Первое место по числу отказов новых машин занимает двигатель. У капитально отремонтированных машин на долю двигателей также приходится наибольшее количество отказов, при этом межремонтный ресурс двигателей почти вдвое меньше их ресурса до первого ремонта. Поэтому повышение надежности отремонтированных двигателей за счет улучшения качества их ремонта — первоочередная задача. Чтобы ее решить, необходимо прежде всего выявить сопряжения и детали, вызывающие отказы в работе двигателей.
Так двигатели 3M3-53 сдают в ремонт из-за падения давления масла и появления стуков, вызываемых предельным износом коренных шеек коленчатого вала. Темп износа коренных шеек в 1,3 раза, а вкладышей коренных подшипников — в 2,2 раза выше шатунных. До 10% двигателей 3M3-53, впервые сдаваемых в капитальный ремонт, имеют трещины и обломы гнезда крепления стартера и фланца крепления картера сцепления. Причина появления этого дефекта — ослабление затяжки болтовых соединений в период эксплуатации.
По имеющимся данным, ресурс двигателей 3M3-53 после первого ремонта составляет 70…80 тыс. км. Основной причиной выхода отремонтированных двигателей является износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала. До 15 % повторно поступивших в ремонт коленчатых валов имеют трещины. Из числа обследованных нами коленчатых валов, имеющих трещины, 25 % — детали, подвергавшиеся восстановлению только перешлифовкой шеек под ремонтный размер, остальные 75 % подвергались восстановлению наплавкой. Одна из причин появления трещин коленчатых валов — потеря соосности постелей коренных подшипников в блоке цилиндров. Причиной появления таких часто встречающихся дефектов у капитально отремонтированных двигателей, в том числе и 3M3-53, как выплавление вкладышей и течь масла, является применение некачественных уплотнителей заднего коренного подшипника. Уплотнитель (сальник) заднего коренного подшипника не выдерживает нагрузки, разлахмачивается, превращаясь в мелко дробленную массу, которая засоряет масло, маслопри-емник, масляные накалы и, как следствие этого, вызывает выплавление вкладышей. Повышенный расход топлива у двигателей 3M3-53 после ремонта вызывается большими, чем у новых двигателей, зазорами в сопряжении стержень клапана — отверстие в направляющей втулке клапана.
У двигателей ЗИЛ-130 наибольший темп износа имеют детали цилиндропоршневой группы. Из-за износа гильз, достигающего 0,32 мм, эти двигатели требуют ремонта после пробега 120…170 тыс. км. Установлено, что 30 % двигателей поступает в капитальный ремонт из-за трещин в блоке цилиндров. Примерно 40 % двигателей имеют задиры шатунных шеек коленчатых валов. Изно-сы коренных шеек более чем в 2 раза превосходят износ шатунных шеек, 45 % шатунов поступает в капитальный ремонт с износом нижней головки более допустимого. По данным БелНИТИАТ, ресурс двигателей ЗИЛ-130 после капитального ремонта составляет 70…75 тыс. км. Основными причинами снятия двигателей с эксплуатации являются износ и задиры шеек коленвала, трещины блоков цилиндров, поломки коленчатых валов. Очень характерный дефект двигателей ЗИЛ-130 — прогорание прокладок головок блока, вызван повышенным короблением головок блока.
Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 в капитальный ремонт поступают после пробега 120…130 тыс. км, или через 3,5…4,5 тыс. моточасов работы. Износ гильз при таком пробеге составляет 0,15…0,25 мм (допустимая величина износа 0,4…0,5 мм), износ коренных шеек коленчатых валов — от 5 до 15 мкм, шатунных — от 5 до 24 мкм, » вкладышей коренных подшипников — от 12 до 30 мкм, шатунных — от 8 до 16 мкм. Допустимая величина износа шеек коленчатого вала 55 мкм.
Долговечность двигателей СМД в основном определяется износостойкостью сопряжений цилиндропоршне-вой и шатунно-кривошипной группы.
Предельная величина износа гильз у двигателей СМД-14 составляет 0,3 мм, что соответствует 5 тыс. моточасов. Предельный износ верхнего компрессионного кольца и канавки поршня наступает после 2500 моточасов работы. Предельной величины (0,05 мм) зазор в сопряжении поршневой палец — бобышка поршня достигает после 6200 моточасов. Однако 98,5 % двигателей достигает долговечности только 2500 моточасов. 98 % новых двигателей СМД-14 имеет предельную величину зазора в сопряжении поршневой палец — втулка верхней головки шатуна, равную 0,2 мм, после 3000 моточасов. Для отремонтированных двигателей долговечность по этому сопряжению равна 1730 моточасов. 90 % новых двигателей имеет предельную овализацию коренных шеек после 2500 моточасов. Для отремонтированных двигателей долговечность по этому параметру ограничивается 1750 моточасамл.
Анализ приведенных данных указывает на необходимость детального изучения долговечности каждого сопряжения двигателей, поступающих в капитальный ремонт. Такой анализ позволяет выбрать наивыгоднейшие пути повышения качества ремонта. С этой целью целесообразно производить анализ отказов, дефектов двигателей, выявляемых в период приработки на испытательных станциях. Такой анализ позволяет организовать статистическое исследование качества ремонта на предприятии, изучение влияния технологии, проводимых организационных мероприятий и т. д.
Данные о ресурсе двигателей, анализ рекламаций и отказов, выявляемых при испытании двигателей, показывают, что лимитирующими срок службы сопряжениями для современных двигателей являются: цилиндр — поршневое кольцо — поршень, шейки коленчатого вала — вкладыши, сопряжения системы газораспределения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Надежность и долговечность двигателей после ремонта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы