Кузов автомобиля — это помещение для водителя, пассажиров или груза. К кузову принято относить также так называемое оперение автомобиля — облицовку радиатора, капот, закрывающий двигатель, крылья или кожухи колес, подножки, буферы.
Кузов легкового автомобиля защищает пассажиров от ветра, пыли, дождя и т. п., обеспечивает удобство входа и выхода пассажиров, придает автомобилю красивый внешний вид и обтекаемую форму.
Кузов грузового автомобиля обеспечивает целесообразные условия погрузки, перевозки и разгрузки груза.
Кузов несет нагрузки от собственного веса, веса пассажиров и груза, от работы подвески при езде по неровной дороге, на поворотах, при ускорении и торможении. Кроме того, кузов воспринимает толкающие усилия, возникающие при работе подвески во время движения автомобиля.
Нагрузки и усилия могут быть восприняты кузовом полностью, если автомобиль не имеет рамы, или частично при жестком соединении кузова с рамой.
В конструкции кузова должны быть учтены разнообразные, а иногда и противоречивые требования: удобное и просторное внутреннее помещение, малые наружные габариты и особенно высота, скругленная обтекаемая форма, прочная, надежная, но легкая структура корпуса кузова, наличие дверей, окон, удобных сидений, вентиляционных устройств с многочисленной арматурой (ручки, замки, уплотнители и т. п.). В конструкцию кузова входит большое количество отдельных деталей и механизмов автомобиля, которые составляют до 50% веса автомобиля и примерно такую же часть его стоимости.
Форма кузова влияет на динамику или подвижность автомобиля, а от конструкции кузова зависят общий вес, надежность и долговечность автомобиля. От устройства и расположения сидений, от величины размеров окон и дверей в кузове, а также от наличия вентиляционных устройств в нем зависят удобства пассажиров.
Кроме того, расположение сидений оказывает определенное влияние на распределение веса по осям автомобиля и, следовательно, на спокойствие его хода во время движения, устойчивость и т. д.
Для изготовления частей кузовов применяются различные материалы: сталь, алюминий, сплавы металлов, дерево, стекло, пластические массы, ткани, резина. Детали кузова подвергаются сложной технологической обработке (литью, холодной и горячей штамповке, механической обработке, сварке всех видов, прокатке, профилированию, чеканке, эмалированию, нитроокраске, металлопокрытию и т. д.). На современных автомобильных заводах по крайней мере три-четыре цеха заняты производством кузовов и их деталей (прессовый, штампово-инструментальный, деревообрабатывающий, арматурный, сборочнокузовной с малярным, обойным, отделочным и другими отделениями). Существуют также особые кузовные и автосборочные заводы, которые изготовляют кузовы и собирают автомобили из деталей и агрегатов, получаемых с основных автомобильных заводов.
Автомобильный кузов отличается от других агрегатов автомобиля тем, что составляющие его детали обладают большими размерами и сложной формой. Значительная часть этих деталей изготовляется холодной штамповкой и в окончательном виде требует тщательной наружной отделки.
Проектированию кузова предшествует предварительная компоновка всего автомобиля. Так как кузов в конструкции многих современных автомобилей заменил раму шасси, то компоновка автомобиля практически начинается с компоновки внутреннего помещения кузова. Если кузов проектируется для установки на уже имеющееся шасси, то проектированию кузова также предшествует его предварительная компоновка, в процессе которой в расположение и устройство механизмов, органов управления и приборов автомобиля могут быть внесены некоторые изменения. В результате компоновки определяются основные размеры автомобиля и кузова, примерное положение сидений, дверей, окон, багажника, платформы для груза.
Чертеж предварительной компоновки автомобиля в дальнейшем поступает в распоряжение художников-проектировщиков. Они разрабатывают форму и отделку кузова. Художественная разработка заключается в изготовлении в нескольких вариантах эскизных чертежей, рисунков ® красках и моделей формы автомобиля в масштабе 1 :5. Для предварительного определения обтекаемости разработанной формы автомобиля его модели подвергаются исследованиям (продувкам) в аэродинамической трубе. Первый этап художественного проектирования формы кузова заканчивается разработкой чертежа кузова в натуральную величину на вертикальной доске. На чертеже наносятся плавные контуры формы, расположение сидений, размеры дверей, а также увязывается компоновка кузова с принятой компоновкой механической части автомобиля.
Одновременно компоновка кузова проверяется на схематическом макете, повторяющем основные внутренние габариты кузова, размеры окон и дверей. В этом макете устанавливаются какие-нибудь подходящие уже готовые сиденья, руль и педали от других автомобилей.
Рис. 1. Чертеж формы кузова в натуральную величину на вертикальной доске и плазовый чертеж.
После утверждения варианта формы кузова и его макета можно выполнить достаточно точный компоновочный чертеж кузова и приступить одновременно к проектированию его конструкции и к разработке его поверхности.
Для этого изготовляется весьма точный предварительный чертеж кузова в натуральную величину, так называемый чертеж, на котором наносятся построенные особыми приемами сечения поверхности, конструктивные узлы, механизмы и т. д..
Рисунки, малые модели и чертежи кузова не дают правильного представления о его действительном виде. Поэтому на основе первоначальной компоновки и предварительной разработки поверхности необходимо изготовить макет формы кузова в натуральную величину из глины, гипса или пластилина. На этом макете уточняются все закругления и переходы формы. Обычно после постройки макета приходится вносить существенные изменения в первоначально намеченную форму кузова. Нередко форма кузова создается сразу на скульптурном макете натуральных размеров (малые модели не делаются). С макета снимают шаблоны, и по ним уточняют на плазовом чертеже сечения поверхности кузова.
Основой формы каждой детали кузова является ее масштабное изображение на плазовом чертеже. Точность вычерчивания кузовных деталей + 0,25 мм. Такая сравнительно высокая точность необходима для согласования чертежей, для изготовления штампов и сборочных приспособлений.
Рис. 2. Макет внутреннего помещения автомобиля.
При изготовлении одного опытного образца кузова полный комплект его детальных чертежей не разрабатывается. Обычно пользуются шаблонами, эскизами и выкопировками с плазового чертежа, подгоняя вручную форму деталей к деревянным болванкам, скопированным с лепного макета. Полный рабочий проект кузова (в особенности для легковых автомобилей) составляется обычно только после изготовления опытного образца или после постройки окончательного макета. Дополнением к рабочему проекту служит модель, изготовляемая из древесины твердой породы (так называемая мастер-модель или главная модель). Эта модель выполняется по рабочим чертежам и является образцом при изготовлении штампов и сборочных приспособлений; модель обычно выполняется разборной.
Чертежи сидений и других внутренних устройств кузова могут быть начаты раньше, как только определятся основные внутренние размеры кузова.
В кузовостроении применяются некоторые особые приемы черчения, связанные с большими размерами деталей, их кривизной, а также с применением множества мягких материалов.
Рис. 3. Компоновочный чертеж кузова.
Проектирование и производство автомобильных кузовов требуют от соответствующих специалистов разносторонних знаний в области конструирования автомобиля, проектирования пространственных форм и поверхностей, архитектуры, технологии производства и обработки различных металлических и неметаллических материалов и т. п.
Рис. 4. Изготовление скульптурного макета автомобиля в натуральную величину.
В больших конструкторских бюро по кузовам существует специализация сотрудников по компоновке и разработке формы кузова, по построению поверхности кузова, по разработке конструкции и расчету корпуса кузова, по конструкциям сидений, обивочных деталей, по вентиляционным приборам и арматуре и т. д.
Особенно важно для конструктора-специалиста по кузовам сочетание инженерных и художественных способностей, знаний и навыков, так как главным отличием кузова от большинства других агрегатов автомобиля является красивый внешний вид его деталей и всего кузова в целом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение автомобильного кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы