В смазочных системах применяют шестеренные насосы. Основные их рабочие части — ведущая и ведомая шестерни — установлены с небольшими радиальными и торцевыми зазорами в расточках корпуса под крышкой. Насос закреплен на крышке первого коренного подшипника. При этом штифты обеспечивают точную фиксацию, что необходимо для правильного зацепления шестерни привода с шестерней коленчатого вала.
К корпусу насоса присоединены нагнетательная трубка и масло-приемник с сетчатым фильтром.
Ведущая шестерня шпонкой закреплена на валике, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в корпусе и крышке. Соосность втулок обеспечивается установочными штифтами, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому крышку одного насоса нельзя комплектовать с корпусом другого. Ведомая шестерня вращается на оси, запрессованной в корпусе.
Корпус и крышка насоса стянуты болтами. Нужная плотность соединения достигается без прокладки благодаря тщательной обработке стыковых плоскостей. Высокая точность изготовления деталей и отсутствие прокладки позволяют точно выдержать минимально возможный зазор по торцам шестерен, что предотвращает утечку масла из нагнетательной полости во всасывающую.
При вращении шестерен их зубья со стороны всасывающей полости А выходят из зацепления и освобождают пространство, занимаемое ими во впадинах. Поэтому здесь создается разрежение, под действием которого масло засасывается в полость А из маслоприемника, захватывается зубьями и в замкнутых пространствах, образованных зубьями и стенками корпуса, переносится в нагнетательную полость Б (на рисунке показано стрелками). Из впадин оно выдавливается зубьями, входящими в зацепление, и нагнетается в систему.
В определенные моменты одна пара зубьев шестерен еще не вышла из зацепления, а другая уже зацепилась. В результате между зубьями образуется заполненное маслом замкнутое пространство П, объем которого на некотором угле поворота продолжает уменьшаться. Поскольку масло, как и любая жидкость, не сжимается, то периодическое защемление его между зубьями приводило бы к возникновению большой пульсирующей нагрузки на опорах шестерен. Поэтому, чтобы предотвратить быстрое изнашивание опор, во всех шестеренных насосах в корпусе или крышке делают разгрузочный канал К, по которому масло из пространства П перепускается в нагнетательную полость Б.
Смазочные системы ряда дизелей имеют однотипные по конструкции двухсекционные масляные насосы. Показанный на рисунке насос двигателя А-41 прикреплен к нижней плоскости блок-кар-тера через регулировочные прокладки, которые обеспечивают боковой зазор 0,2…0,4 мм зубьями шестерни привода насоса и шестерни коленчатого вала.
Чугунные корпуса основной и радиаторной секций центр-рированы штифтами 8 и вместе с разделяющей их стальной пластиной стянуты болтами. Стыковые поверхности корпусов и пластины тщательно обработаны. Ведущие шестерни обеих секций закреплены на валу, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в отверстия корпусов. Ведомые шестерни вместе с запрессованными в них бронзовыми втулками вращаются на общей оси, в которой выполнены каналы для подвода масла к втулке шестерни. К втулке шестерни масло подводится через радиальное сверление между ее зубьями.
Масло из поддона по трубе маслоприемника поступает во всасывающую полость радиаторной секции. Отсюда меньшая часть масла по трубке нагнетается к радиатору, большая же часть через соединительное отверстие А в пластине попадает во всасывающую полость основной секции и ее шестернями нагнетается по трубке в смазочную систему.
В корпуса секций насоса со стороны нагнетательных полостей ввинчены корпуса редукционных клапанов. Клапаны обеих секций устроены одинаково, но регулируют их на различное давление изменением числа прокладок под пружинами.
Двигатели ЗИЛ-130 и некоторые 3M3-53 тоже оснащены двухсекционными масляными насосами, которые устанавливают снаружи блок-картера и прикрепляют к нему через уплотнительную прокладку. При этом впускное и нагнетательное отверстия корпуса верхней секции совпадают с соответствующими отверстиями блок-картера. Вал привода насоса получает вращение от распределительного вала через пару винтовых шестерен и, кроме масляного насоса, приводит в действие прерыватель-распределитель системы зажигания.
Верхняя секция подает масло в магистраль, а нижняя — прокачивает его через центробежный маслоочиститель (3M3-53) или через радиатор (ЗИЛ-130). Стыки корпусов секций и разделяющей пластины уплотнены паронитовыми прокладками толщиной 0,3… 0,4 мм, что обеспечивает необходимый зазор по торцам шестерен.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Масляные насосы в тракторе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы