Битум, приготовленный в битумохранилище или битумоплавильне, в дальнейшем направляется в смесительные или эмульсионные установки или на трассу строящейся дороги. В первых случаях битум транспортируется, как правило, по трубам, а в последнем — в специальных транспорт-пых средствах — битумовозах и гудронаторах, прицепляемых к тягачу. Битумовоз состоит из цистерны для вяжущего материала, системы подогрева и насоса. В задней стенке цистерны вварены жаровые трубы. Обогревается цистерна двумя стационарными керосиновыми горелками. Битум в цистерну подается насосом из битумоплавильни или битумохранилища. Нашей промышленностью выпускаются битумовозы с цистернами емкостью 7000 и 15 000 л.
На трассе дороги битум используется при производстве работ методами пропитки, поверхностной обработки или смешения на месте. При всех этих работах битум должен быть равномерно распределен по поверхности каменного материала под давлением 2,5—6,0 атм. Розлив и равномерное распределение битума также осуществляются гудронатором. Таким образом, гудронаторы предназначаются для транспортирования битумных материалов (битумы, эмульсии) на расстояния до 300 км и равномерного распределения их по поверхности покрытия.
Равномерное распределение вязкого битума возможно лишь в случае, если он находится в горячем состоянии, поэтому гудронаторы должны иметь систему подогрева.
Гудронаторы разделяются на прицепные и самоходные (автогудронаторы). В зависимости от системы привода битумного насоса выпускаются гудронаторы с приводом от двигателя автомобиля, на шасси которого смонтирован гудронатор, или с приводом от отдельного двигателя.
Из автогудронаторов с одним двигателем в настоящее время наибольшее распространение получил автогудронатор с цистерной емкостью 3600 л (рис. 138). Вес агрегаты здесь монтируются на шасси автомобиля. Цистерна эллиптической формы выполнена из листовой стали и снабжена термоизоляцией из стеклянной ваты слоем 30 мм, закрытой снаружи металлическим кожухом. В верхней части цистерны имеется горловина с фильтром, через которую производится наполнение цистерны битумом. Внутри цистерны расположены жаровые трубы и указатель уровня. Наполнение цистерны битумом может производиться также насосом 7 автогудронатора через распределительную систему, имеющую краны.
Схема распределительной системы автогудронатора приведена на рис. 139. Система включает в себя насос шестеренчатого типа, один большой и два малых крана, циркуляционный и розливный трубопроводы и распределительную трубу с соплами.
Установкой кранов в различные положения можно осуществить наполнение резервуара, внутреннюю циркуляцию вяжущего материала, необходимую для перемешивания в процессе подогрева, и розлив его через распределительную трубу.
Насос установлен в задней части автогудронатора и приводится во вращение от коробки передач через коробку отбора мощности. Коробка отбора мощности имеет две передачи прямого хода и одну — обратного хода. Это позволяет получить 8—10 ступеней норм розлива в пределах 0,5—7,0 л/мг. Ширину розлива можно менять от 1 до 7 м путем установки сменных труб. Предусмотрено также ручное распределение битума гибким шлангом.
Рис. 138. Автогудронатор Д-251
Управление автогудронатора состоит из шести рычагов, которыми осуществляется переключение большого и малого кранов, подъем, а также поворот и смещение распределительных труб в сторону.
Система подогрева видна из схемы, приведенной на рис. 140. Она состоит из топливного бака емкостью 25 л, двух жаровых труб с топочными камерами, вытяжной трубы, предохранительного клапана, двух стационарных и одной переносной керосиновых горелок. В баке имеются топливные фильтры. Топочные камеры расположены у входных отверстий жаровых труб и выложены огнеупорным материалом. Подача керосина к горелкам производится воздухом от ресивера тормозной системы автомобиля. К ресиверу воздух подается от компрессора 8. Производительность автогудронатора — 30 т/смену. Рабочие скорости движения находятся в пределах 5—20 км/ч, а транспортная скорость достигает 65 км/ч.
Автогудронаторы с отдельным двигателем для привода насоса выпускаются нашей промышленностью с емкостью цистерн 5000 л. Для привода насоса использован двигатель мощностью 30 л. с. В конструктивном отношении этот автогудронатор мало отличается от автогудронаторов емкостью 3600 л, его производительность составляет 22 mi смену. Рабочие скорости находятся в пределах 4—25 км/ч, транспортная скорость достигает 60 км/ч.
Прицепные гудронаторы имеют только распределительную систему и насосную установку и, как правило, не имеют собственной цистерны для вяжущего материала. Они присоединяются к автоцистернам и распределяют находящуюся в них жидкость.
Рис. 140. Схема системы подогрева автогудронатора
Благодаря этому прицепные распределители имеют малые габариты и малый вес и выгодно отличаются от автогудронаторов в экономическом отношении, поскольку автомобили-тягачи, работающие с ними, могут использоваться на других работах, когда отсутствует надобность в распределении вяжущих материалов. Агрегаты прицепного гудронатора включают насосную установку с двигателем мощностью 30 л. с. и распределительную систему и монтируются на одноосном автомобильном прицепе. В трансмиссии от двигателя к насосу предусмотрены цилиндрический редуктор с двумя передачами прямого вращения и одной — обратного, а также предохранительное устройство, отключающее насос при перегрузке или попадании в него постороннего предмета. Производительность насоса — 1470 л/мин.
Распределительная система позволяет осуществить все операции по внутренней циркуляции и распределению вяжущего материала. Ширина розлива при использовании распределительных труб разной длины может меняться от 1 до 7 ж с интервалами 0,5 м. Нормы розлива меняются от 0,55 л/м2 до 7 л/м2 при ширине розлива 7 м и до 10 л/м2 — при ширине розлива 4 м. Разогрев битума, застывшего в битумной коммуникации и распределительной системе, производится переносной керосиновой горелкой.
Гудронатор работает совместно с автоцистерной емкостью 15 000 л. Битумная коммуникация автоцистерны присоединяется к коммуникации распределителя. Цистерна смонтирована на шасси двухосного полуприцепа и буксируется седельным автотягачом.
К автоцистерне придается подкатная тележка с дышлом, используемая при буксировке автоцистерны трактором или тягачом, не имеющими седельно-сцепного устройства. Для подогрева битума в цистерне имеются две жаровые трубы и две стационарные керосиновые горелки. Керосин в топливном баке находится под давлением воздуха от компрессора автомобиля или ручного насоса, что необходимо при работе с тягачом, не имеющим пневмосистемы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для розлива битумных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы