Для сборочных и слесарных работ при монтаже кранов широко применяют ручной монтажный инструмент и ручные машины. К ручному монтажному инструменту относят ключи ударные накидные, трещоточные, ключи-мультипликаторы, предназначенные для сборки и разборки крупных болтовых соединений с повышенным усилием затяжки. Помимо указанного также широко применяют типовые наборы инструмента, выпускаемого нашей промышленностью, куда входят измерительный инструмент, инструмент для обработки резанием, для ручных работ, клепальный ручной инструмент, инструмент для вальцовки, для пайки и лужения.
Ручные сверлильные машины классифицируют по типу потребляемой энергии — на электрические, пневматические; по типу двигателя — на высокочастотные, коллекторные; по взаимному расположению осей двигателя и рабочего органа — на прямые, угловые; по типу подачи — на ручные, механические, автоматические; по режиму работы — на легкие, средние, тяжелые; по направлению вращения — на реверсивные, нереверсивные; по регулированию скорости — на одно- и многоскоростные.
Легкие машины позволяют сверлить отверстия диаметром до 7, средние — до 16 и тяжелые — свыше 16 мм. Мощность этих машин 0,12—0,8 кВт, масса 1,1 — 17 кг.
Корпус легкой сверлильной машины снабжен рукояткой пистолетного типа; корпус средней — основной закрытой центральной рукояткой и съемной и вспомогательной боковой; корпус тяжелой — двумя боковыми рукоятками, грудным, плечевым либо винтовым упорами.
В основном выпускают прямые сверлильные машины. Оси их шпинделя и вала совпадают или расположены параллельно. Для удобства работ в стесненных условиях выпускают угловые машины, у которых шпиндель расположен под углом к валу.
Рабочими органами сверлильных машин служат стандартные быстрорежущие сверла. При необходимости применяют зенкеры и развертки.
Ручная электрическая сверлильная машина (рис. 58) имеет электродвигатель. Для охлаждения двигателя на валу ротора насажен вентилятор. Вращение от вала ротора передается шпинделю через редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами. Шпиндель вращается в шарикоподшипниках, установленных в корпусе редуктора. Задняя крышка электродвигателя снабжена рабочей рукояткой, в которой расположен выключатель.
Максимальный диаметр сверления отверстий в металле для электрических машин составляет 23 мм, частота вращения шпинделя —250—1300 об/мин, мощ
ность двигателя — 0,2—0,6 кВт, напряжение — 36 и 220 В, масса — 1,6—6,5 кг.
58. Ручная электрическая сверлильная машина
59. Ручная пневматическая сверлильная машина
7 — шпиндель; 2 — крышка корпуса; 3 — редуктор; 4 — корпус; 5 — пневмодвигатель; 6 — пусковое устройство
В корпус пневматической сверлильной машины (рис. 59) встроены ротационный пневмодвигатель и планетарный редуктор. Вращение от вала пневмо- двигателя передается шпинделю, вращающемуся в шарикоподшипниках, через планетарный редуктор. Пусковое устройство встроено в рукоятку пневматической сверлильной машины. При нажатии на курок оно срабатывает, обратный клапан открывается и воздух под давлением поступает в пневмодвигатель, вращая вал.
Для сверления отверстий диаметром до 32 мм применяют пневматические сверлильные машины типа ИП, для сверления отверстий диаметром свыше 32 мм — пневматические сверлильные угловые машины МС-50, для развертывания отверстий диаметром 20—32 мм и 32—50 мм с глубиной развертывания 70— 120 мм — пневматические развертывающие машины РО-32 и Р0-50. С помощью пневматической машины ИП-4802 развальцовывают концы труб диаметром до 50 мм во фланцах. Частота вращения пневматических сверлильных машин типа ИП-300—3200, типа МС— 35 мин-1; развертывающих и развальцовочных машин типа РО-32, Р0-50, ИП-4802 — соответственно 32, 50, 340 мин-1, мощность 0,3—2,5 кВт, рабочее давление воздуха 0,5 МПа, расход воздуха 0,6—2 м3/мин, масса 1,1—14 кг.
Пневматической резьбонарезной машиной ИП-3403 нарезают резьбу диаметром до 14 мм в сталях средней твердости, чугуне и цветных металлах.
В корпусе пневматической резьбонарезной машины (рис. 60) вмонтированы планетарный редуктора и механизм реверса, а в рукоятку машины —ротационный пневмодвигатель и пусковое устройство, клапан которого открывается нажимом на курок. Метчик закрепляется в быстросъемном патроне, установленном на корпусе шпинделя и удерживается от выпадания специальным фиксатором.
Вращение от пневмодвигателя передается шпинделю через редуктор и механизм реверса. Правое вращение осуществляется при нажиме на шпиндель в осевом направлении. Шпиндель, перемещаясь, зацепляется своими кулачками с выходной шестерней редуктора. По окончании нарезания резьбы шпиндель под действием пружины перемещается влево, зацепляясь кулачками с шестерней механизма реверса, и получает левое ускоренное вращение. Благодаря этому метчик вывинчивается.
Частота вращения шпинделя машины 85/170 мин, мощность двигателя 0,6 кВт, давление воздуха 0,5 МПа, расход сжатого воздуха 1,2 м3/мин, масса 2,3 кг.
Ручные шлифовальные машины применяют для очистки от ржавчины, удаления наплывов металла, зачистки швов, резания металлов. При шлифовке и зачистке применяют абразивные круги и проволочные щетки; при полировке — фетровые и войлочные круги, при резании — абразивные и алмазные круги.
60. Ручная пневматическая резьбонарезная машина ИП-3403
1 — патрон; 2 —шпиндель; 3 — механизм реверса; 4 — планетарный редуктор; 5 — корпус; в —рукоятка; 7 — пневмодвнга- тель; 8 — пусковое устройство; 9 — дополнительная рукоятка
61. Ручная электрическая шлифовальная машина
1 — шпиндель; 2 — шестерня; 3 — корпус; 4 — электродвигатель: 5 — выключатель; 6 — рукоятка
Различают следующие шлифовальные машины: прямые, у которых шлифовальный круг или щетка работает наружной поверхностью (для снятия заусенцев, зачистки сварных швов, резки и шлифования небольших поверхностей); угловые, у которых инструмент также работает наружной поверхностью (для резки и шлифования); торцовые, у которых инструмент работает торцовой поверхностью (только для шлифования).
Ручная шлифовальная машина (рис. 61) приводится в действие электродвигателем. Вращение от двигателя шпинделю передается через пару конических шестерен, из которых одна установлена непосредственно на валу электродвигателя, а другая — на шпинделе. На другом конце шпинделя закреплен абразивный круг. Шлифовальные ручные машины выпускают с электрическим двигателем либо с пневматическими турбинным или ротационным двигателем. Диаметр шлифовального круга 40—230 мм, частота вращения шпинделя 3800—19 ООО мин-1, мощность двигателя 0,4— 2,3 кВт, напряжение для электрических машин 36 и 220 В, расход воздуха 0,4—2,5 м3/мин, рабочее давление 0,5 МПа, масса 1,9—8,2 кг.
Ручная пневматическая угловая зачистная машина И-371 для очистки металлических поверхностей от ржавчины, непрочно сцепленной окалины, старой краски и зачистки сварных швов показана на рис. 62. Она состоит из корпуса, встроенного ротационного пневмодвигателя, механизма реверса, угловой головки, рукоятки с пусковым устройством, глушителя шума и защитного кожуха. Вращение от пневмодвигателя через ведущую коническую вал-шестерню передается на ведомую коническую шестерню. На конце шпинделя, вращающегося на двух шарикоподшипниках, установлена металлическая щетка с защитным кожухом. Диаметр проволочной щетки машины 110 мм, частота вращения шпинделя 3000 мин, мощность 0,6 кВт, расход воздуха 0,9 м3/мин, рабочее давление 0,5 МПа, масса 4 кг.
Машины для резки металла. Для резки тонкого металла, вырубки различных контуров, прямолинейной и фасонной резки из листовой стали толщиной до 6 мм применяют электрические ножницы ИЭ-5501, ИЭ- 5403А, пневматические вырубные ножницы ИП-5501, пневматические ножницы ИП-5401А, ПНК-1,2, ПНК- 2-5; ПНК-3 и Г1-33.
Электроножницы имеют встроенный электродвигатель, соединенный с ножевой головкой. Вращение якоря электродвигателя передается кривошипному валику через двухступенчатый цилиндрический редуктор. Валик, вращающийся на двух шарикоподшипниках, сообщает возвратно-поступательное движение ползуну. Подвижный нож закреплен на нижнем конце ползуна, а неподвижный — на стальной улитке.
Взаимное расположение обоих ножей регулируют винтами. В рабочей рукоятке встроен выключатель с фиксатором включенного положения. В задней крышке закреплен токоподводяший кабель, на котором установлена коробка с фильтром для устранения радиопомех.
Устройство пневматических ножниц примерно га- кое же, как электрических, но отличается исполнением редукторов и использованием пневмодвигателя.
Число двойных ходов в минуту ножниц до 2000, мощность 0,4—1,6 кВт, напряжение 36, 220 В, рабочее давление воздуха 0,5 МПа, расход воздуха 0,9— 2,7 м3/мин, масса 2,8—9,7 кг. Кромки листов толщиной до 23 мм и других металлических изделий обрабатывают под сварку как по прямолинейному, так и криволинейному контурам электрическим кромкорезом пневматической кромкорезной машиной ПМК-10 и пневматическим кромкорезом КСМ-1.
Электрический кромкорез Э-21 (рис. 64) включает встроенный трехфазный электродвигатель, соединенный с кривошипно-шатунным механизмом ножевой головки 2 с помощью двухступенчатого цилиндрического редуктора 3. Вращение от электродвигателя через редуктор передается кривошипному валу, который сообщает ползуну 1 возвратно-поступательное движение. Зев скобы 7 можно регулировать на разные углы и толщину выполняемого скоса.
Аналогично устроены кромкорезы ПМК-Ю, КСМ-1 с приводом от пневмодвигателя.
Толщина металла, обрабатываемого кромкорезом, 4— 30 мм, число двойных ходов в минуту 560, напряжение 36 В, рабочее давление воздуха 0,5 МПа, расход воздуха 2,7 м3/мин, масса 12—15 кг.
Для подготовки кромок трубопроводов под сварку, снятия внешних и внутренних фасок, резки труб применяют электротруборезы ИЭ, ПТВ-32-60, ПТВ-76-108; Т, 2Т и пневматический кромкорез КСМ-1. Толщина стенок труб, обрабатываемых труборезом, 4—65 мм, диаметр труб 32—1200 мм, мощность 0,8—1,7 кВт, напряжение 36, 220/380 В, масса 15—365 кг.
При монтаже трубопроводов для рубки, чеканки, удаления ржавчины, вырубки раковин и трещин, зачистки сварных швов используют пневматические рубильные молотки ИП-4119, ИП-4113, ИП-4112.
Машины для сборки резьбовых соединений. Основными операциями при сборке резьбовых соединений являются навертывание резьбового соединения (гайки, винта, шурупа или болта), затяжка и в ряде случаев контроль затяжки. Их выполняют гайковертами и шуруповертами как с электрическим, так и с пневматическим двигателем.
64. Электрический кромкорсз Э-21
1— ползун; 2 —головка; 3 — редуктор; 4 — электродвигатель; 5 — выключатель; 6 —рукоятка; 7 — скоба
65. Электрический гайковерт Г— шпиндель; 2 — стакан; 3 — муфта; 4 — вал; 5 — редуктор; 6 — корпус; 7 — электродвигатель; 8 —рукоятка; 9 — выключатель
Электрический гайковерт (рис. 65) состоит из корпуса 6, встроенного электродвигателя, редуктора, ударно-импульсной муфты, шпинделя с фиксатором и рукоятки с выключателем.
Крутящий момент электродвигателя передается шпинделю через планетарный редуктор, вал ударного механизма и ведущую ударно-импульсную муфту. На шпиндель надевают сменную головку под размер гайки или головки болта. Электроэнергия поступает к пусковому устройству по вмонтированному в рукоятку кабелю.
При осевом нажатии на гайковерт шпиндель, преодолевая сопротивление пружины, перемещается и кулачками сцепляется с кулачками ведущей муфты. В начале завертывания резьбы шпиндель вращается непрерывно. Когда момент сопротивления завертываемой резьбы превышает крутящий момент электродвигателя, муфта начинает смещаться по оси и, сжимая рабочую пружину ударного механизма, выходит из зацепления со шпинделем. При этом она продолжает вращаться и, перемещаясь возвратно-поступательно, ударяет по кулачкам шпинделя и затягивает резьбовое соединение.
Главный параметр гайковерта — развиваемый им крутящий момент. Выпускают электрические гайковерты с крутящим моментом 50—850 Н-м, мощностью 0,12—0,6 кВт и пневматические с крутящим моментом 63—8000 Н-м и расходом воздуха 0,7—2,8 м3/мин. Масса гайковертов с электроприводом 3—24 кг, с пневмоприводом 1,9—31,5 кг.
Шуруповерты конструктивно не отличаются от гайковертов. В переднем торце шпинделя выполнено отверстие, в котором с помощью шарикового фиксатора крепят рабочий инструмент. Им служит отвертка или шестигранный ключ. Максимальный диаметр затягиваемой резьбы 6 мм, крутящий момент 5 Н-м, масса 2,3 кг.
Требования безопасности труда. Эксплуатировать электрические и пневматические ручные машины необходимо в соответствии с требованиями, указанными в паспорте и инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. Машины следует систематически и своевременно проверять и ремонтировать. Выдаваемые машины должны быть исправны. Ремонтировать и регулировать машины следует при полной их остановке и отключении.
При работе с машинами необходимо соблюдать следующие правила.
В процессе использования машины, масса которой превышает 8 кг, необходимо применять балансирные подвески или другие приспособления, обеспечивающие большую безопасность.
Машинами любого вида запрещается работать с приставных лестниц и стремянок. Для работы с ними на высоте должны быть устроены подмости или установлены инвентарные вышки.
Во время перерыва, а также при переноске машин на другой участок двигатель следует отключать. Нельзя оставлять без надзора машины, присоединенные к электросети или к сети сжатого воздуха.
При обнаружении в процессе работы обрывов проводов электрических машин или другой неисправности необходимо немедленно отключать рубильник или перекрывать воздушный вентиль.
Во время укладки электропроводов или шлангов нельзя допускать пересечения их со стальными канатами, электрокабелями, электросварочными проводами, шлангами для подачи кислорода, ацетилена и других газов. Кабели и шланги нельзя перегибать и натягивать.
При работе с ручными машинами следует пользоваться защитными очками. Во время дождя и снегопада работать с электрическими машинами на открытых площадках можно в исключительных случаях при оборудовании рабочих мест навесами и обязательном применении диэлектрических перчаток.
В помещениях с повышенной опасностью поражения людей электрическим током напряжение машин должно быть не выше 36 В. При этом необходимо пользоваться защитными средствами (диэлектрическими перчатками, ковриками, очками).
Корпуса машин, работающих при напряжении свыше 36 В, должны быть заземлены.
При работе пневматическими машинами должны соблюдаться следующие дополнительные требования.
Подключать шланг к трубопроводу сжатого воздуха разрешается только через вентили, установленные на пневмораспределителях или отводах от линий. Запрещается включать шланги непосредственно в линию. Перед присоединением шланги должны быть проверены и продуты. Подсоединять и отсоединять шланги разрешается только после прекращения подачи воздуха. Машины разрешается включать после установки в рабочее положение. Для крепления шлангов к штуцерам и ниппелям необходимо применять стяжные инвентарные хомуты (крепление проволокой запрещается).
Ручные машины, оставленные без присмотра, могут стать причиной травмы. Поэтому их хранят в центральных инструментальных кладовых на производственной базе монтажного управления или в инструментально-раздаточных кладовых монтажных участков. Размещают машины на сборно-разборных стеллажах и в шкафах. Стеллажи устанавливают с таким расчетом, чтобы ширина прохода между ними была не менее 0,8 м.
Каждая электрическая и пневматическая машина должна быть расположена в ячейке под определенным порядковым номером. Все стеллажи, шкафы, полки и ячейки соответственно пронумерованы. На стеллажах, в шкафах хранят только годные к эксплуатации машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Монтажный инструмент и ручные машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы