Направляющими называют прямые элементы, которые подобно рельсам проложены внутри шахты по ее высоте и служат для правильного направления движения кабины и противовеса. С помощью башмаков направляющие фиксируют их в горизонтальной плоскости, обеспечивая определенное взаимное положение кабины и противовеса как между собой, так и относительно неподвижных элементов шахты. Кроме того, на направляющих удерживается кабина (иногда противовес), если срабатывают ловители при аварийной ситуации.
На кабине и противовесе устанавливают по четыре башмака — по два со стороны каждой направляющей. Чтобы исключить перекос и заклинивание подвижных частей лифта, башмаки устанавливают на направляющих по вертикали на возможно большем расстоянии один от другого, используя всю высоту кабины и противовеса.
Направляющие монтируют с достаточной точностью, а торцовые части их хорошо стыкуют, иначе кабина перемещается в горизонтальном направлении рывками, нагружая дополнительно элементы лифта, вызывая этим неприятное ощущение у пассажиров и создавая шум во время действия лифта.
Направляющие воспринимают следующие нагрузки:
– горизонтальные усилия от кабины и противовеса, передаваемые башмаками в том случае, если центр тяжести противовеса или кабины (как груженой, так и порожней) смещен от вертикали, проходящей через точку их подвески;
– вертикальные усилия от силы тяжести направляющих и трения между направляющими и башмаками;
– усилие от посадки на ловители кабины с грузом, равным 1,1 от номинального; это усилие представляет собой наиболее значительную нагрузку, на которую в основном и рассчитаны направляющие.
На рис. 18 представлены некоторые сечения металлических направляющих. Для менее ответственных лифтов (чаще грузовых) применяют неспециализированные прокатные профили. Реже используют направляющие трубчатого профиля. Для повышения качества рабочих поверхностей направляющих прокатные профили покрывают тонкостенной облицовкой. Всем требованиям кабинных направляющих отвечает прокат таврового сечения. Направляющие не испытывают нагрузок со стороны противовесов, поэтому в лифтах грузоподъемностью 400 и 630 кг их выполняют из углового проката. Составляют направляющие из отрезков длиной 4…5 м.
На рис. 19 показана стыковка тавровых направляющих 1. Чтобы боковые
Рис. 18. Сечения направляющих: а, б, в, г, д, е — из неспециальных прокатных профилей, ж — трубчатый профиль, з — с металлической облицовкой, и — специальный тавровый прокат
Рис. 19. Схемы стыковки секций тавровых направляющих:
а — стыковой накладкой, б — отрезком направляющей; 1 — направляющая, 2 — стыковая накладка
рабочие поверхности направляющих совпадали, на стыкуемых торцах фрезеруют паз и шип, плотно входящие один в другой и исключающие смещение боковых рабочих поверхностей направляющих в поперечном направлении. Торцовые рабочие поверхности направляющих стыкуют, стягивая болтами подошвы направляющих к плоскости накладки. Она выполнена с двумя боковыми и одним центральным ребрами, что создает достаточную жесткость.
Если прочность направляющих в основном сечении и стыке одинаковая, то его можно располагать в любом месте пролета. В противном случае стык помещают в зоне крепления направляющей.
По способу закрепления концов направляющих их подразделяют на подвешенные, опертые и плавающие.
Подвешенные направляющие верхними концами крепят к балкам, а нижние концы не должны доходить до пола приямка на 100…150 мм. Этот зазор делают для того, чтобы при температурных расширениях направляющих не было защемленной с обоих концов системы, в которой могут возникнуть чрезвычайно большие нагрузки, искривляющие направляющие.
Подвешенные направляющие силой тяжести нагружают верхние балки и элементы шахты. На них действуют также усилия, создаваемые подвижными частями лифта. Вследствие этого подвешенные направляющие применяют реже других.
Опертые направляющие снабжены опорными планками на нижних концах. Их часто заделывают в бетонное основание шахты на глубину 100…150 мм. Значительная доля всех вертикальных нагрузок, действующих на направляющие, в этом случае передается на бетонное основание приямка.
Плавающие направляющие не доходят до дна приямка на 100… 150 мм и до перекрытия шахты на 30…50 мм. Все нагрузки от них передаются на элементы шахты в точках закрепления направляющих.
Рис. 20. Схемы крепления направляющих: а — жесткое, б — подвижное
Направляющие крепят к кронштейнам шахты жестким или подвижным способом (рис. 20).
Жесткий способ крепления не допускает перемещения направляющей относительно кронштейна. Такое крепление может привести к искривлению направляющих при осадке здания или значительных изменениях температуры внутри шахты. Поэтому его применяют в лифтах небольшой высоты.
Подвижный способ крепления направляющей выполняют прижимами. При появлении очень больших усилий вдоль направляющей последняя может переместиться, не искривляя и не нагружая элементы крепления чрезмерными усилиями.
Направляющие крепят через 1,5… 3,6 м на уровне этажных перекрытий, так как для этого можно использовать элементы каркаса здания.
На рис. 21 представлены некоторые способы крепления направляющих кабины и противовеса. Закладные элементы (швеллеры или уголки) приваривают к каркасу здания (рис. 21, а, б) до бетонных работ, а уголок — к закладному элементу. Направляющие крепят прижимами. При этом тщательно проверяют положение закладных элементов и отклонения направляющих от заданного положения.
Рис. 21. Схемы крепления направляющих кабины и противовеса к элементам шахты:
а, б — привариванием к каркасу здания, в, г, д—креплением болтами к стенкам, е, ж, з, и — креплением к металлическим элементам шахты, к, л — креплением дюбелями; 1 — закладной элемент, 2 — уголок, 3 — каркас, 4 — тавровая направляющая, 5 — прижим, 6 — болт, 7 — плита, 8 — шайба, 9 — дюбель
Если стены шахты достаточно прочные, то направляющие крепят к ним болтами с шайбами, как показано на рис. 21, в, г, д. На рис. 21, е, ж, з, и изображены схемы крепления направляющих в металлических шахтах, на рис. 21, к, л — примеры крепления направляющих дюбелями, которые устанавливают в отверстия, выполненные в кирпичной шахте.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Направляющие"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы