Проверка сцепления. Ежедневно перед выездом проверяют действие механизма сцепления. Проверка производится включением и выключением сцепления и коробки передач на месте и при движении автомобиля. В пределах рабочего хода педали сцепление должно полностью отсоединять двигатель от трансмиссии.
При нажатии на педаль сцепления и последующем включении первой передачи не должно быть слышно шума шестерен. Если он появился и трудно переключаются передачи в коробке, значит, возникла необходимость проверить состояние сцепления (это особенно заметно у автомобилей старых моделей).
Периодически проверяют состояние и крепление оттяжной пружины. «Проваливание» педали в пределах свободного хода говорит, что оттяжная пружина поломана и ее необходимо заменить или, если разогнулось ушко, отремонтировать и установить на место.
Кроме того, смазывают подшипник муфты выключения сцепления (если это предусмотрено конструкцией) и валик педали сцепления. Смазка к подшипнику подводится по шлангу с помощью шприца или специальной масленки. При техническом обслуживании проверяют свободный и полный ход педали сцепления, работу сцепления и усилителя привода сцепления, если он предусмотрен в конструкции автомобиля, и при необходимости регулируют их.
Проверка свободного хода педали сцепления. Регулировкой свободного хода устанавливается зазор между рычагом и упорным подшипником муфты выключения сцепления (рис. 61). Для автомобилей ГАЗ-24 «Волга» он равен, например, 2,5 мм. При таком зазоре и выключенном сцеплении ведомый диск свободен, а при включенном сцеплении полностью зажимается.
Полный ход педали регулируется не на всех автомобилях. Это зависит от конструкции сцеплек-ия. Так, на автомобиле ГАЗ-24 он не регулируется. На автомобилях «Жигули» полный ход педали ограничивается винтом (рис. 2), он равен 140 мм, что соответствует ходу толкателя 35,5 мм. Для проверки свободного хода педали сцепления применяется специальная линейка, но может быть использована и обычная линейка. Торец ее ставят на пол около педали, замечают деление напротив площадки педали и нажимают большим пальцем на педаль до появления значительного сопротивления ее перемещению. При этом положении педали вновь замечают деление на линейке и вычитают из него первое показание. Получают величину свободного хода.
Наиболее важной операцией в техническом обслуживании сцепления является регулировка величины свободного хода педали сцепления. При большом свободном ходе педали сцепление не полностью выключается и переключение передач сопровождается шумом шестерен. Шестерни и синхронизаторы интенсивно изнашиваются. При малом свободном ходе или его отсутствии возможно неполное зажатие ведомого диска и его пробуксовка, особенно при больших нагрузках. Сцепление греется, фрикционные накладки дисков быстро изнашиваются и могут быть деформированы из-за чрезмерного нагрева. Обычно величина свободного хода педали сцепления легковых автомобилей находится в пределах 30…40 мм, а полный ход— 120… 150 мм.
Регулировка свободного хода педали сцепления.
Отрегулировать свободный ход также не представляет большого труда, особенно, если вблизи находится эста када или осмотровая канава, так как работы по регулировке приходится выполнять снизу автомобиля. Для этого берут два ключа, одним отворачивают контргайку, а другим регулируют величину хода толкателя (если у сцепления гидравлический привод) или укорачивают тягу, вращая регулировочную гайку (см. рис. 1), добиваясь необходимой величины свободного хода, рекомендуемой заводом-изготовителем. При заворачивании гайки свободный ход уменьшается. Нормальный свободный ход педали сцепления с гидравлическим приводом находится в пределах 30… 40 мм. Это бывает при зазоре между наконечником толкателя и вилкой выключения сцепления автомобиля «Москвич-1500», равном 4,5…5,5 мм, автомобилей ВАЗ — от 0,1 до 0,5 мм.
У сцепления, снабженного гидравлическим приводом, необходимо следить за состоянием привода и удалять из него воздух. Делается это аналогично удалению воздуха из тормозной системы (прокачкой тормозов). Снимают пробку с бачка и заполняют его тормозной жидкостью, затем очищают от грязи клапан на рабочем цилиндре и, сняв колпачок, надевают на него резиновый шланг, который используют для прокачки тормозной системы. Свободный конец шланга опускают в банку с жидкостью, резко нажимают на педаль сцепления несколько (от 2 до 5) раз и плавно отпускают педаль (в течение 1…2 с), а затем оставляют педаль нажатой, что обеспечивает в приводе давление. В это время надо отвернуть клапан на 0,3… 1 оборот. Из шланга в банку вместе с воздухом будет выходить жидкость. Когда педаль «провалится», клапан закрывают и вновь повторяют операцию. Не забудьте все время контролировать Уровень жидкости в бачке и при необходимости доливать. Уровень ее не должен снижаться менее 2/3 нормального.
Плавно нажимая и отпуская педаль, прокачивают систему до полного прекращения поступления жидкости с пузырьками воздуха в банку. Как только выход воздуха прекратится, надо нажать на педаль до упора и завернуть клапан до отказа.
После прокачки привода проверяют величину полного хода педали сцепления. Если он меньше нормальной величины, указанной в заводской инструкции, то это означает, что в системе еще остался воздух. Доказательством правильной прокачки может являться четкое включение передач.
На некоторых автомобилях заводы-изготовители рекомендуют более простой способ прокачки гидравлического привода сцепления. В этом случае давление в системе создается не нажатием на педаль сцепления, а обычным насосом для накачки шин. Шланг насоса присоединяют к специально изготовленному резьбовому наконечнику в пробке главного цилиндра и создают давление (рис. 3). Открыв на пол-оборота перепускной клапан, наблюдают за вытекающей из трубки в банку жидкостью с пузырьками воздуха. Как только жидкость потечет ровной струей, без пузырьков, клапан плотно заворачивают и надевают резиновый колпачок. После этого проверяют полный ход педали сцепления и доливают жидкость до уровня.
Проверка состояния коробки передач, карданной передачи и заднего моста. Ежедневно проверяют исправность коробки передач и заднего моста: при движении они не должны издавать посторонних шумов. Техническое обслуживание коробки передач заключается в проверке ее крепления и ее узлов, проверке и доливке масла до необходимого уровня, обычно до края заливного отверстия. Масло в картере ведущего моста также доливается до нижней кромки заливного отверстия.
При техническом обслуживании № 1 на легковых автомобилях старых моделей проверяют и при необходимости закрепляют фланцы карданных шарниров, крышку картера заднего моста, смазывают в соответствии с картой смазки карданные шарниры, шлицевые соединения карданного вала и подшипники промежуточной опоры.
При техническом обслуживании № 2 на автомобилях старых моделей проверяют затяжку болтов крепления сцепления к коробке передач, крышки картера, крышек подшипников к картеру коробки передач, закрепляют поддон картера сцепления.
Не следует забывать внимательно осматривать места возможного подтекания смазки из картера коробки передач, заднего (и переднего ведущего) моста, раздаточной коробки (для автомобилей с передним ведущим мостом, например «Нива», УАЗ-469). При необходимости подтягивают болты крепления крышек коробки передач, картера редуктора заднего моста, фланцы полуосей. Не забудьте также прочистить вентиляционные отверстия (сапуны) в коробке передач и картере заднего моста (если это предусмотрено инструкцией).
Какая в этом необходимость?
Если вентиляционное отверстие (или клапан) забито грязью, то в процессе эксплуатации, особенно в жаркий период и при больших нагрузках, температура масла резко поднимается, оно вспенивается, увеличивается его уровень, в картере может возрасти давление, и под его действием часть масла вытесняется через неплотности соединений и сальники. Поэтому, если вы своевременно не прочистите отверстие, вам придется часто доливать масло или даже менять сальники, а это не доставит большого удовольствия.
Отсюда вывод: если вы заметили подтекание смазки, сразу же проверьте вентиляционное отверстие (или клапан), а затем устраняйте неисправность.
В соответствии с картой смазки доливают или заменяют масло в картерах коробки передач и заднего моста. Для проверки уровня необходимо отвернуть пробку заливного отверстия. Если масло находится у его края (рис. 4) и не выливается, то уровень считается нормальным. Если же масла в отверстии не видно, его доливают с помощью специального приспособления.
Как заменить масло в картерах коробки передач и заднего моста?
Делают это после возвращения из поездки, когда масло еще не остыло и легко вытекает из картера. Его аккуратно сливают в заранее приготовленную посуду. Помните, масло, попавшее на землю, не только портит пейзаж, но убивает всю растительность! Постарайтесь, чтобы после вас не оставалось пораженного маслом участка земли — признака низкой культуры работавшего здесь человека. После слива трансмиссионного масла картер коробки передач и заднего моста рекомендуется промыть.
Для этого заливают веретенное масло, вывешивают одно из ведущих колес с помощью домкрата, подставляют под автомобиль козелок, пускают двигатель и на одну-три минуты включают первую передачу. Затем, остановив двигатель, масло сливают, заворачивают пробку и заливают до необходимого уровня трансмиссионное масло. Не забудьте перед заворачиванием пробки (если она магнитная) удалить налипшие металлические частицы — продукты износа деталей.
При обслуживании карданной передачи проверяют состояние карданного вала. На нем не должно быть вмятин, трещин, погнутостей, заметного износа шлице-вых соединений, ослабления затяжки болтов крепления фланцев. Объективную оценку состояния карданной передачи могут дать на станции технического обслуживания, где с помощью специальных приспособлений замеряют суммарный зазор (люфт) в соединениях карданных валов.
А если нет таких приспособлений?
Опытные водители проверяют состояние карданной передачи руками. Они покачивают карданный вал в обе стороны и вдоль оси. Это желательно сделать два раза: один при выключенной передаче (проверяется задний карданный шарнир) и другой — при включенной передаче (проверяется передний карданный шарнир). Ощутимых перемещений карданного вала наблюдаться не должно.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание трансмиссии автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы