Зимнее содержание городских и внутризаводских дорог заключается в очистке их от снега и в борьбе с гололедицей. При зимнем содержании дорожных покрытий применяют плужные и плужно-щеточные снегоочистители, снегоочистители с метательными рабочими органами (шнекороторные и фрезерно-роторные), пес-ко- и хлоридоразбрасыватели, погрузчики и разгрузчики снега.
Почти все машины монтируют на шасси грузовых автомобилей и реже тракторов, двигатели которых используются не только для перемещения машины, но и для привода в действие рабочих органов. Наибольший объем работ приходится на снегоочистители, которые эксплуатируются почти в течение всего зимнего сезона. Снегопогрузчики в основном применяют в городских условиях, где ограничена или вовсе исключена возможность переброски снега снегоочистителями на значительные расстояния от, проезжей части. Скалыватели разрушают и удаляют сильно уплотненный снег и лед с проезжей части асфальтобетонных дорог. Песко- и.хлоридоразбра-сыватели используют для посыпки песком, хлоридами или их смесью обледенелых улиц и площадей.
Снегоочистители предназначены для расчистки дорог от снега. Они представляют собой самоходные машины, рабочие органы которых сдвигают снег с проезжей части или отбрасывают его в сторону. Снегоочистители подразделяют: по типу рабочего оборудования — плужные, плужно-щеточные и роторные; по типу базовой машины — автомобильные и тракторные. У плужных снего-очистителёй рабочим органом, удаляющим снег, служит плуг, монтируемый в передней части автомобиля или трактора, а у роторных снегоочистителей — специальной конструкции метатель, вращающийся с частотой 300— 400 об/мин. Плужно-щеточные снегоочистители после сгребания ^рнега подметают улицы, что особенно необходимо для городов с большой интенсивностью движения.
Плужные снегоочистители (рис. 194) разделяют на одноотвальные, отбрасывающие снег__ на одну сторону, и двухотвальные, способные отбрасывать снег на обе стороны. Для перемещения снега за пределы дорожного полотна некоторые снегоочистители имеют не только передний отвал, но и боковые крылья. Оборудование снегоочистителя монтируют на шасси автомобиля или трактора. Снегоочистители на автомобилях удаляют снег с дорог толщиной покрова до 0,4 м при скорости передвижения до 20—25 км/ч. Тракторные плужные снегоочистители, обладающие большой силой тяги, могут работать на очень плотном снежном покрове толщиной до 1—1,5 м. Скорость передвижения снегоочистителя в этих условиях не превышает 3—3,5 км/ч.
Плужные снегоочистители, применяемые для работы в городских условиях, обычно одноотвальные, рабочие скорости их небольшие, так как они предназначены для образования снежных валов, а не для отбрасывания снега далеко в сторону. Для патрульной снегоочистки на загородных дорогах плужные снегоочистители являются скоростными машинами и оборудуются плугами особой конфигурации, обеспечивающей отбрасывание убираемого снега на большое расстояние. Плуги у этих машин имеют большую кривизну рабочей поверхности, чем у тихоходных, и профиль переменной высоты. При рабочей скорости движения 50—60 км/ч они отбрасывают снег в сторону на расстояние 15—20 м.
Рис. 194. Схема плужных снегоочистителей
а — одноотвальный; б — одноотвальный с крылом; в — двухотвальный; г—двух-отвальный с крыльями
Рис. 195. Одноотвальный снегоочиститель Д-229А
Рис. 196. Принципиальная схема плужно-щеточного снегоочистителя
Снегоочиститель Д-229А на базе автомобиля ЗИЛ-164 (рис. 195) состоит из переднего отвала и бокового крыла, что дает возможность за один проход производить очистку полосы шириной до 4 м. Отвал крепится к опорной раме, воспринимающей все усилия при работе снегоочистителя. Отвал расположен по отношению к продольной оси автомобиля под углом 38°. Боковое крыло при большой скорости движения снегоочистителя отбрасывает снег за пределы обочины, а при малой — увеличивает ширину захвата. Рабочие органы снегоочистителя поднимаются и опускаются с помощью гидроцилиндров. Рабочая скорость 30—35 км/ч, транспортная — 50 км/ч.
Двухотвальные снегоочистители отечественной промышленностью выпускаются на базе тягача МоАЗ-542, трактора С-100 (Т-100М) и автогрейдера Д-144 (ДЗ-2А). Их применяют для расчистки дорог от плотно слежавшегося снега слоем толщиной 0,6 м. Наибольшая ширина захвата отвала достигает 3—4 м. Снегоочиститель Д-389 на базе трактора С-100 оборудуется двумя крыльями, благодаря чему общая ширина захвата увеличивается до 7,9 м. Во избежание повреждения асфальтобетонных покрытий тракторные снегоочистители в городах, как правило, не применяют.
Плужно-щеточные снегоочистители служат для сгребания и сметания свежевыпавшего снега с городских дорожных покрытий. Рабочими органами их являются одноотвальный плуг й цилиндрическая щетка (рис. 196), Плуг сдвигает с дорожного покрытия основную массу снега, а щетка удаляет оставшийся тонкий слой уплотненного снега. Обычно плуг и щетка устанавливаются в виде сменного оборудования на поливо-моечные машины (см. рис. 193). В качестве.базовых машин для плуж-но-щеточного оборудования используются поливо-моечные машины ПМ-10 на автомобиле ЗИЛ-164, ПМ-130 на ЗИЛ-130 и пескоразбрасыватель Д-307А. Принципиальная схема снегоочистительного оборудования на базе по-ливо-моечной машины ПМ-10 показана на рис. 196. Плуг сварен из листовой стали и вместе с дугой может поворачиваться относительно толкающей рамы, которая шаровыми опорами соединяется с лонжеронами шасси автомобиля. Подъем отвала осуществляется гидроцилиндром, а опускание — под действием силы тяжести. В нижней части к отвалу крепится нож, изготовленный из листовой износоустойчивой резины. Нож состоит из пяти частей, каждая из которых при встрече с непреодолимым препятствием бесшумно деформируется и пропускает его.
Цилиндрическая щетка представляет собой стальную трубу, на которой крепится ворс из стальной проволоки. Привод щетки осуществляется от двигателя через коробку отбора мощности, карданный вал, конический редуктор, вал и цепную передачу. Щетка вращается в направлении, обратном вращению колес автомобиля, приводимых в движение карданным валом от коробки перемены передач. Подъем и опускание щетки производятся с помощью гидроцилиндра двойного действия, управление которым осуществляется через распределитель, установленный в кабине водителя. Плужно-щеточные снегоочистители способны убирать свежевыпавший снег слоем до 400 мм при рабочей скорости передвижения 9—12 км/ч. Ширина убираемой полосы при угле наклона плуга к оси дороги 60° составляет 2650 мм, производительность — 22 000 м2/ч.
Снегоуборочные совки применяют для разгребаний валов снега, накопленных при работе снегоочистительных машин, для окучивания небольших валов, образованных снегоочистителями, и перемещения снега на небольшие расстояния при сплаве в канализацию или подземные реки. Снегоуборочный совок монтируют на шасси грузового автомобиля. Он состоит из ковша, сцепной и толкающей рам, а также гидравлического механизма для подъема ковша в транспортное положение. Ковш совка имеет боковые стенки, уменьшающие потери снега при сдвигании. Для уменьшения сопротивлений, создаваемых взаимодействием ковша с препятствиями, находящимися на дорожном покрытии, сцепную раму устанавливают на скользуны или опорные катки.
Снегоочистители с метательными рабочими органами предназначены для удаления снежных валов, образовавшихся после работы плужных снегоочистителей, для очистки дорожных покрытий от плотно слежавшегося снежного покрова толщиной до 2,5 м, для погрузки в транспортные средства снега из собранных куч и валов или отбрасывания снега в сторону на расстояние 25— 30 м. Снегоочистители этого типа имеют два рабочих органа, один из которых срезает снежный покров и перемещает его в поперечном направлении к средней части машины, выполняя роль питателя, а второй захватывает снег и отбрасывает в сторону.
Рис. 197. Схемы метательных рабочих органов снегоочистителей
1 — снежный покров; 2— направление потока выбрасываемого снега; 3 — шнек; 4 — ротор; 5 — фреза ленточная; 6 — барабанная фреза; 7 — рыхлящий вал; 8 — пропеллер; 9 — выступающий шнек
По типу рабочих органов роторные снегоочистители подразделяют на шнекороторные, фрезерно-роторные и плужно-роторные. Наибольшее распространение получили шнекороторные снегоочистители, у которых для резания снега имеются два или три шнека. Эти снегоочистители конструктивно более просты и надежны в работе. Некоторые снегоочистители имеют рабочие органы в виде фрезерного барабана или шнека, которые выполняют операции как по резанию снега, так и по его отбрасыванию. Схемы метательных рабочих органов снегоочистителей показаны на рис. 197. Рабочее оборудование снегоочистителей монтируется на автомобилях, тракторах, пневмоколебных тягачах или на самоходных специальных шасси. По производительности снегоочистители разделяют на легкие (до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) и тяжелые (более 1000 т/ч). Рабочие органы приводятся в движение от двигателя базовой машины или от индивидуального привода.
Мощный автомобильный шнекороторный снегоочиститель Д-450, смонтированный на шасси автомобиля МАЗ-502, показан на рис. 198. При движении снегоочистителя вперед снег, попадающий в корпус рабочих органов, захватывается тремя шнеками, которые подают его в расположенный сзади них ротор. Валы шнеков изготовлены из труб, а кромки их винтовой поверхности снабжены зубьями, облегчающими резание плотного снега. Витки шнеков имеют правое и левое направления, что обеспечивает перемещение снега от периферии к середине их рабочей части. Шнеки приводятся во вращение цепной передачей. Снизу и с боков снег разрезается ножами, укрепленными на корпусе. Корпус рабочего органа толкающей рамой крепится к шасси автомобиля. Ротор установлен по центру отверстия в задней стенке корпуса. Он состоит из стальной литой звездообразной ступицы и шести лопастей. У кожуха ротора имеется направляющий патрубок для выброса снега. Кожух ротора шарнирно связан со штоком гидроцилиндра, которым он может поворачиваться относительно своей горизонтальной оси, благодаря чему изменяется угол вылета снега.
Рис. 198. Шиекороторный снегоочиститель
а — конструктивная схема; 6 — схема рабочего оргаиа снегоочистителя
Поворотом направляющего патрубка относительно вертикальной оси можно изменять направление отбрасывания снега вправо или влево. Рабочее оборудование приводится в движение от специального двигателя 2-Д12 ГОМ мощностью 300 л. е., установленного в кузове машины. Редуктор привода рабрчего оборудования укреплен на корпусе последнего и карданным валом связан с фланцем звездочки цепной передачи привода шнеков. Ведущая звездочка цепной передачи соединена с муфтой предельного момента, имеющей срезные пальцы. Шестеренный насос гидравлического оборудования приводится в движение от двигателя автомобиля через коробку передач и специальный редуктор. При транспортировании машин рабочая часть поднимается и опускается гидроцилиндром, имеющим автоматическое запирание поршня в крайнем верхнем положении. Во время работы корпус рабочих органов опирается на дорожное покрытие с помощью лыж, регулируемых по высоте.
У роторных снегоочистителей меньшей мощности имеется один или два шнека, приводимые в движение от одного двигателя мощностью 90—150 л. с. К таким снегоочистителям относятся РС-363 на базе ГАЗ-бЗ и Д-470 на базе автомобиля ЗИЛ-157. Рабочая скорость роторных снегоочистителей изменяется в пределах 0,3— 0,77 км/ч для более мощных и 0,3—3,5 км/ч для менее мощных. Для снижения рабочей скорости в силовой передаче ходового оборудования устанавливают две последовательно расположенные коробки перемены передач или регулируемую гидромуфту, позволяющую производить плавное бесступенчатое регулирование скоростей в широких пределах. Транспортная скорость роторных снегоочистителей 25—50 км/ч. Производительность по выбросу снега изменяется в пределах 160—1500 т/ч.
Фрезерно-роторные снегоочистители предназначены для разработки снега высокой плотности и твердости.
Они также успешно разрабатывают и ледяные покровы. Отличительная особенность их заключается в наличии питающего органа, выполненного в виде винтовой фрезы, напоминающей ленточный шнек большого диаметра с зубьями по периметру режущей кромки. Снегоочистители монтируют на пневмоколесном и гусеничном ходу. Типажом предусмотрен выпуск шести типоразмеров фре-зерно-ротОрных снегоочистителей к двухосным пневмо-колесным тягачам с мощностью двигателя от 16 до 650 л. е., производительностью 100—3000 т/ч при дальности отбрасывания снега 15—20 м. Для очистки дорог в районах с тяжелыми снежными заносами создан фре-зерно-роторный снегоочиститель на базе тягача МоАЗ-542 мощностью 240 л. е., производительностью 3000 т/ч. Для увеличения дальности отбрасывания снега до 40—50 м снежная струя поддувается сжатым воздухом, подаваемым в отбрасывающий патрубок от вентилятора.
Для работы на улицах города создан новый фрезер-но-роторный снегоочиститель РС-66 на базе автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66. Производительность его 150 т/ч. Для очистки от снега стесненных мест и тротуаров, на которых применение автомобильных снегоочистителей невозможно или нецелесообразно, создан малогабаритный фрезерно-роторный снегоочиститель МС-59 (рис. 199), управляемый вручную. Снегоочиститель представляет собой самоходный агрегат, рама которого установлена на двух пневмоколесах 1 и двух самоустанавливающихся катках. Движение от двигателя на рабочий орган — фрезу осуществляется через пятискоростную коробку передач и конический редуктор. Для предохранения от механических повреждений ротор защищен кожухом, в нижней части которого имеется нож для подрезания и подчистки снега. Для изменения угла выбрасывания снега патрубок ротора может поворачиваться вправо или влево на ходу машины. Для предохранения ротора от поломок в случае попадания посторонних предметов имеется предохранительная муфта, отключающая привод в случае его перегрузки. Аналогичное предохранительное устройство имеется и на фрезе. Производительность снегоочистителя 100 т/ч, ширина очищаемой полосы 1 м, толщина срезаемого слоя 0,85 м, диаметр фрезы 0,8 м, частота вращения ротора 702, а фрезы 178 об/мин. Мощность двигателя 14 л. с. (СД-44).
Рис. 199. Малогабаритный фрезерно-роторный снегоочиститель МС-59
Плужно-роторные снегоочистители монтируют на тракторах. Они предназначены для очистки сильно заносимых участков дорог, а также для работы в горных условиях и на пересеченной местности. Рабочий орган снегоочистителя приводится в действие от двигателя трактора и имеет два ротора и специальный рыхлительный лопастный вал для обрушения толстых слоев снега. Подъем и опускание рабочего органа рыхлительного вала и поворот кожухов роторов осуществляются гидроцилиндрами двойного действия. Для получения рабочих скоростей в трансмиссию трактора включен демульти-пликатор-ходоуменьшитель. Производительность снегоочистителя 850 т/ч.
Снегопогрузчики предназначены для погрузки снега, предварительно собранного в валы и кучи, в транспортные средства. Снегопогрузчик (рис. 200) смонтирован на самоходном пневмоколесном шасси и состоит из питателя лапового типа, скребкового конвейера, двигателя и трансмиссии с приводом на колесный ход. От ведущего вала коробки передач крутящий момент карданным валом передается на два конических редуктора загребающих лап и на ленточный скребковый конвейер. Снегопогрузчиками управляют из кабины. Стрелу конвейера и лопаты с питателем можно поднимать и опускать независимо друг от друга при помощи гидроцилиндров.
Лаповые снегопогрузчики выпускают двух типов: С-566 производительностью 300 м3/ч и С-4М производительностью 250 м3/ч. Ширина захвата соответственно равна 2,64 и 2,35 м. Кроме лаповых, промышленность выпускает снегопогрузчики шнековые и фрезерные. Последние называют универсальными, так как они, кроме погрузки снега в транспортные средства, могут быть использованы для погрузки песка в пескоразбрасыватели или транспортные средства на пескобазах.
Рис. 200. Лаповый снегопогрузчик Д-566
Универсальный погрузчик УП-66 смонтирован на шасси автомобиля ГАЗ-66 повышенной проходимости с некоторой переработкой. Ширина захвата погрузчика равна 2,3 м, а производительность — 90 т/ч. Рабочим органом снегопогрузчика УП-66 служит двухзаходная фреза диаметром 0,9 м с левым и правым (встречным) направлением витков спиралей, установленная в сварном кожухе. Во время работы вращающаяся фреза собирает снег и забрасывает его через окно на ленточный конвейер. Обрезиненная лента конвейера имеет на внешней поверхности поперечные гребни высотой 50 мм, препятствующие скатыванию снега вниз.
Машины для борьбы со скользкостью. Скользкость дорог возникает при их обледенении в результате резких колебаний температуры и влажности воздуха или уплотнения снега, находящегося на дорожном покрытии. При возникновении скользкости коэффициент сцепления автомобильных шин с дорогой резко уменьшается и доходит до 0,06—0,08. В связи с этим нарушаются устойчивость движения машин, их управляемость и, как следствие, безопасность движения. Борьбу со скользкостью ведут химическим, тепловым и механическим способами. В настоящее время борьбу со скользкостью в основном проводят механическим способом с применением машин для скалывания льда или посыпки его песком, шлаком и другими материалами.
Скалыватели применяют для удаления уплотненного снега или снежно-ледяного наката с асфальтобетонных и цементобетонных дорожных покрытий, для чего они имеют специальные ножи-скалыватели, совершающие возвратно-поступательные движения или закрепляемые наглухо. Скалыватели входят в комплект сменного рабочего оборудования универсальных снегоочистительных-машин. Отечественная промышленность выпускает скалыватели из двух неподвижных ножей к снегоочистительной машине Д-447М на тракторе «Беларусь» МТЗ-50/52 (рис. 201). На передний брус и лонжероны трактора навешен одноотвальный плуг снегоочистителя, между передними и задними колесами смонтировано устройство для скалывания уплотненного снега и льда, а сзади установлена приводная щетка. Все три рабочих органа имеют независимое гидравлическое управление подъемом и опусканием и могут быть включены в работу водителем в любом месте. Снегоочистительное оборудование состоит из отвала, толкающей рамы, рамы подъема отвала и гидроцилиндра подъема и опускания отвала.
Устройство для скалывания уплотненного снега и льда имеет ножи, закрепленные на раме, подвешенной** на гидроцилиндрах. Ножи имеют устройство, предохраняющее их от поломки при наезде на препятствия. Этим устройством регулируют также силу прижатия ножей к поверхности дорожного покрытия. Гидравлическое устройство выполнено так, что при наезде на препятствие срабатывает предохранительный клапан и нож поднимается, пропуская препятствие, а затем возвращается в рабочее положение. С помощью винтов ножи могут быть установлены на заданную толщину скалывания. Щетка выполняет заключительную операцию по очистке поверхности и приводится в движение от вала отбора мощности трактора через карданный вал,.конический редуктор и цепную передачу. Ширина очищаемой полосы плугом до 2,5 м, а щеткой 1,6 м. Наибольшая толщина очищаемого слоя снега отвалом до 0,5 м, скалывателем – до 0,1 м.
Песко- и хлоридоразбрас-ыватели предназначены для посыпки песком, шлаком, хлоридами и их смесью улиц и площадей, а также для сгребания и сметания снега с
дорожных покрытий. Пескоразбрасыватели, монтируемые на шасси грузовых автомобилей, состоят из металлического кузова для песка и тарельчатого приводного разбрасывателя, расположенного под задним концом кузова. Впереди машины расположен отвал снегоочистительного оборудования, а под кузовом цилиндрическая щетка со стальным ворсом для сметания снега. Щетка имеет механический привод. Промышленностью серийно выпускаются пескоразбрасыватели пяти марок с кузовом вместимостью 2; 2,2; 2,5 и 3 м3, обеспечивающие ширину посыпки от 6 до 8 м. Наиболее распространенной серийно выпускаемой машиной является пескоразбрасыватель ПР-130 на базе автомобиля ЗИЛ-130, принципиальная схема которого показана на рис. 202.
Специальное оборудование пескоразбрасывателя состоит из бункера для песка, лотка, подающего песок к разбрасывающему диску, механизма колебательного движения лотка привода диска и системы управления. Пескоразбрасывающий диск вращается на вертикальной оси и имеет на верхней рабочей поверхности радиальные ребра для захвата песка. Бункер для песка имеет наклонные стенки, благодаря чему песок ссыпается на дно кузова в отверстие, закрываемое лотком. Лоток, имеющий опору, под действием эксцентрикового механизма совершает возвратно-поступательные движения. Колебательные движения лотка и несколько наклонное его расположение заставляют песок постепенно сползать на разбрасывающий диск. Вал эксцентрикового механизма приводится во вращение от вала диска ременной передачей. Привод разбрасывающего диска осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, карданный вал и конический редуктор.
Рис. 201. Снегоочиститель Д-447М
Рис. 202. Принципиальная схема пескоразбрасывателя
Плотность посыпки в небольших пределах изменяется заслонкой. Заслонка изменяет высоту слоя песка, поступающего с лотка на диск. Плотность посыпки зависит от рабочей скорости пескоразбрасывателя. Диаметры дисков на разных машинах колеблются от 600 до 700 мм, а частота вращения от 300 до 600 об/мин. Производительность пескоразбрасывателя составляет 12 000—15 000 м2/ч.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для зимнего содержания городских и внутризаводских дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы