Настоящему автолюбителю общение с автомобилем всегда доставляет истинное наслаждение. И не надо, чтобы это общение даже иногда омрачалось неприятностями. Чтобы неприятностей было меньше и вы не сожалели о синяках, шишках и сбитых пальцах, необходимо знать несложные правила техники безопасности и противопожарной безопасности.
К сожалению, в последнее время мало появляется книг и брошюр с описанием элементарных правил техники безопасности и противопожарной безопасности, и напоминание о них, по мнению автора, принесет определенную пользу.
В процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей человек иногда может оказаться в опасной ситуации. Чтобы принять меры предосторожности, нужно знать эти ситуации и, главное, знать пути выхода из них.
Если ваш автомобиль находится в общественном гараже, следует остерегаться движущихся автомобилей. Необходимо следить, чтобы ваше рабочее место не было загромождено различными материалами, деталями приспособлениями.
Отсутствие специальных приспособлений, съемников, инструментов при ремонте автомобилей может привести к травмам. Повышенная запыленность и загазованность воздуха и сквозняки, незащищенные токоведущие части электрического инструмента, недостаточная освещенность мест проведения технического обслуживания и ремонта могут отрицательно сказаться на вашем здоровье. Следует соблюдать осторожность при работе с вредными компонентами, которые находятся в различных материалах и жидкостях (этилированный бензин, тормозная и охлаждающая жидкость, электролит и др.)и могут воздействовать на организм человека через кожный покров, дыхательные пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки глаз и органов обоняния.
Так, чаще всего средства для антикоррозионной обработки кузова являются пожароопасными или токсичными, поэтому при работе с ними следует соблюдать меры противопожарной безопасности, беречь глаза, кожу рук от попадания на них этих средств. Помещение, где предполагается провести антикоррозионную обработку автомобиля, должно быть оборудовано надежной системой вытяжной вентиляции, в нем должны быть мыло и вода.
При проведении технического обслуживания и ремонта обычно выделяют этапы, где могут быть опасные воздействия на человека: подготовка автомобиля к техническому обслуживанию; непосредственно этап выполнения этих работ; этап испытаний и проверки различных систем автомобиля после технического обслуживания; заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и жидкостями.
Перед пуском двигателя автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.
Все операции технического обслуживания и ремонта следует выполнять при неработающем двигателе. Исключение составляют случаи, когда работа двигателя необходима для выполнения этой операции, например регулировка карбюратора на режиме низкой частоты вращения коленчатого вала (на холостом ходу).
Если вам при техническом обслуживании понадобилось провернуть карданный или коленчатый вал, обязательно убедитесь, что зажигание выключено. Да и вообще для исключения возможных неприятностей, например короткого замыкания, ненужного включения электрических приборов и др., на период проведения технического обслуживания аккумуляторную батарею необходимо отключать.
В гараже вдоль стен полезно сделать небольшой колесоотбойный брус. Он не позволит повредить облицовку автомобиля, если из-за невнимательности вы вдруг повернете руль в сторону стены. Этот брус можно использовать и как полку для деталей и инструмента, и как скамейку.
Перед постановкой автомобиля на зимнее хранение необходимо отпустить стояночный тормоз. В противном случае накладки тормозных колодок могут за зиму так прилипнуть к тормозным барабанам, что весной придется приложить немалые усилия, чтобы снять тормозные барабаны и освободить колодки.
Если уж вы поставили автомобиль на зимнее хранение, не забудьте защитить цилиндры автомобиля от воздействия влаги. И сделать это нужно, закрыв пробкой трубу глушителя. Дело в том, что большая часть клапанов двигателя практически всегда открыта, а в сырую, да еще ветреную погоду влага через систему выпуска свободно доходит до цилиндров. Поэтому неудивительно, что, сняв головку блока цилиндров весной, автолюбители часто обнаруживают ржавчину на клапанах и стенках цилиндров.
Если у вас есть гараж, то неплохо бы на дверях и свободных местах вывесить несколько красочных плакатов с указанием правильных приемов наиболее опасных работ, например обращение с кислотами, бензином, низ-козамерзающей жидкостью, домкратом, огнем, выполнение сварочных работ и др. Кроме удовлетворения ваших чисто эстетических потребностей эти плакаты будут постоянно напоминать о правильных приемах выполнения работ при техническом обслуживании автомобиля.
Как правило, автолюбитель стремится максимально использовать помещение гаража, поэтому стены превращаются в полки, пол — в осмотровую канаву, а к балкам потолка крепятся подъемные механизмы и стеллажи.
Необходимо помнить, что чем тяжелее деталь, тем ниже от пола она должна лежать. Тогда при случайном падении она меньше принесет неприятностей.
В осмотровой канаве желательно сделать два выхода: один с торца, другой — по вмонтированным в стенке скобам. Какая в этом необходимость? Во время работы под автомобилем могут случиться непредвиденные ситуации, например, при неаккуратном обращении с огнем или электрическими приборами около единственного выхода осмотровой канавы вспыхнет пламя, и вы окажетесь в трудном положении. Да мало ли непредвиденных случаев может произойти!
Если у вас не очень богатый опыт вождения, при въезде на канаву попросите опытного водителя помочь вам. Помощь эта заключается в командах человека, стоящего впереди автомобиля и наблюдающего за вашими действиями. Возьмите себе за правило слушать только одного человека. Команды сразу нескольких человек могут запутать, и вы совершите ошибку. Старайтесь никогда не въезжать на канаву в темное время задним ходом, а двигайтесь передним, освещая путь фарами. При въезде в гараж проследите, чтобы там не было людей, и не начинайте движение, пока все они не уйдут в безопасное место.
И если уж мы заговорили об оборудовании гаража, то следует помнить, что напряжение электрического тока должно быть безопасным для вашего здоровья, а следовательно, должно быть понижено до 36 В, а в сырых помещениях—до 12 В. При касании к проводу высокого напряжения с поврежденной изоляцией или оголенного провода к деталям автомобиля возможно тяжелое поражение электрическим током или короткое замыкание, сопровождающееся, как известно, сильной искрой (в лучшем случае). Этой искры достаточно для воспламенения находящегося поблизости бензина.
Корпус и рукоятку переносной лампы делают из прочных влагостойких и теплостойких изоляционных материалов. Цоколь лампы необходимо утопить в глубоком патроне, чтобы до него невозможно было случайно дотронуться пальцем, а саму лампу необходимо закрыть предохранительной сеткой. Не допускается установка на переносной лампе выключателя. Ее включают в сеть только с помощью штепсельных соединений. Шнур переносной лампы, а также электродрели и других электрических инструментов должен находиться по всей длине в резиновой изоляции.
Должно стать правилом в гараже не пользоваться открытым пламенем (спичками, свечами, керосиновыми лампами). Не курите сами и запретите это делать другим. Следует помнить, что для воспламенения бензина достаточно «огонька» от сигареты.
Ну а если горючий материал все-таки загорелся?
На этот случай под рукой всегда должен быть огнетушитель, песок, вода, брезент. Пламя при горении твердого горючего материала, например дерева, хорошо гасить водой. Однако горящий бензин погасить водой невозможно, так как он плавает по ее поверхности. Нужно забросать пламя песком или накрыть брезентом. Но лучше всего использовать пенные огнетушители. Пена огнетушителя обволакивает бензин и прекращает доступ к нему кислорода воздуха, что ускоряет гашение пламени.
Меры противопожарной безопасности требуют чистоты, отсутствия на полу даже следов жидкого топлива, масла и тряпок, смоченных маслом или другими горючими материалами.
К осмотровой канаве необходимо особое внимание, так как неудачное обращение с ней может привести к большим неприятностям, например падение в канаву автомобиля ведет, как правило, к тяжелым травмам и большому материальному ущербу. Поэтому не полагайтесь только на свое мастерство, сделайте на краях ее направляющие полосы (рис. 1). Они надежно защитят ваш автомобиль и вас от случайных неприятностей.
Замечено, что если человек работает не в стесненных условиях, со всеми удобствами, с соблюдением техники безопасности, то травм не бывает, а если и бывают, то незначительные. В связи с этим рекомендуется при проведении технического обслуживания автомобиль распогать так, чтобы вокруг него было свободное пространство не менее 1,2 м (рис. 2).
Не следует гараж превращать в бетонированный бункер. В нем всегда должен быть чистый воздух, хорошая вентиляция и естественное освещение.
Безопасность обслуживания автомобиля зависит и от того, на каком полу вы стоите. Он должен быть с твердым покрытием, ровный, но шероховатый, без порогов и не скользкий.
Пол и стены должны легко очищаться. Если у вас в гараже есть верстак, станок, а пол каменный или бетонный, не забудьте около рабочего места положить деревянный переносной настил. Он поможет вам избежать лишних синяков, а то и поражения электрическим током при работе электрическим инструментом.
Следует запомнить, что все виды технического обслуживания проводятся при неработающем двигателе, за исключением регулировки тормозов и проверки двигателя. При исполнении этих работ не забудьте затормозить колеса, подложить под них упоры, перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение. Позаботьтесь, чтобы во время технического обслуживания автомобиль не покатился и не причинил никому вреда.
Во время работ по техническому обслуживанию автомобиля его необходимо поставить на стояночный тормоз, включить первую или заднюю передачу. Поднимая автомобиль домкратом, не забудьте подложить под противоположные колеса упоры, а сам домкрат поставить на твердую опору, лучше всего на широкую толстую доску. Это надо сделать обязательно, если вывешивается хотя бы одно из колес, например при техническом обслуживании шин.
Если же вам надо вывесить весь автомобиль или хотя бы один его мост, необходимо воспользоваться надежными козелками. Они обезопасят вашу работу при ремонте рессоры, замене колеса автомобиля и ремонте кузова. Работать под поднятым, но не установленным на козелки автомобилем, запрещено правилами техники безопасности.
Итак, обслуживая автомобиль, помните всегда о правилах техники безопасности и противопожарной безопасности, тогда автомобиль не доставит вам огорчений.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Немного о технике безопасности при эксплуатации автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы