В зависимости от того, какие параметры выходных процессов используются в качестве диагностических симптомов, различают следующие основные методы диагностики технического состояния автомобиля:
а) акустический;
б) виброметрический;
в) функциональный;
г) комбинированный.
В настоящее время ведутся большие работы по развитию акустического метода диагностики машин, который в качестве диагностического симптома использует звуковые сигналы. По мнению сторонников этого метода он является универсальным и может применяться для широкого класса механических систем. В образовании упругих колебаний практически участвуют все элементы системы, поэтому акустический сигнал несет достаточную информацию о состоянии всех деталей и кинематических пар.
Однако стратегия поиска и опознавания требуемого соударения в общем шуме агрегата, а также интерпретация результатов в терминах технической диагностики представляют собой довольно сложную задачу.
Метод акустической диагностики предлагает решить две задачи:
1) разделить получаемые акустические сигналы таким образом, чтобы каждый из них можно было отнести к вполне определенному сопряжению;
2) по составляющей сигнала определить техническое состояние сопряжения.
Для опознавания кинематической пары, создающей последовательность соударений, используют такие признаки, как частоту следований соударений, момент появления импульсов относительно некоторой опорной точки (например, ВМТ), а также частотные характеристики каналов, по которым поступает информация (каждой кинематической паре принадлежит свой канал, так как он пропускает к датчику определенные частоты, а остальные подавляет).
Для оценки состояния сопряжения необходимо сравнивать параметры импульсов и их отклонение от запроектированного состояния с эталонными значениями.
Задачи акустической диагностики могли бы быть легко разрешимы, если бы сигнал (который порождается погрешностями в структуре механизма) и шум (совокупность большого количества быстро меняющихся по частоте и силе звуков, порождаемых работой механизма) занимали различные интервалы частотного диапазона. В действительности полезный сигнал и шум занимают очень широкий диапазон. Для полной характеристики случайных функций вводится так называемая корреляционная функция. Для построения корреляционных функций применяются специальные электронно-вычислительные приборы — корреляторы.
Исследования, проведенные в СибВИМе, показали, что амплитуда корреляционной функции и ее частота могут служить диагностическими симптомами для оценки механического состояния агрегатов силовой передачи. Разрабатываемая в СибВИМе аппаратура позволит автоматически построить корреляционные функции шума проверяемых механизмов и сравнивать их с эталонными значениями. В Саратовском политехническом институте разрабатывается детерминированный метод акустической диагностики.
При этом методе акустический сигнал принимается несколькими рецепторами ( в данном случае шестью). Основная информация геометрического характера находится не из особенностей самих сигналов, а из анализа разностей между сигналами, принимаемыми отдельными рецепторами, которые размещены в фиксированных точках.
стучащего сопряжения и измерить величину зазора в сопряжении в абсолютных величинах с помощью цифровой электронно-вычислительной машины.
Сущность вибрационного метода диагностики заключается в том, что энергия удара в подвижных сопряжениях и амплитуда вибраций пропорциональны величине зазора. Зная величину ускорений вибрации для любого подвижного сопряжения и сравнивая ее с эталонными значениями, можно оценить состояние механизма без его разборки.
Так как акустические сигналы создаются вибрацией, в ряде случаев для диагностики технического состояния машины применяют виброакустические методы, которые используют одновременно (или для выбранных сопряжений) параметры выходных процессов энергии удара и параметры акустических сигналов. Для виброакустической диагностики используется также спектральный анализ. В этом случае с помощью специального спектрометра строят графики распределения амплитуд колебаний по частотам (аплитудный спектр). Сравнивая полученные амплитудные спектры с эталонными значениями, принимают решение о техническом состоянии сопряжений. В Киевском автомобильно-дорожном институте разработана методика и аппаратура, позволяющая определять по амплитудным спектрам зазоры в шатунных и коренных подшипниках автомобильного двигателя ЗИЛ-120 без их вскрытия.
Сущность метода функциональной диагностики состоит в том, что в рабочих условиях или с помощью установок, имитирующих работу автомобиля или его элементов, измеряют косвенные параметры, характеризующие уровень функционирования автомобиля или его элементов.
Сравнивая эти параметры с полем допуска или их предельными значениями, оценивают техническое состояние автомобиля. Например, общее состояние тормоз-ной системы автомобиля оценивается по величине тормозного пути и синхронности торможения колес; состояние рулевого механизма характеризуется величиной усилия, прикладываемого к рулевому колесу, и величиной свободного хода рулевого колеса.
Динамика накопления ферромагнитных примесей в картер-ном масле любого механизма характеризует интегральную интенсивность изнашивания и предельное состояние.
Качество работы дизельной топливной аппаратуры можно оценить по температуре и составу отработавших газов и т. д.
При комбинированном методе диагностики принимаются различные сочетания вышеперечисленных методов. В качестве диагностических симптомов принимают те параметры выходных процессов, которые для данного элемента наиболее приемлемы по простоте их измерения, полноте и достоверности информации, которую они несут.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Методы диагностики технического состояния автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы