По принципу действия механизированные моечные установки подразделяются на следующие: 1) струйные; 2) со щеточными барабанами; 3) комбинированные.
Струйные установки оказывают в основном гидравлическое воздействие на обмываемую поверхность: установки со щеточными барабанами — механическое, а комбинированные — одновременно гидравлическое и механическое воздействие.
Для эффективного обмыва поверхности и уменьшения расхода воды большое значение имеет величина угла атаки струи (угол, образуемый осью струи и обмываемой поверхностью) и ее подвижность.
В зависимости от способа относительного перемещения обмываемой поверхности и моечных насадок механизированные моечные установки могут быть следующих типов, в которых:
а) автомобиль неподвижен и насадки неподвижны;
б) автомобиль перемещается, насадки неподвижны;
в) автомобиль неподвижен, насадки подвижны;
г) насадки движутся возвратно-поступательно;
д) насадки совершают колебательное движение по дугам кругов;
е) насадки движутся по кругу;
ж) автомобиль и насадки движутся (комбинированное движение).
Наиболее производительные и экономичные комбинированные моечные установки и установки с движущимися насадками. Насадки могут иметь различное сечение — цилиндрическое, коническое, сходящееся и расходящееся, щелевое и пр. Хорошие результаты дают насадки конической формы с углом конуса 12—13° и щелевые, дающие веерную струю.
Струйная установка для мойки грузовых автомобилей — ГАРО, модель 11,24—(ГАРО — трест по производству гаражного оборудования) состоит из двух трубчатых рамок замкнутого контура, неподвижно установленных на фундаменте. На каждой рамке с обеих сторон попарно смонтированы четыре вертикально расположенные реактивно вращающиеся колеса, предназначенные для обмыва боковых поверхностей автомобиля. На передней рамке установлены два двухрожко-вые реактивно вращающиеся колеса для обмыва автомобиля сверху. Нижняя часть автомобиля обмывается двумя парами реактивно вращающихся колес, установленных в горизонтальной плоскости. Следовательно, установка имеет 14 колес с 40 соплами диаметром 4 мм. Каждая пара колес вращается в разные стороны со скоростью 80—100 об/мин.
Моечная установка снабжена автоматическим управлением с помощью вмонтированных полупедалей и комплекта стандартной аппаратуры (реле, пускателей, предохранителей). Эта установка может применяться также на поточных линиях ежедневного обслуживания автомобилей.
Автоматическая струйная установка для мойки грузовых автомобилей (ГАРО, модель 1114) состоит из рамок предварительного и окончательного обмыва, двух центробежно-вихревых насосов, аппаратного шкафа, конвейера с приводной и натяжной станцией. Рамки предварительного и окончательного обмыва собирают из водопроводных труб и крепят на фундаменте анкерными болтами с разрывом между ними 3950 мм. На рамках в подшипниках установлены качающиеся коллекторы с соплами; на нижнем коллекторе имеется 9 сопел, на боковых коллекторах по 6 сопел и на верхнем коллекторе 4 сопла. На рамке предварительного обмыва имеется также два боковых регулируемых коллектора с тремя соплами каждый. Угол качания коллектора 75°, число качаний в минуту 34,5. Привод качания коллекторов состоит из электродвигателей мощностью 0,6 кет (1410 об/мин), червячного редуктора с передаточным отношением 4 : 1 и системы рычагов и тяг.
Вода в рамки подается центробежно-вихревыми насосами типа 2,5ЦВ-1,1 под давлением 8 кГ/см2. Привод насосов осуществляется от электродвигателей мощностью 14 кет каждый (2900 об/мин). Производительность одного насоса 18—20 м3/ч при напоре 60—80 м вод.ст. В аппаратном шкафу смонтирована электроаппаратура управления установкой.
Установка может работать в прерывном режиме (при мойке одиночных автомобилей) и в непрерывном режиме (при мойке потока автомобилей). Скорость перемещения конвейера 2,8— 4,0 м/мин. Производительность установки 20—40 автомобилей в час. Расход воды на мойку одного автомобиля 1200—2000 л. Стоимость установки — около 200 руб. Экономический эффект от применения установки для парка в 100 автомобилей составляет 2412 руб. в год.
Конструкция моечной установки состоит из двух подвижных П-образных рамок, соединенных между собой трубой (рис. 2). На вертикальных ветвях рамок расположено по три щелевидных насадки. Каждая рамка подвешена на роликовую тележку, которая опирается на нижние полки двутавровой балки, расположенной вдоль моечного помещения, и может перемещаться по ней. С помощью этих рамок обмываются верхние и боковые стороны автомобиля.
Для обмыва нижней части автомобиля имеются две трубчатые гребенки с четырьмя щелевидными насадками каждая. Гребенки соединены между трубой и крепятся к тележке, которая может перекатываться по уголкам, обрамляющим водосточную канаву. Вода к рамкам и гребенкам подводится при помощи резиновых рукавов диаметром 2”. Возвратно-поступательное движение рамок и гребенок осуществляется приводной станцией, которая состоит из электродвигателя мощностью 1,7 кет, червячного редуктора, шкивов и троса.
Обмыв автомобиля осуществляется за два хода рамки (вперед и назад) в течение 2 мин. Недостаток установки — большой расход воды.
Автоматическая линия мойки грузовых автомобилей автобазы № 2 Главмосавтотранса имеет два поста (для одиночных автомобилей), что позволяет производить также мойку автопоезда (рис. 3). Линия состоит из прямоточной канавы шириной 3100 мм и глубиной 1200 мм. Над канавой подвешен монорельс из двутавровой балки № 24 с двумя моющими рамками, которые на роликовых тележках движутся вдоль балки. На боковых сторонах рамок расположены под разными углами по пять насадок. Каждая насадка крепится к трубе шаровой опорой я зажимной гайкой, что позволяет устанавливать выгодный угол атаки струи для различных моделей автомобилей.
Мойка автомобилей снизу осуществляется с помощью трех веерных насадок, установленных на стояке 7 под углом 45”. Стояк приварен к средней части нижней трубы рамки.
Возвратно-поступательное движение моющих рамок (вместе с тележками) вдоль монорельса осуществляется при помощи приводной станции, состоящей из электродвигателя мощностью 2,9 кет, редуктора и конусоидаль-ного кабестана.
Вода в моющие рамки подается насосной станцией, состоящей из двух центробежных пятиступенчатых насосов КСМ-30; производительность каждого насоса 30 м51ч, максимальный напор 12,5 кГ/см2. Каждый насос приводится в действие электродвигателем типа АК 72-4 мощностью 28 кет. Управление моечной линией полностью автоматизировано (пусковая педаль, реле, магнитные пускатели, конечные выключатели). Расход воды на мойку одного автомобиля 750 л; время, затрачиваемое на мойку двух автомобилей, 85 сек.
Струйная полумеханизированная установка с перемещающейся П-образной рамой для мойки легковых автомобилей применяется в мелких и средних автомобильных хозяйствах. Эта установка предназначена для мойки автомобилей 2-процентным раствором порошка «Новость», ОП-Ю или ОП-7. Рама подвешена на двутавровой балке и перемещается вдоль оси неподвижного автомобиля вручную (скоба 5) или от электродвигателя.
Мойка колес и нижней части автомобиля производится во-довоздушным пистолетом 6. Кузов автомобиля, смоченный моющим раствором, протирают вручную мягким обтирочным материалом, смачивая его дополнительно раствором, после чего снова включают насос и ополаскивают кузов чистой водой. Продолжительность мойки автомобиля при участии двух мойщиков 10 мин, расход воды на мойку автомобиля 150—180 л, расход моющего раствора 0,8—1,2 л.
Установка ГАРО для мойки легковых автомобилей ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и «Москвич» состоит из душевой рамки для предварительного смачивания поверхности кузова моющим раствором, четырех вертикальных и одной горизонтальной щеток из капроновой нити, приводимых во вращение электродвигателями, душевой рамки для ополаскивания автомобилей и кабины с пультом управления.
Давление щеток на поверхность кузова и возврат их в исходное положение осуществляется с помощью грузов. Вода и моющий раствор подаются от насосной установки 2К-6 под давлением 4—5 кГ/см2. Насосная установка имеет электродвигатель типа А 42-2 (Ne=4,5 кет; п = 2900 об/мин). Производительность насосной установки 30 м2/ч. Подачу моющего раствора к щеткам оператор регулирует включением и выключением распределительного крана. Пропускная способность установки 45— 60 автомоб./ч. Для механизированной мойки всего автомобиля эта установка применяется в сочетании с установкой для мойки нижней части автомобиля (модель 1104).
Установка ГАРО для мойки легковых автомобилей снизу (модель 1134) предназначена для обмыва днища кузова и агрегатов шасси легковых автомобилей, а также внутренней поверхности крыльев. Она состоит из двух моющих механизмов, имеющих насадки из гибких рукавов с качающимися соплами. Общее количество сопел 32, диаметр сопла 3 мм. Привод движения коллекторов моющих механизмов двойной: качание от механического привода и круговое движение от гидравлического двигателя. Питание установки водой производится насосом типа 2,5 ЦВ-1,1.
Установка ГАРО для мойки колес легковых автомобилей (модель 1144) состоит из четырех агрегатов, устанавливаемых попарно по краям канавы на посту мойки колес. Каждый агрегат смонтирован на каретке и состоит из редуктора с капроновой щеткой, пневматического привода управления щетками и электродвигателя типа А031-4 мощностью 0,6 кет, 1400 об/мин. Скорость вращения щеток 175 об/мин. Каретки агрегатов перемещаются к колесу (перпендикулярно оси автомобиля) и обратно по основанию. Питание установки водой и сжатым воздухом осуществляется от общей сети. Расход воды на мойку колес одного автомобиля 60—70 л. Экономический эффект для парка в 300—500 автомобилей 1300 руб. в год.
Поточная линия для мойки легковых автомобилей, разработанная ЦКБ Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, состоит из поворотной стрелы I со щеткой и подводом воды для мойки ковриков, установки 2—для мойки колес, 3 — для мойки низа автомобиля, 4 — для мойки поверхности кузова, 5 — для обдува кузова воздухом и тягового конвейера (рис. 56).
При въезде на линию автомобиль поступает на пост внутренней уборки. Уборку внутри кузова производят пылесосом ПП-4М. На этом же посту производится мойка ковриков. Затем автомобиль поступает на пост мойки колес. После поочередной мойки передних и задних колес автомобиль устанавливается на конвейер. Мойка низа автомобиля, поверхностей кузова и обдув воздухом производится перемещением автомобиля.
Механизированная щеточная установка ГАРО (модель 1129) предназначена для мойки боковых поверхностей и крыши автобусов вагонного типа (выпускается взамен модели 169). Она состоит из рамки для предварительного смачивания автобуса, одного горизонтального и двух вертикальных щеточных барабанов, кабины с пультом управления и душевой рамки для ополаскивания автобуса.
Щеточные барабаны ступенчатой формы состоят из деревянных секторов, в которых закреплены пучки капроновых нитей различной длины. Секторы при помощи фланцев и гаек крепятся на валу. Щеточные барабаны приводятся во вращение от электродвигателей мощностью 1,7 кет, 930 об/мин. Привод к щеточным барабанам осуществляется клнноременной передачей. Скорость вращения щеточных барабанов 80 об/мин. Усилие нажатия барабанов на омываемую поверхность регулируют грузами.
Кабина представляет собой металлический шкаф, в котором расположен пульт управления. На панели пульта управления смонтированы три пусковые кнопки, пакетный выключатель, магнитные пускатели, предохранители (рис. 9). Установка монтируется на фундаменте. При изготовлении фундамента следует считывать возможность работы установки совместно с установкой ГАРО (модель 1104), предназначенной для мойки автобуса снизу (рис. 10).
Моечный пост должен иметь канаву для стока воды и отвода ее в грязеотстойник. Установка питается водой из водопровода с давлением в сети 3—4 кГ/см2. Автобус передвигается на пост мойки шофером. Установку обслуживает один человек. Производительность ее 30—40 автобусов в час.
Схема установки с одним щеточным барабаном для мойки автобуса всех типов в сочетании с установкой для мойки нижней части. Сочетание продольного и поперечного перемещения щеточного барабана обеспечивает передвижение его вокруг неподвижного автобуса, установленного на моечном посту.
Автоматическая установка ГАРО для мойки автобусов (модель 1126) применяется для мойки наружных поверхностей автобусов вагонного типа. Эта установка имеет пять щеточных барабанов, один из которых расположен горизонтально и предназначен для мойки крыши кузова; вертикальные щеточные барабаны смонтированы попарно на специальных поворотных кронштейнах и предназначены для мойки боковых поверхностей, а также передней и задней стенок кузова. Удержание щеточных барабанов в сведенном состоянии и возврат их в исходное положение после прохождения автобуса осуществляется с помощью пневмопривода. Предварительный и окончательный обмыв автобуса осуществляется рамкой. Моющий раствор заливают в бак, из которого он под давлением сжатого воздуха поступает в рамку для подачи смеси.
Управление моечной установкой полностью автоматизировано с помощью командного контроллера и электрической аппаратуры, размещенной в аппаратном шкафу.
Скорость перемещения автобусов через моечный пост 6— 8 м/мин. Пропускная способность установки 30 автобусов в час. Расход воды на мойку автобуса 500 л. Продолжительность мойки автобуса составляет 2—3 мин. Применение воды, подогретой до температуры 35—40 °С, сокращает время мойки и расход воды на 25—30%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизированные и автоматизированные моечные установки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы