Морские порты для перегрузки штучных грузов оснащены погрузчиками — самоходными перегрузочными машинами. Для подъема и транспортирования груза погрузчик имеет грузоподъемник с вилами или снабжается другим грузозахватным устройством. В качестве силового привода на электропогрузчиках используется электродвигатель, питаемый электроэнергией аккумуляторной батареи, а на автопогрузчиках — двигатель внутреннего сгорания. В портах эксплуатируются следующие электро- и автопогрузчики:
Работа погрузчиков, имеющих колеса с грузошинами, разрешается только на исправных асфальтовых, (бетонных, дощатых дорогах, площадках и железнодорожных переездах, а имеющих колеса на пневматических шинах —и на покрытиях из обработанного камня и на выровненных земляных площадках.
Максимальный уклон пути, по которому допускается транспортировать грузы погрузчиками, должен быть на 3° меньше угла наклона назад рамы грузоподъемника погрузчика.
Работа погрузчиков на грузовых столах, рампах складов, эстакадах, твиндечных палубах разрешается только тогда, когда они имеют ограждения, препятствующие падению погрузчика.
Техническое обслуживание погрузчиков выполняется в виде текущего (ТО) и профилактического (ПО) обслуживания.
При текущем обслуживании (ТО) производится: заправка погрузчиков топливом, водой и смазочными материалами; замена аккумуляторных батарей; проверка погрузчика перед выездом на линию (состояние пневмомашин, рессор, тормозов, рулевого управления, гидросистемы, механизма подъема и наклона, заводка и прослушивание двигателя); уборка и мойка погрузчика после окончания работы при возвращении в гараж.
К профилактическому обслуживанию (ПО) относится: подтяжка болтовых и других соединений; замена сальников, манжет, шлангов; переборка подшипников и замена отдельных втулок; проверка состояния и регулировка зубчатых зацеплений; регулировка длины штока цилиндра наклона; проверка и регулировка легкости вращения колес; замена грузошин и покрышек колес; промывка маслофильтра; проверка уровня тормозной жидкости; замена отдельных листов рессор; проверка работы контроллеров; зачистка и замена контактов и коллекторов двигателей; проверка состояния изоляции электропроводки; чистка аккумуляторной батареи и доливка электролита.
По двигателям внутреннего сгорания предусматриваются три ухода № 1, 2 и 3.
Уход № 1 выполняют через 50 ч работы для карбюраторных двигателей и 100 ч для дизелей и при этом проверяют работу двигателя, герметичность соединений, затяжку креплений, состояние воздушного фильтра и фильтров тонкой и грубой очистки, вентилятора и натяжение его приводных ремней, состояние радиатора, генератора и стартера, звукового сигнала, изоляции проводов, работу замка зажигания, правильность показаний термометров, смену смазки в картере.
Уход № 2 проводят через 100 ч работы для карбюраторных двигателей и 500 ч для дизелей и при этом, помимо работ, входящих в уход № lv выполняют также регулировку оборотов коленчатого вала, проверку зазоров свечей, опережения зажигания, чистку контактов прерывателя-распределителя, очистку системы вентиляции, воздушного фильтра, промывку дисков фильтра грубой очистки и проверку плотности электролита аккумулятора.
Уход № 3 производится через 1000 ч работы машины, и при этом, кроме работ, перечисленных в уходах № 1 и 2, выполняют промывку водяной, рубашки блока, поддона картера, снятие нагара с днищ поршней и головки блока, внутренний осмотр двигателя с проверкой крепления шатунных болтов, и другие работы.
Особенности эксплуатации ходовой части погрузчиков
У погрузчиков (существуют механическая и электрическая силовые передачи. Электрическая применяется на электропогрузчиках. При ней электродвигатель, получающий энергию от аккумуляторной батареи, передает крутящий момент через главную передачу, дифференциал и полуоси на передние ведущие колеса.
Механическая силовая передача, применяемая у автопогрузчиков, ‘более сложна. В нее входит сцепление, коробка передач,, механизм обратного хода, карданная передача и ведущий мост.
В ведущем мосту неисправности главной передачи и, дифференциала могут быть в виде нарушения травильного зацепления и шума вследствие износа шестерен, бронзовых шайб под сателлитами и полуосевыми шестернями, сильного нагрева шестерен главной передачи от недостаточной смазки или неправильной регулировки зацепления, подтекания масла из-за износа или повреждения сальников. При заеданиях дифференциала и нарушениях его работы наблюдется повышенный износ шин ведущих колес.
За ведущим мостом необходимо тщательно ухаживать: в картере поддерживать правильный уровень масла и периодически сменять его в сроки, указанные в инструкции, регулировать подшипники вала ведущей шестерни подбором толщины прокладок или шайб, расположенных между распорной втулкой и наружным подшипником, зацепление шестерен и подшипников коробки и дифференциала гайками, упирающимися в торцы наружных колец подшипников, осевой зазор в подшипниках промежуточного вала двойной главной передачи с помощью прокладок, находящихся под крышками подшипников, зацепления конических шестерен главной передачи — подбора толщины прокладок, установленных между стаканом подшипников .вала ведущей шестерни и фланцем картера главной передачи.
В карданной передаче ослабляются крепления карданов, изнашиваются вилки, крестовины, подшипники и шлицы карданного вала. Bice это является причиной стуков, рывков или дергания автопогрузчика при трогании с места и при резком изменении числа оборотов карданной передачи. При износе и повреждении сальников вытекает масло. Если смазки недостаточно, карданы нагреваются и (появляется шум.
Уход за карданной передачей сводится к проверке крепления карданов и к исправности сальников, а также смазке карданов.
В коробке передач и механизме обратного х о-д а могут возникнуть следующие неисправности: шум при износе зубьев и подшипников, сильный нагрев от недостаточной или плохой смазки, течь масла из-за повреждений или износа сальников, самопроизвольное выключение передачи вследствие износа фиксаторов и ослабления их пружин, стуки при поломке шестерен, ослабление стыка коробки передач и механизма обратного хода.
Уход сводится к правильному и умелому (пользованию коробками передач, соблюдению правил смазки их, регулированию подшипников валов, периодическому подтягиванию крепления между коробкой и механизмом обратного хода.
По сцеплению основные неисправности: пробуксовывание, резкое включение при плавном отпускании педали и неполное выключение сцепления.
Причинами пробуксовки сцепления могут быть замасливание накладок и недостаточный свободный ход педали в пределах 35—40 мм, который обеспечивается при зазоре 4 мм между регулировочным болтам рыча.га выключения (сцепления и подшипником. Свободный ход устанавливается регулировочной гайкой тяга выключения сцепления. При заворачивании гайки ход уменьшается, при отворачивании — увеличивается.
Кроме этих причин, пробуксовку сцепления вызывает износ накладок, нажимного диска, маховика и ослабление нажимных пружин.
Причинами неполного выключения сцепления являются большой свободный ход педали, расположение внутренних концов рычажков выключения в одной плоскости, коробление ведомых дисков, а также трещины и заусенцы ведущих дисков, заедание подшипника ведущего вал.а коробки передач в маховике.
Сцепление резко включается при недостаточной смазке привода сцепления, короблении дисков или ослаблении заклепок накладок, трещинах на дисках, при ослаблении крепления ведомого диска к ступице.
Уход за сцеплением сводится к ежедневной проверке его и правильному пользованию им, периодической смазке привода (втулки педали и валика вилки, упорного подшипника выжимной муфты), -промывке замаслившихся дисков керосином или бензином, выполнению необходимых регулировок (свободного хода педали). Не следует, нажимая ногой на педаль, длительное время держать ^сцепление выключенным.
Тормозная система. Текущую регулировку тормозного механизма выполняют в следующем порядке: поднимают колесо так, чтобы оно свободно вращалось; кулачок передней (верхней) колодки поворачивают до торможения колеса, а затем в обратную -сторону до свободного вращения его (колесо поворачивать по ходу машины); затем так же регулируют заднюю (нижнюю) колодку, но колесо поворачивают против хода машины, испытав торможение на ходу погрузчика, проверяют нагрев тормозных барабанов. Полную регулировку выполняют после замены тормозных накладок, в этом случае колодки устанавливают посредством эксцентриковых опор.
Свободный ход педали при гидравлическом приводе регулируют, изменяя длину толкателя. Нормальный зазор между толкателем и поршнем главною цилиндра определяют по указаниям заводских инструкций. Он чаще всего составляет 1,5—2,5 мм.
Воздух, попадающий в тормозную систему и растворяющийся в тормозной жидкости, периодически удаляют прокачкой.
Рулевое управление. В рулевых механизмах регулируют величину осевого зазора перемещения рулевого вала и вала сектора, зацепление гайки-гребенки и сектора или червячной пары. Перед регулировкой необходимо проверить и устранить излишние зазоры в шарнирных соединениях рулевого привода, в подшипниках ступиц задних колес, а также проверить .крепление рулевой сошки, колонки и штурвала на шлицах.
Уход за механизмом сводится к смазке, подтяжке гайки сошки и к проверке крепления картера рулевого механизма.
Управляемые мосты. В управляемых мостах регулируют подшипники ступиц колес и развал колес автопогрузчиков. При регулировке подшипников ступиц колес ось поднимают домкратом, талью или другим автопогрузчиком. После этого снимают крышки колес и регулируют подшипники, подтягивая внутреннюю гайку. Закончив регулировку, крышку закрывают.
Развал колес автопогрузчиков регулируют, устанавливая шлицевые валы в соответствии с указаниями заводской инструкции.
Для сохранения в исправном состоянии подвески погрузчиков необходим следующий уход: не следует допускать резких толчков машины при езде по неровностям, следить за креплением стремянок и хомутиков рессор, регулярно смазывать детали подвески, периодически подтягивать крепежные детали.
Шины колес. Уход за шинами сводится к осмотрам покрышек (при повреждениях слоя ткани покрышку следует сдавать в ремонт); периодической проверке манометром давления; содержанию их в чистоте (особенно вредно действуют на резину покрышки бензин и масла); предохранению на стоянке от солнечных лучей; удалению предметов, застрявших между двумя покрышками. При длительной стоянке машин в покрышках необходимо снизить давление и приподнять колеса либо сдать шины на хранение.
Уход за колесами сводится к проверке затяжки шпилек и гаек, крепящих колеса, закраин ободов (не помяты ли, нет ли заусениц и ржавчины). Очищенные от ржавчины ободы нужно окрасить.
Управление машинами безрельсового транспорта
Для управления погрузчиком необходимо хорошо знать устройство машины, уметь пользоваться рычагами и приборами управления и иметь соответствующие практические навыки.
На рис. 1 изображен пост управления электропогрузчиков КВЗ серии 02 и 04.
Пост управления электропогрузчиков марок 4004, 4004А и 4004М отличается от поста управления погрузчиков серии 02 и 04 тем, что к рычагам управления механизмом подъема и наклона груза прибавляется еще рычаг управления сталкивате-лем груза. Рычаг переключения скоростей отсутствует, а скорость включается педалью, которая расположена под правой ногой водителя. Педаль же ножного тормоза находится слева и управляется левой ногой водителя, а не правой, как у погрузчиков серии 02 и 04.
Движение электропогрузчиков начинают в следующем порядке:
1) вставляют и поворачивают ключ в замке (включения цепи управления;
2) проверяют действие звукового сигнала, предупреждая тем самым о начале движения;
3) устанавливают -рычаг перемены хода (реверса) в положение, соответствующее направлению движения;
4) переводят рычаг скоростей из нейтрального в положение первой скорости (по щелчку фиксатора);
5) передвигая затем рычаг скоростей «на себя» в следующее положение, переключают скорости с низшей на высшую.
Перемена хода электропогрузчика производится в следующей последовательности:
1) переводят рычаг скоростей в нейтральное положение;
2) переводят рычаг перемены хода (реверс) в противоположное положение;
3) переводят рычаг скоростей в положение первой скорости. Реверс должен производиться плавно, так как резкость увеличивает износ грузошин.
Поворачивать электропогрузчик рекомендуется плавно.
Для правого поворота рулевое колесо надо вращать по часовой стрелке (вправо), а для левого — против (влево) как при переднем, так и при заднем ходе электропогрузчика.
Тормозить следует плавно, нажимая ногой на тормозную педаль- при одновременном переводе рычага окоростей в нейтральное положение. Резкое торможение изнашивает накладки тормозных колодок и вредно отражается на деталях ведущего моста. При стоянках на подъемах или уклонах погрузчик удерживается с помощью ручного тормоза, установленного на защелку.
Долго оставлять на подъеме электропогрузчик ведущим мостом вперед нельзя, так как масло из картера может по валу электродвигателя попасть на коллектор и другие детали и вывести из строя электродвигатель.
На рис. 2 изображен пост управления автопогрузчиков 4003 и 4000М.
Рис. 1. Пост управления электропогрузчиков серии 02 и 04:
1 — рулевое управление; 2 — кнопка звукового сигнала; 3 — рычаг реверса; 4 — замок включения электроцепи; 5 — рычаг наклона рамы грузоподъемника; 5 —рычаг подъема и опускания грузовой каретки; 7 — рычаг переключения скоростей; 8 — педаль ножного тормоза; 9— рычаг рулевого тормоза
Водить и управлять автопогрузчиком более сложно, чем электропогрузчиком, в связи с наличием добавочных рычагов в управлении, большими габаритами самой машины и увеличенными скоростями (передвижения.
Пуск двигателя. Перед пуском надо убедиться в том, что автопогрузчик надежно заторможен ручным тормозом, а рычат переключения передач находится в нейтральном положении, т. е. двигатель разобщен от ведущих колес. Холодный двигатель пускают в ход вручную пусковой рукояткой, а прогретый — стартером.
Для пуска прогретого двигателя надо: включить зажигание, провернув ключ в замке по часовой стрелке; включить стартер на 3—4 сек, нажав на соответствующий рычаг или кнопку (модель 4008); отпустить рычаг стартера, как только двигатель начнет работать; проверить температуру охлаждающей воды по термометру (она должна быть 80—85°); проверить давление в системе смазки по манометру (оно должно быть от 1,5 до 3,5 атм).
Для пуска холодного двигателя необходимо: прогреть двигатель горячей водой; прокрутить коленчатый вал вручную, пока на пусковой рукоятке не почувствуется компрессия отдельных цилиндров; вытянуть до отказа рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора; включить зажигание; пустить двигатель стартером; приоткрыть воздушную заслонку карбюратора, как только двигатель начнет работать; проверить работу двигателя по (контрольным приборам; по температуре охлаждающей воды и давлению в системе смазки; прогреть двигатель на малых оборотах холостого хода. При пуске двигателя вручную устанавливают позднее зажигание, убедившись в исправности храповика коленчатого вала и пусковой рукоятки, и только после этого приступают к пуску двигателя. Пускать двигатель надо рывком, перемещая пусковую рукоятку снизу вверх и не зажимая ее «в обхват», так как при обратном ударе можно повредить руку. Воспрещается наращивать пусковую рукоятку какими-либо рычагами или трубами.
Останавливают двигатель выключением зажигания — поворотом ключа замка зажигания против часовой стрелки.
Рис. 2. Рычаги управления и приборы автопогрузчиков серии 4003 и 400М:
1 — кнопка звукового сигнала; 2— щиток приборов; 3 — замок зажигания; 4, 5, 6 — рычаги гидрораспределителя; 7 — переключатель света; 8 — правый маслобак; 9 — педаль тормоза; 10 — педаль аксилератора; 11 — рукоятка ручного тормоза;. 12 — рычаг реверса; 13 — педаль сцепления; 14 — левый масляный бак; 15 — сапун масляного бака
Трогать автопогрузчик — начинать движение.— можно после того, как двигатель прогреется. Движение начинать на первой передаче при наименьшей скорости.
Для приведения автопогрузчика в движение при работающем двигателе надо: выключить сцепление, включить низшую передачу, осмотреться и отпустить ручной тормоз, плавно включить сцепление, перейти с первой передачи на высшую на возможно коротком отрезке пути, так как вождение на первой передаче неэкономично.
Резко бросать машину с места (рывком) нельзя, так как это вызывает повышенные напряжения в деталях, ускоряет их износ, повышает расход топлива и быстро изнашивает шины.
Переключать передачи (следует бесшумно, чтобы сохранить шестерни. Бесшумность переключения достигается тем, что уравниваются скорости вращения ведомой и ведущей шестерен.
Для переключения передачи с целью перевода автопогрузчика с низшей скорости на высшую и наоборот необходимо: дать разгон автопогрузчику; отпустить педаль дросселя и одновременно нажать на педаль сцепления; перевести в нейтральное положение рычаг переключения передач; включить следующую повышенную (или пониженную) передачу; после паузы в 1—3 сек нажать педаль дросселя и одновременно плавно отпустить педаль сцепления.
Для остановки автопогрузчика при предварительно выключенном сцеплении надо плавно нажать на тормозную педаль. Резкое торможение может вызвать не только скольжение машины, но и боковой занос, а иногда и опрокидывание ее. Чтобы прекратить возникающий занос, надо: немедленно прекратить торможение, плавно уменьшить подачу горючей смеси, быстро (но не резко) повернуть рулевое колесо в сторону заноса; плавно (чтобы не вызвать нового заноса в противоположную сторону) вернуть рулевое колесо в прежнее положение, как только автопогрузчик займет исходное положение вдоль ОСИ дороги.
Производство погрузчиками грузовых операций
Погрузчики в значительной степени являются универсальными машинами в связи с наличием у них комплекта различных типов сменных грузозахватных навесных устройств.
Для штучных грузов к таким устройствам относятся: вилы, грузовая площадка—стальной лист, сталкиватель, безблочная стрела, боковой прижим и др.
Подъем груза на вилах производится в следующей последовательности:
— установить наилучший развод вил так, чтобы груз разместился равномерно на обе лапы вил и за пределы их выступал не свыше одной трети их длины;
— подвести вилы под груз передним ходом погрузчика до упора груза в вертикальные стенки вил;
— убедиться, что погрузчик устойчив при данном грузе, для чего наклонить подъемный механизм назад;
— нажать на себя рычаг подъема и поднять груз на требуемую высоту от земли;
— отпустить рычаг подъема и убедиться, что груз будет удерживаться на требуемой высоте.
Рис. 3. Таблица загрузки электропогрузчиков 02 и 04
Поднимать груз можно только в соответствии с таблицей допустимых нагрузок, которая прикрепляется на видном месте в кабине “водителя. Таблица загрузки электропогрузчиков 02 и 04 показана на рис. 3.
Опускают груз в следующем порядке:
— нажимают от себя рычаг подъема и опускания груза и опускают последний на нужную высоту;
— отпускают рычаг подъема и опускания, и он автоматически возвращается в нейтральное положение и прекращает свое действие, а груз остается на требуемой высоте;
— на первой скорости задним ходом отъезжают от груза до выхода вил из-под него.
На электропогрузчиках 4004 и 4000А при пользовании стал-кивателем груза нажимают «на себя» рычаг управления стал-кивателем и при этом для облегчения выхода вил из-под груза дают погрузчику первую скорость заднего хода.
Водителям при работе погрузчика запрещается:
— увеличивать противовес дополнительным грузом или людьми;
— поднимать и опускать людей на захватах погрузчика; поднимать и опускать груз тяжелее установленной грузоподъемности;
— оставлять без присмотра погрузчик с грузом на вилах или с поднятыми вилами, а таиже с работающим двигателем; толкать и передвигать погрузчиком вагоны; отрывать погрузчиком примерзший или зажатый груз; выезд погрузчика -в трюме судна на просвет люка во время подъема (или опускания) груза краном.
Запрещается также укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство.
Грузы необходимо перевозить погрузчиком при полностью наклоненном на себя грузоподъемнике и поднятыми на 200— 300 мм над уровнем пола — для электропогрузчиков и 400— 500 мм — для автопогрузчиков.
Запрещается использовать для работы погрузчики, имеющие неисправности в рулевом управлении, контроллерах управления, в тормозной и в гидравлической системе (в том числе и подтекание масла в ней), рессорной подвеске, в защитных и блокировочных устройствах и ограничителях, а также в сигнальных и осветительных приборах.
Нельзя пользоваться погрузчиком при ненормальном шуме в механизмах и перегреве и искрениях электрооборудования до устранения всех этих и перечисленных выше неисправностей.
Запрещается также работать при недостаточно заполненном баке гидросистемы и с аккумуляторами, разряженными ниже нормы.
Запрещается, уходя, оставлять ключ в замке зажигания и передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав.
Водителями погрузчика могут быть лица не моложе 18 лет, знающие устройство погрузчика, правила движения транспорта, умеющие управлять машиной и обслуживать ее и имеющие права на вождение, которые всегда должны иметь при себе.
Водитель подчиняется непосредственно механику и диспетчеру, а в оперативном отношении на объекте — руководителю работ.
В основные обязанности водителя входит: перед выездом из гаража тщательно проверить техническое состояние погрузчика и наличие в нем воды, топлива и смазки;
проверить вручаемый ему наряд, подписанный сменным механиком и диспетчером, в котором должны быть указаны марка и номер погрузчика, дата, время выезда и место работы;
ключ от зажигания нужно вставлять в гнездо замка, только находясь на сиденье машины и убедившись в том, что рыча-,ги контроллера и коробки передач находятся в нулевом положении.
При несчастных случаях и авариях водитель должен немедленно остановить погрузчик, оказать помощь пострадавшему и сообщить о случившемся .механику или диспетчеру, а транспорт, связанный с происшествием, не трогать с места до прибытия представителя администрации. Если же погрузчик мешает движению или работе, его следует отвести в сторону и в присутствии свидетелей зафиксировать аварийное положение машины.
При скользкой дороге или плохой видимости водитель обязан снижать скорость настолько, чтобы обеспечить полную безопасность движения.
Ремонт машин безрельсового транспорта
Потребность в ремонте машины определяется ее техническим состоянием, которое выявляется при контрольных периодических осмотрах (освидетельствованиях), выполняемых по графикам комиссий инженерно-технических работников порта. Подробный перечень работ при том или ином виде ремонта дается в ремонтной ведомости.
Основной метод ремонта погрузчиков — агрегатный, при котором неисправные агрегаты заменяются заранее отремонтированными или новыми.
Для машин безрельсового транспорта кроме текущего и профилактического обслуживания (ТО и ПО) установлено три вида ремонта: текущий (Т), средний (С) и капитальный (К).
При текущем ремонте устраняют мелкие неисправности, возникшие при эксплуатации погрузчиков и выявленные в процессе технического обслуживания или во время работы машины. К ним можно отнести такие работы, как замена втулок шкворней, рычажной балансирной подвески; пружин сцепления; отдельных листов и стяжных болтов рессор, уплотнений на поршнях цилиндров подъема, наклона и усилителя .руля; катков и подшипников каретки; отдельных шлангов гидросистемы; поршневых колец; вкладышей коленчатого вала; прокладок двигателя; изношенных щеток электродвигателя; шлифовка и про-дораживание коллекторов электродвигателей; проверка состояния изоляции; очистка от нагара камер сгорания, днищ поршней, клапанов; притирка клапанов и ряд других нетрудоемких работ.
К этим работам относятся также шинно-монтажные работы и замена колесу погрузчика; регулировочные и ремонтные работы по ходовой части, трансмиссии и поддону двигателя. Их выполняют на осмотровых ямах, а при замене колес под машину устанавливают козлы.
При среднем ремонте заменяют детали, имеющие более длительный срок службы, а также выполняют капитальный ремонт или замену одного или двух агрегатов (двигателя, переднего моста, насоса, распределительной коробки) и текущий ремонт других агрегатов, не снимаемых с машины.
При капитальном ремонте погрузчик полностью разбирают на агрегаты, а агрегаты — на детали и заменяют или восстанавливают изношенные детали.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины внутрипортового безрельсового транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы