В осуществлении программы комплексной механизации по-грузочно-разгрузочных работ важную роль играют автопогрузчики. Их основные преимущества (универсальность, маневренность и мобильность) обеспечивают возможность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортных операций с различными грузами на складах с разнообразной планировкой вне зависимости от стационарных источников энергоснабжения.
Номенклатура перерабатываемых автопогрузчиками грузов чрезвычайно разнообразна: примерно 50% составляют тарно-штучные грузы (контейнеры и промышленные товары); около 30% приходится на сыпучие грузы (уголь, торф, песок, удобрения); лесные и длинномерные грузы (лес пиленый, рудничная стойка, прокат черных и цветных металлов, изделия из железобетона) составляют до 20% всего объема грузопереработки.
Наиболее широкое распространение в нашей стране получили универсальные автопогрузчики с консольно (за передней осью) расположенным грузоподъемником, каретка которого может быть оснащена различными грузозахватными устройствами. Эти автопогрузчики обычно называют фронтальными. По направляющим вертикальной телескопической рамы перемещается подвешенная на пластинчатых цепях каретка с вилочным захватом. Выдвижение телескопической рамы и ее наклон вперед и назад осуществляются гидроприводом, состоящим из гидронасоса, шлангов высокого и низкого давления, рабочих цилиндров, гидрораспределителя и бака для рабочей жидкости.
Трансмиссия автопогрузчиков включает общие для всех моделей агрегаты автомобильного типа: двигатель внутреннего сгорания с муфтой сцепления и коробкой перемены передач, коробку заднего хода, карданную передачу, ведущий мост с дифференциалом. Рулевое управление также автомобильного типа обычно снабжается гидроусилителем.
У автопогрузчиков нет рессорного подвешивания, поэтому задняя ось так сконструирована, что управляемые колеса могут перемещаться в вертикальной плоскости. Это позволяет автопогрузчику двигаться по неровностям дороги.
По предельной массе поднимаемого груза автопогрузчики можно разделить на три группы: малой (1—2 т), средней (3—5 т) и большой (свыше 8 т) грузоподъемности.
На транспорте и в промышленности наибольшее применение нашли автопогрузчики средней грузоподъемности. Базовыми машинами в этой группе являются модели 4043М и 4013 грузоподъемностью 3,2 т и 4045М и 4014 грузоподъемностью 5 т. Все остальные модификации автопогрузчиков средней грузоподъемности специального назначения получены путем частичного изменения их отдельных узлов.
Поскольку все модели автопогрузчиков в основном состоят из одних и тех же узлов, их устройство и принципы действия в дальнейшем будут поясняться на примере наиболее простых конструкций базовых автопогрузчиков. Подробное описание особенностей устройства и работы узлов всех типов автопогрузчиков содержится в заводских руководствах по их эксплуатации, прикладываемых к каждой машине.
Автопогрузчики 4043М, 4045М, 4013 и 4014 широко применяются для разгрузки и загрузки железнодорожных платформ, грузовых автомобилей и прицепов, выполнения внутрискладских работ на открытых площадках, межцеховой транспортировки грузов на расстояние до 200, а иногда и 500 м.
Новые модели автопогрузчиков (4013 и 4014) более комфортабельны. С места водителя имеется хороший обзор во всех направлениях. Кабина оборудована отопителем и вентиляционным устройством. Более удобно расположены рукоятки и педали управления. На автопогрузчиках этих моделей вместо бензинового двигателя ГАЗ-51А или ГАЗ-52-04 может устанавливаться дизельный двигатель Д-37Е.
Рис. 1. Схема расположения агрегатов на автопогрузчиках
Более совершенной моделью, которая должна прийти на смену 4014, будет новый базовый автопогрузчик 4085. В этой модели более высокие маневренные качества, уменьшенные размеры узлов и деталей гидропривода. Существенно улучшены показатели надежности и долговечности отдельных узлов и автопогрузчика в целом. В остальном сохранена конструктивная преемственность с ранее выпускавшимися моделями, что позволило добиться высокой степени унификации.
На основе базовых моделей созданы и находятся в эксплуатации автопогрузчики 4046М и 4016, 4055 и 4017, 4049М, 4045ЛМ и др.
Автопогрузчики 4046М и 4016 предназначены для погрузки среднетоннажных контейнеров в автомобили, на железнодорожные платформы и в полувагоны. Основное грузозахватное приспособление для этих автопогрузчиков — консольная стрела с крюком переменного вылета.
Автопогрузчики 4055 и 4017 предназначены для установки и снятия авиадвигателей и винтов с самолетов, но могут быть использованы и для выполнения других погрузочно-разгрузочных работ. Они снабжены трехрамным телескопическим грузоподъемником, оборудованным консольной стрелой с крюком переменного вылета. Каретка со стрелой имеет поперечное пере-; мещение с амплитудой 200 мм.
Рис. 2. Автопогрузчик 4049М:
1 — трехрамный грузоподъемник; 2 — шланги высокого давления
Автопогрузчик 4049М предназначен в основном для работы с пиломатериалами. Высота подъема вилочного захвата — до 7 м.
Каретка грузоподъемника может смещаться в стороны на 200 мм от среднего положения и наклоняться на угол ±7°. Для переработки круглых лесных грузов используется автопогрузчик 4045ЛМ, снабженный гидравлическим челюстным захватом. Площадь торцового сечения зева захвата наименьшая 0,5, наибольшая 1,5 м2.
В нашей стране находят применение и автопогрузчики производства Народной Республики Болгарии. Основные модели этих машин грузоподъемностью 3,2 и 5 т удобны для осмотра и ремонта, имеют гидросистему высокого давления— 13 МПа, меньшие габаритные размеры и повышенную маневренность по сравнению с отечественными машинами. В то же время при плохом состоянии дорожных покрытий существенно снижается их проходимость, часто повреждаются узлы ходовой части. Отсутствие кабины у большинства болгарских автопогрузчиков усложняет их эксплуатацию в районах с низкими температурами.
Из автопогрузчиков большой грузоподъемности наиболее широкое применение получили модели 4008 и 4028. Внешне эти машины отличаются размещением цилиндров наклона грузоподъемной рамы над кабиной водителя, которые шарнирно прикреплены к специальным кронштейнам, жестко соединенным с рамой автопогрузчика.
Автопогрузчики 4008 и 4028 могут работать с различными грузозахватными приспособлениями: вилочными подхватами длиной 1,5 и 3 м, стрелой для погрузки и выгрузки контейнеров и других грузов массой до 5 т, гидравлическими клещевыми захватами для выгрузки бревен, грейфером для перегрузки сыпучих и кусковых грузов.
Дальнейшим совершенствованием автопогрузчиков этого типа является модель 4018 грузоподъемностью 12,5 т. Помимо повышенной грузоподъемности, новая модель отличается применением дизельного двигателя с гидромеханической коробкой передач. Улучшены маневренные качества, повышено рабочее давление в гидросистеме, улучшена конструкция гидроусилителя рулевого управления, гидроцилиндра подъема, тормозной системы.
Существенно повышена комфортность кабины водителя, облегчен доступ к отдельным узлам, что улучшает техническое обслуживание и ремонт автопогрузчика. Вместе с тем сохранена высокая степень унификации с ранее выпускавшимися моделями, что утверждает освоение машины как при ее производстве, так и в эксплуатации.
Автопогрузчики малой грузоподъемности (1—2 т) в основном отличаются небольшими габаритными размерами. Это достигается тем, что ведущий (передний) мост, коробка передач и механизм обратного хода соединены в один блок. С этой же целью изменено и месторасположение привода насосов гидросистемы. Автопогрузчики малой грузоподъемности, как правило, без закрытой кабины снабжены металлическим навесом с решеткой вверху для защиты водителя на случай падения поднятого на вилах груза. Небольшие размеры автопогрузчиков и высокие маневренные качества предопределили возможность их использования в складах с узкими проездами и даже в крытых вагонах. В последнем случае эти автопогрузчики должны в обязательном порядке оснащаться нейтрализаторами выхлопных газов.
В Советском Союзе прошли эксплуатационную проверку автопогрузчики 4020 и 4022 грузоподъемностью 1 и 2 т. Улучшенные модели этих машин 4091 и 4092 намечено выпускать на Ереванском автомобильном объединении «ЕрАЗ».
Рис. 3. Автопогрузчик 4022:
1 — грузоподъемная рама; 2 — боковой захват-кантователь; 3 — корпус для двигателя внутреннего сгорания
Съемные грузозахватные приспособления для автопогрузчиков также входят в номенклатуру производства объединения «ЕрАЗ».
Двигатели внутреннего сгорания автопогрузчиков мощностью от 22 до 44 кВт работают как на бензине, так и сжиженном бутан-пропановом газе. На автопогрузчиках установлены гидромеханическая передача и гидрообъемный руль. В дальнейшем намечен полный переход на гидрообъемную передачу не только для механизма подъема, но и для механизма передвижения.
В последние годы в нашей стране нашли применение малогабаритные автопогрузчики производства НРБ и Японии.
Японские автопогрузчики при высоте подъема груза 3000 мм имеют относительно небольшую строительную высоту, что позволяет работать им внутри крытых вагонов.
Они оснащены нейтрализаторами выхлопных газов и пламегасителями.
В эксплуатации эти машины показали себя достаточно надежными при условии тщательно организованного технического ухода. Они удобны в управлении, имеют достаточно высокие рабочие скорости.
В Народной Республике Болгарии начато производство автопогрузчиков малой грузоподъемности 1,25 и 1,6 т новой серии «Рекорд». Эти машины более маневренны, имеют радиус поворота 1,7 и 1,8 м соответственно; скорость передвижения их увеличена до 23 км/ч, а скорость подъема груза—до 30 м/мин. Современный внешний вид и эксплуатационные показатели погрузчиков этой серии не уступают другим зарубежным образцам.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и принципиальное устройство автопогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы