Во время работы масло загрязняется металлическими частицами, образовавшимися при изнашивании- деталей, нагаром, смолами и пылью, проникшей в двигатель. Поэтому двигатели оборудуют устройствами для непрерывной очистки масла, что резко уменьшает изнашивание деталей и увеличивает срок службы масла. Применяют три способа очистки: фильтрацию, отстаивание и центрифугирование (центробежную очистку).
Фильтрация. Масло продавливается через фильтр, а посторонние частицы задерживаются на его поверхности или в порах. В качестве фильтров используют сетки, металлические щелевые элементы и различные пористые материалы. Например, фильтрующий элемент маслоочистителя двигателя ЯМЗ-240Б состоит из наружного и внутреннего перфорированных цилиндров с крышками 6 по торцам. В кольцевом пространстве между цилиндрами помещена бумажная лента, сложенная гармошкой для увеличения фильтрующей поверхности. Два таких сменных элемента установлены в колпаках на стяжных болтах, которыми колпаки через уплотнительные прокладки притянуты к корпусу. Каждый элемент центрирован втулкой и тоже прижат к корпусу пружиной через чашку и уплотнительные прокладки.
Масло, нагнетаемое насосом, поступает одновременно под оба колпака и под давлением просачивается сквозь поры бумажной ленты в пространство между сетчатой трубкой и стяжным болтом. Отсюда очищенное масло через канал в корпусе поступает в масляную магистраль.
С течением времени поры фильтрующих элементов забиваются, и масло начинает проходить в магистраль неочищенным через перепускной клапан. Когда клапан открывается, он прижимает подвижный контакт к неподвижному и этим включает сигнальную лампу на щитке приборов. Обычно лампа загорается сразу после пуска двигателя. Если же она продолжает устойчиво гореть и после прогрева, фильтрующие элементы необходимо заменить. Кроме перепускного в корпусе фильтра, под пробкой находится дифференциальный клапан.
Отстаивание. Если масло находится в спокойном состоянии или движется с малой скоростью, то частицы, плотность которых боль ше плотности масла под действием силы тяжести выпадают в осадок. Этим способом масло очищается в корпусах фильтров и в специальных фильтрах-отстойниках.
Центрифугирование. Этот способ очистки основан на том же принципе, что и отстаивание. Разница в том, что частицы осаждаются не под влиянием силы тяжести, а от действия центробежных сил, возникающих при вращательном движении емкости, в которой находится масло. Так очищается масло в полостях шатунных шеек коленчатого вала и в специальных очистителях — центрифугах.
В полость Б шатунной шейки масло поступает по каналу А от коренного подшипника. При вращении вала механические примеси с большей плотностью, чем масло, под действием центробежных сил устремляются от центра вращения и выпадают в осадок на противолежащей поверхности. Очищенное же масло по каналу В поступает к шатунному подшипнику. Осадок периодически удаляют из полости, для чего отвертывают пробку-заглушку. Чем больше частота вращения и дальше от оси расположены частицы, а также чем медленнее движется масло и меньше его вязкость, тем лучше оно очищается.
На изучаемых двигателях установлены центрифуги с гидравлическим приводом. В зависимости от характера сил вращающих основную рабочую часть (ротор) центрифуги бывают реактивные (с наружным приводом) и активно-реактивные (с внутренним приводом). Ротор реактивной центрифуги, образованный корпусом-основанием и стаканом, установлен на оси и опирается на подшипник. Корпус и стакан стянуты круглой гайкой, навинченной на колонку корпуса, а стыки их уплотнены прокладками.
По сверлению А в оси далее через отверстия Б в колонке масло нагнетается в ротор. Заполнив его полость, оно через сетку 12 проходит в кольцевое пространство В, образованное колонкой и внутренним стаканом 7 и далее по каналам Д к форсункам. Давлением, создаваемым насосом, масло выбрасывается из форсунок, в результате на них действуют реактивные силы, направленные в стороны, противоположные истечению масла.
Силы R на плече L создают момент, который приводит во вращение ротор вместе с заполняющим его маслом. Под действием центробежных сил, возникающих в результате вращения ротора, частицы, загрязняющие масло, устремляются к стенкам ротора и оседают на них, а в форсунки попадает очищенное масло. Нижняя часть внутреннего стакана служит отражателем. Он отклоняет вниз струи масла и предотвращает размыв отложений в роторе.
Частота вращения ротора, а следовательно, и интенсивность очистки зависят от давления и температуры масла, а также от тре-
НИя в подшипниках. Уменьшение трения достигается тем, что ротор при работе слегка смещается вверх и его нижний торец почти не касается упорного подшипника. Подъемная сила создается благодаря тому, что площадь, воспринимающая давление, у верхнего днища ротора немного больше, чем у нижнего, для чего ось делают ступенчатой (диаметр нижней шейки больше диаметра верхней). Подъем ротора ограничен упорной шайбой в пределах зазора Г. При нормальных условиях частота вращения роторов центрифуг изучаемых двигателей — 92…108 с-1.
Рассмотренная центрифуга неполнопоточная — через нее проходит лишь часть потока масла, циркулирующего в системе, и после очистки все сливается в поддон, поддерживая этим необходимое качество масла в системе. Большинство изучаемых двигателей оснащено маслоочистителями с полнопоточными центрифугами. У них через ротор проходит весь поток масла, подаваемый насосом. После очистки та часть масла, которая расходуется на привод, как и в неполноточной центрифуге, сливается в поддон, а остальное очищенное масло нагнетается в магистраль для смазывания деталей.
Маслоочиститель с полнопоточной центрифугой показан на рисунке 52. Его корпус прикреплен к передней стенке двигателя так, что подводящий Ж и отводящий А каналы совмещаются с соответствующими каналами блок-картера. На оси вращается ротор, закрытый колпаком, который гайкой притянут к корпусу. Отлитые из алюминиевого сплава стакан и корпус стянуты гайкой, навинченной на колонку корпуса. Ребро на внутренней поверхности стакана упирается в основание корпуса, а резиновым кольцом и прокладкой уплотняют стыки. Чтобы при сборке не нарушить балансировку ротора, его стакан фиксируют охноситель-но корпуса установочным штифтом (А-41) или совмещением меток (СМД-62).
Неочищенное масло из канала Ж поступает в ротор через отверстие Г в оси и колонке под маслоотражатель. Проходя через отверстия, расположенные по всей окружности маслоотражателя, поток масла снижает скорость и отклоняется конусным насадком 6 к центру ротора, что предотвращает размыв отложений на внутренней поверхности стакана.
К форсункам масло проходит по каналам Б через сетку, которая задерживает крупные частицы, оказавшиеся в масле. Из форсунок масло выбрасывается в полость Д корпуса. Козырек не позволяет маслу проникать под колпак, что могло бы привести к притормаживанию ротора.
Очищенное масло идет из ротора через отверстия В по трубке в канал А. Калиброванное отверстие оказывает сопротивление потоку и таким образом поддерживает необходимое давление в роторе. На оси выполнены три шлифованные шейки: верхняя и нижняя служат опорами ротора, а средняя разделяет потоки очищенного и неочищенного масла в колонке. Шайба ограничивает подъем ротора на оси в пределах зазора 0,6…1,25 мм.
В корпусе маслоочистителя установлен дифференциальный клапан. Когда давление в магистрали, а следовательно, и в канале А превысит 0,45…0,57 МПа, т. е. преодолеет сопротивление пружины, клапан смещается вправо. В результате часть масла, нагнетаемого насосом в канал Ж будет сливаться в поддон, предотвращая дальнейшее повышение давления в магистрали. В сверлении дифференциального клапана помещен шариковый перепускной клапан, отрегулированный на перепад давления 0,65… 0,75 МПа. Через него проходит холодное неочищенное масло из канала Ж в канал А, когда подача его сюда бывает недостаточна вследствие сопротивления, оказываемого ротором.
Маслоочиститель с активно-реактивной центрифугой по общему устройству подобен рассмотренным, однако существенно отличается способом привода ротора. Если в реактивной центрифуге часть масла, поступившего в ротор, используется для его вращения и через форсунки направляется на слив, то в активно-реактивной центрифуге форсунок нет. В ней все масло из ротора после очистки поступает на смазывание трущихся деталей и одновременно приводит ротор во вращение. Отсутствие слива масла позволяет уменьшить его общий поток, а следовательно, и затрату энергии на привод масляного насоса. Кроме того, не разбрызгиваясь на выходе из форсунок, масло не насыщается воздухом и меньше окисляется.
Вращение ротору сообщается следующим образом. Масло, нагнетаемое насосом в кольцевой канал оси, проходит через отверстия Е и каналы Д насадка-завихрителя, закрепленного на оси. Выходя с большой скоростью из этих каналов, направленных касательно к окружности насадка, поток масла приобретает вращательное движение и, воздействуя на внутреннюю поверхность колонки, на стенки отверстий А и через них на поверхность внутреннего стакана, увлекает во вращение и ротор. Такой принцип передачи энергии потока ротору называется активным. Крутящий момент Мл — активный крутящий момент.
Пройдя под внутренним стаканом, масло движется вверх, подвергаясь по пути центробежной очистке, а затем нагнетается в каналы Б. Из них оно с большой скоростью выбрасывается во внутреннюю проточку Г в колонке. Направление потока противоположно движению масла в каналах Д, поэтому на колонку действует реактивный момент Мр, по направлению совпадающий с активным. Эти моменты, слагаясь, дают суммарный крутящий момент Мк, под действием которого ротор вращается с частотой 83,3…100 с”’.
Очищенное масло по осевому сверлению и трубке нагнетается в канал Ж, после охлаждения в радиаторе идет к трущимся деталям. В корпусе маслоочистителя помещены нерегулируемый клапан-термостат и регулируемые (резьбовыми пробками) редукционный и сливной клапаны.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Очистка масла в тракторе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы