Основными физико-химическими константами масла, влияющими на износ двигателя, являются:
а) вязкость; б) противоиз-носные свойства; в) коррозионная агрессивность; г) химическая стабильность; д) отсутствие механических примесей и воды.
Вязкость масел зависит от их химического состава и чистоты. Для улучшения вязкостных свойств масел используют различные присадки (полиизобутилены, полимеры акриловой кислоты и др.) Вязкость масел не остается постоянной и зависит от температуры и давления. Основной эксплуатационной характеристикой масла является зависимость его вязкости от температуры, т. е. вязкостно-температурная характеристика.
Чем меньше величина градиента вязкости, тем лучше температурно-вязкостные свойства масла. Небольшое изменение вязкости масла от изменения температуры является полезным свойством его, так как оно позволяет выравнивать температурный режим трущихся пар и устранять их местные перегревы.
Вязкость масел зависит также и от давления. Однако это явление имеет место при давлениях выше 200 кГ/см2, что редко наблюдается в современных машинах.
Применение маловязких масел для двигателей имеет ряд преимуществ по сравнению с маслами, имеющими высокую вязкость. Маловязкое масло, обладая хорошей теплопроводностью и способностью быстро проникать в узкие зазоры, обеспечивает равномерное охлаждение трущихся поверхностей деталей и устраняет горячие зоны, а также производит вынос продуктов износа из зазора. Вследствие хорошей прокачиваемое этих масел облегчается пуск холодного двигателя, снижаются пусковые из-носы и уменьшаются потери мощности на трение. Вместе с тем применение маловязких масел имеет и существенные недостатки: увеличиваются потери масла на угар, снижается давление масла в главной магистрали, увеличивается склонность поршневых колец к пригоранию. Отрицательное влияние этих факторов особенно заметно в изношенных двигателях. Поэтому для них лучше применять масла с повышенной вязкостью.
Противоизносные свойства оказывают большое влияние на скорость изнашивания трущихся поверхностей деталей. Противоизносные свойства масел определяются способностью образовывать на смазываемых поверхностях достаточно прочные пленки, препятствующие непосредственному контакту трущихся поверхностей. Эти пленки могут образовываться в результате физических процессов — адсорбции на трущейся поверхности полярно-активных молекул или химического взимодействия металла с маслом. В ряде случаев эти явления сопутствуют друг другу.
Для повышения противоизносных свойств в масло после очистки вводятся присадки, содержащие поверхностно-активные вещества (асфальто-смолистые вещества, высокомолекулярные кислоты и соединения, содержащие серу).
Чтобы предотвратить усталостное выкрашивание толкателей распределительного механизма двигателя, к маслам добавляют присадку ДФ-11 — диалкилдиптофосфат цинка (в количестве 1—2%). Действие этой присадки основано на ее свойстве ускорять процесс приработки контактирующихся поверхностей и снижать удельные давления. Многофункциональные присадки АзНИИ-4, ЦИАТИМ-339 и другие также улучшают противоизносные свойства смазочных материалов.
Коррозионная агрессивность масел определяется содержанием в них водорастворимых кислот и щелочей, а также нерастворимых в воде органических кислот.
Наибольшую коррозионную опасность для двигателя представляют кислоты, образующиеся в масле в процессе работы (низкомолекулярные карбоновые кислоты, а также сернистые соединения). Поэтому важным показателем качества масла является его потенциальная коррозионность, которую определяют на специальном приборе ДК-2 (ГОСТ 8245—56).
Исследованиями установлено, что если кислотность масел не превышает 1,5 мг КОН, то при отсутствии воды она не оказывает значительного действия на чугун, сталь, баббиты. При наличии в масле воды агрессивность кислот резко возрастает.
Н. И. Черножуков показал, что процесс коррозии чугунных и стальных деталей протекает в две стадии.
Особенно сильно подвергаются коррозии подшипники дизельных двигателей, изготовленные из свинцовистой бронзы.
Процесс разрушения вкладышей из свинцовистой бронзы происходит в несколько последовательных стадий. В начальной стадии на поверхности вкладышей появляются черные точки, которые затем концентрируются в несколько узлов и превращаются в раковины («оспины»). После этого появляются трещины, соединяющие между собой отдельные раковины, и затем происходит выкрашивание антифрикционного слоя из вкладыша (рис. 1). Для нейтрализации вредного действия кислот на свинцовистую бронцу к дизельным маслам добавляются многофункциональные присадки, обладающие антикоррозионными свойствами (ЦИАТИМ-330, ЦИАТИМ-339, АзНИИ-4 и др.). Действие этих присадок основано на способности их образовывать на поверхностях деталей тонкие защитные пленки, Предохраняющие поберхности от коррозии.
Под химической стабильностью (устойчивостью) смазочного масла понимают его способность длительное время сохранять свои физико-химические свойства при воздействии окисляющих факторов. При длительной работе двигателя на поверхностях камеры сгорания, поршней и других деталей образуются нагар и лаковое отложение, а в картере двигателя, на поверхностях масляных фильтров и маслопроводов — различные осадки (шлам). Нагар и лаковые отложения образуются вследствие окисления масла при соприкосновении его частиц с нагретыми до высокой температуры деталями двигателя и Кислородом воздуха, который содержится в воздушном пространстве картера двигателя. Отложение нагара в камерах сгорания вызывает перебои в зажигании (происходит шунтирование запальных свечей), перегрев двигателя, интенсивное изнашивание его и работу с детонацией.
Экспериментами установлено, что предельная толщина нагара на днище поршня обусловливается только тепловым режимом работы двигателя и не зависит от качества и расхода масла. С повышением температуры двигателя толщина слоя нагара уменьшается. Качество масла и его расход оказывают влияние на скорость нагарообразования только в начальный период работы двигателя. Чем больше расход масла и чем меньше его стабильность, тем скорее протекает процесс образования нагара. По достижении определенной толщины рост его прекращается. Скорость образования нагара во время фазы роста зависит также от температуры двигателя, качества топлива и состава горючей смеси. Процесс образования нагара протекает более интенсивно при пониженной температуре двигателя и работе на обогащенных смесях. Содержание в топливе примесей серы и тетраэтилсвинца ускоряет этот процесс.
Лаковые отложения обычно образуются при окислении тонких слоев масла на поршнях и поршневых кольцах. В результате этого поршневые кольца заклиниваются в канавках поршня, теряют свою подвижность и могут пригорать. При этом происходит падение компрессии и мощности двигателя, увеличение расхода топлива и смазки, а также прорыв отработавших газов в картер двигателя и интенсивность старения смазки. В состав лака входят карбены и карбиты, нейтральные смолы, асфальтены и оксикислоты. Процесс превращения масляного слоя в лаковое отложение зависит от качества масла, толщины масляного слоя, температуры двигателя, продолжительности его работы и каталитического действия металла. Дизельные двигатели, обладающие большой склонностью к лакообразованию (по сравнению с карбюраторными), работают при более высоком тепловом режиме. Свойства масел к лакообразованию оцениваются термоокислительной стабильностью и диспергирующими (моющими) свойствами. Для улучшения диспергирующих свойств картерных масел к ним добавляются многофункциональные присадки обладающие моющими свойствами в количестве 3—5% (ЦИАТИМ-339, ДФ-11, СБ-3, АзНИИ-ЦИАТИМ-1, АзНИИ-7 и др.). Большинство многофункциональных присадок имеют черный цвет, поэтому и масла с присадками приобретают темный цвет.
Основные меры предупреждения образования нагара и лаковых отложений следующие: поддержание оптимального теплового режима двигателя; тщательная очистка топлива и масел от механических примесей; поддержание в надлежащем техническом состоянии деталей поршневой группы; применение топлива и смазок, соответствующих типу двигателя и условиям его работы; периодическая очистка системы охлаждения двигателя от накипи и камер сгорания от нагара.
Кроме продуктов окисления масла, вредное действие на работу двигателя оказывают осадки (шлам), которые образуются при низкой температуре. Образование осадков в системе смазки чаще всего происходит в карбюраторных двигателях. При этом фильтры грубой и тонкой очистки масла забиваются мазеобразными, липкими отложениями. Затем осадки забивают сетку маслоприемника насоса, маслопроводы и масляные каналы. Если своевременно не удалять образовавшиеся осадки, то может произойти прекращение подачи смазки и выплавление подшипников.
Осадки представляют собой эмульсию (вода в масле), стабилизированную сложными соединениями железа, свинца, кремния. Основной причиной образования осадков является попада-пие воды в масло. При низкой температуре стенок цилиндров влага, содержащаяся в воздухе, и водяные пары, образующиеся при сгорании бензина, конденсируются и стекают в картер.
Интенсивность образования осадков увеличивается также при уменьшении коэффициента избытка воздуха (увеличивается содержание водяных паров в продуктах сгорания) и увеличении содержания механических примесей в масле (частиц углерода, пыли, тетраэтилсвинца и продуктов старения масла).
Для предотвращения образования осадков в двигателе при его эксплуатации необходимо поддерживать оптимальную температуру воды в системе охлаждения и масла в картере двигателя, а также обеспечивать эффективную вентиляцию картера; применять масла, соответствующие типу двигателя, к условиям его эксплуатации; своевременно менять смазку в картере двигателя, тщательно промывая систему смазки и фильтры тонкой очистки масла, а также соблюдать надлежащий уход за фильтрами грубой очистки масла (регулярная очистка их, слив осадка из отстойников); предохранять масла от попадания в них воды при транспортировке, хранении и заправке двигателей.
Механические примеси: наличие твердых механических частиц в масле вызывает разрыв масляной пленки и нарушает жидкостный режим трения. В результате все смазываемые детали подвергаются интенсивному абразивному изнашиванию. Крупные твердые частицы внедряются в мягкий подшипниковый материал и царапают шейки коленчатого вала, вызывая образование на них кольцевых канавок. Поэтому при эксплуатации машин необходимо принимать меры, предупреждающие попадание механических примесей и воды в масло.
Масла, применяемые для дизельных двигателей, как правило, имеют большую вязкость по сравнению с маслами, применяемыми для карбюраторных двигателей. Дизельные масла также имеют повышенную противоокислительную устойчивость, лучшие моющие и антикоррозионные свойства. Эти свойства обеспечиваются введением специальных присадок.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Масла, применяемые для смазки двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы