком указательных (сплошных и прерывистых) линий дорожного движения на усовершенствованных покрытиях дорог.
Рис. 208. Машина (ремонтер) для заделки трещин
Машины ДЭ-3 и ДЭ-18 для нанесения линий красочными составами смонтированы на самоходном шасси Т-16М или автомобиле УАЗ-4521. Принцип действия машины заключается в распылении сжатым воздухом краски, подаваемой через форсунку на покрытие. Для нанесения прерывистых линий служит редуктор с пре-рывательным механизмом. Ширина наносимых полос от 0,15 до 0,3 м. Производительность машин при ширине полосы 0,15—0,1 м составляет 735—2000 м2/ч при рабочей скорости движения 4,9 и 12 км/ч.
Машина для нанесения линий термопластиком смонтирована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-53А (рис. 209). На платформе машины размещаются баки для расплавления термопласта марки ПЛ-5142, баллоны со сжиженным газом (пропаном), система газовой автоматики и система управления. Под баками для термопласта расположена топка, в которой “смонтированы четыре горелки, работающие на сжиженном газе. Все баки снабжены мешалками с индивидуальным приводом/ Для уменьшения скорости движения в трансмиссию автомобиля встроен демультипликатор, приводимый в движение от коробки отбора мощности.
Машина имеет два рабочих органа, выполненных в виде дисков шириной 0,1 и 0,2 м, расположенных в левой и правой стороне за задними колесами автомобиля. Автоматически управляемая заслонка левого рабочего орга-
Рис. 209. Маркировочная машина ДЭ-20
на позволяет подавать термопластик на дорогу и наносить сплошные или прерывистые (пунктирные) линии с длиной штриха 1 м. Правый рабочий орган управляется вручную. Движение машины контролируется визирным устройством, опорный ролик которого перемещается по предварительно размеченной линии. Рабочая скорость машины составляет 1,5—2 км/ч, транспортная — 50 км/ч. Количество разогреваемого термопласта 800 кг. Техническая производительность составляет 100—150 м2/ч.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для ремонта городских и внутризаводских дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы