Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр воздуха и выпуска из него отработавших газов в определенные моменты времени. Механизм состоит из распределительного вала (рис. 7), шестерен (рис. 8), толкателей, штанг, осей с пружинами, тарелками и сухарями. Клапаны приводятся в действие от распределительного вала через толкатели, штанги, регулировочные винты и коромысла, преодолевая усилие пружин.
Распределительный вал — трехопорный, приводится во вращение от коленчатого вала через шестерни распределения (см. рис. 8). В качестве опор распределительного вала применяют подшипники скольжения, которые выполнены в виде втулок, запрессованных в расточки блока. Кулачки распределительного вала делают с небольшим наклоном к оси вала. Изменение точки контакта кулачка с толкателем обеспечивает его равномерный и меньший износ.
Коромысла (см. рис. 7) клапанов свободно посажены на полой оси, которая установлена на стойках, прикрепленных к верхней плоскости головки цилиндров. Через радиальные отверстия в осях к коромыслам поступает смазка.
Рис. 7. Дизель Д-245 (поперечный разрез):
1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — направляющая втулка клапана; 4— клапан; 5 — штанга; 6 — регулировочный винт; 7 —коромысло; 8 — ось коромысел; 9 — тарелка; 10 — сухарь; 11 — стойка; 12 – внутренняя пружина; 13 — наружная пружина.
Рис. 8. Схема установки шестерен газораспределения:
1 — шестерня привода гидронасоса; 2 — шестерня распределительного вала; 3 — промежуточная шестерня; 4 — шестерня привода топливного насоса; 5 — ведущая шестерня масляного насоса; б — шестерня коленчатого вала.
Впускные и выпускные клапаны (см. рис. 7) перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Закрываются клапаны под действием наружной и внутренней пружин, которые нижними концами опираются на головку цилиндров, а верхними — на тарелку, удерживаемую на стержне клапана сухарями. Шестерни распределения (см. рис. 8) размещены в картере, который образован щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой шестерен распределения.
Качество наполнения и опорожнения цилиндров зависит от продолжительности открытия и закрытия клапанов.
Впускной клапан открывается с некоторым опережением, т. е. до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (в.м.т.), а закрывается с некоторым запозданием, т. е. после того, как поршень минует нижнюю мертвую точку (н.м.т.). Это позволяет увеличить продолжительность впуска.
Выпускной клапан открывается до прихода поршня в н.м.т., а закрывается уже после прохождения в.м.т.
Фазы газораспределения принято изображать в виде круговой диаграммы (рис. 9) в градусах поворота коленчатого вала (град, п.к.в.). Правильность и удобство установки фаз газораспределения дизеля при сборке обеспечивается совмещением меток на шестернях распределения, которые наносят при их изготовлении. На промежуточной шестерне (см. рис. 8) выполнены две впадины — метки, обозначенные буквами «К» и «Т», и на один зуб нанесена метка «Р». Впадину «К» располагают против меченого зуба шестерни 6 коленчатого вала, впадину «Т» — против меченого зуба шестерни привода топливного насоса, зуб с меткой «Р» — против меченой впадины шестерни распределительного вала.
Техническое обслуживание. В процессе эксплуатации дизеля обслуживание механизма газораспределения заключается в контроле и обеспечении необходимых зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов, а также моментов затяжки болтов крепления головки цилиндров.
Зазоры между коромыслами и стержнями клапанов проверяют и при необходимости регулируют через каждые 500 моточасов, при появлении стука клапанов или после снятия головки цилиндров. Проверяют зазоры на холодном двигателе. Они должны быть 0,25 мм для впускных и 0,45 мм для выпускных клапанов.
Регулируют их также на холодном двигателе в следующем порядке. Снимают колпак и проверяют качество крепления стоек оси коромысел. Проворачивают коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан открывается, выпускной закрывается) и регулируют зазор в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (отсчет от первого цилиндра). После чего проворачивают коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, регулируют зазор в первом, третьем и пятом клапанах.
Зазор устанавливают регулировочным винтом, вворачивая или выворачивая его из коромысла, предварительно отпустив контргайку винта и установив между бойком коромысла и стержнем клапана необходимый зазор по щупу. После установки зазора необходимо .надежно затянуть контргайку регулировочного винта, удерживая его отверткой, и еще раз проверить зазор, так как при затягивании контргайки он может измениться.
Клапаны регулируют также по положению поршня в в.м.т. Для этого, поворачивая коленчатый вал до положения в.м.т. поршня первого цилиндра, регулируют клапаны этого цилиндра. Аналогично устанавливают зазоры клапанов и других цилиндров (в порядке их работы: 1 — 3—4 — 2).
Рис. 9. Диаграмма фаз газораспределения:
1 — начало открытия впускного клапана; 2 — начало закрытия впускного клапана; 3 — начало открытия выпускного клапана; 4 — начало закрытия выпускного клапана.
Рис. 10. Схема последовательности затяжки болтов головки цилиндров.
Затяжку болтов крепления головки цилиндров проверяют на холодном дизеле через 1000 моточасов в следующем порядке.
Снимают колпак и крышку, ось коромысел с коромыслами и стойками. Динамометрическим ключом проверяют затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рисунке. Значение момента затяжки должно находиться в пределах 157…176 Нм (16…18 кгс • м). После завершения этой операции в обратной последовательности устанавливают на место снятые сборочные единицы и детали, регулируют зазор между бойками коромысел и стержнями клапанов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизм газораспределения дизеля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы