Газовое оборудование, приборы и арматура, применяемые для сжиженных и сжатых газов, не имеют существенных отличий по принципу действия. Исключение составляют баллоны.
Грузовые автомобили различных модификаций, работающие на одном из видов газообразного топлива, имеют очень большую степень унификации узлов и деталей.
Баллоны. Различают баллоны для сжатого и сжиженного газов. Для сжатых газов применяют баллоны, изготовленные из цельнонатяну-тых стальных труб. В горловине баллона имеется отверстие с конической резьбой, в которое вворачивается переходник для присоединения трубопроводов, вентилей или маномер-ров высокого давления.
Выпускаемые промышленностью баллоны для сжатого газа имеют трехкратный запас прочности. Масса одного баллона может быть 93 или 62,5 кг в зависимости от применяемой марки стали, а вместимость газа — 50 л. Баллон рассчитан на хранение газа под давлением до 20 МПа.
Для сжиженных газов применяют стальные сварные баллоны, которые рассчитаны на рабочее давление до 1,6 МПа. Масса баллона колеблется в пределах от 45 до 102 кг в зависимости от применяемой марки стали, а вместимость — от 117 до 25 л в зависимости от модели автомобиля.
Баллоны окрашивают в красный цвет и наносят паспортные данные: завод-изготовитель, порядковый номер баллона, массу порожнего баллона, вместимость, дату изготовления и год следующего освидетельствования, рабочее давление, клеймо ОТК завода-изготовителя.
Расходные вентили паровой фазы (см. рис. 7.1) и 24 жидкостной фазы, контрольный вентиль максимального наполнения баллона и предохранительный клапан имеют внутри баллона трубки.
Трубки расходного вентиля 19 паровой фазы и предохранительного клапана выведены в верхнюю зону баллона для соединения с паровой фазой газа. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 1,6 МПа. Трубка расходного вентиля 24 жидкостной фазы располагается в самой нижней точке баллона, что позволяет полностью вырабатывать сжиженный газ.
При наполнении баллона количество сжиженного газа ограничивается 85— 90 % по объему. Чтобы выдержать это условие, трубка вентиля 20 максимального заполнения баллона выведена на уровень, соответствующий предельному его наполнению. Перед началом заправки вентиль открывают. Для слива неиспарившегося конденсата в нижней части баллона имеется пробка.
Наполнительное устройство (рис. 7.6) состоит из наполнительного вентиля и обратного клапана, которые помещаются в корпусе (см. рис. 7.6).
Наполнительный вентиль диафраг-менного типа работает следующим образом. При вращении маховика шток перемещает клапан, который, опускаясь в свое седло, перекрывает входное отверстие для газа. Внешняя герметичность вентиля обеспечивается разделительной диафрагмой.
В аварийных случаях (обрыв заправочного шланга, неисправность вентиля и др.) выход газа из баллона предотвращается обратным клапаном, герметичность закрытия которого обеспечивается давлением газа в баллоне и усилием пружины.
Для заправки баллона сжиженным газом отвертывают пробку и вместо нее ввертывают наконечник заправочного шланга. Вращением маховика открывают наполнительный вентиль и заправляют баллон.
Отвертывают маховичком вентиль максимального заполнения баллона и наблюдают, когда появится жидкость из контрольного отверстия. Появление жидкости будет означать, что баллон заправлен на 90% своего объема.
После окончания заправки баллона закрывают наполнительный вентиль, отсоединяют наполнительный шланг, ввертывают в корпус (см. рис. 7.6) пробку и закрывают вентиль максимального заполнения баллона после прекращения выхода из него сжиженного газа.
Предохранительный клапан (рис. 7.7) предназначен для предотвращения повышения давления газа в баллоне выше 1,6 МПа. Открытие клапана происходит при давлении 1,68 МПа. Под давлением газа, находящегося в баллоне, клапан отходит от седла, преодолевая усилия пружины, и через дренажные отверстия в корпусе обеспечивает выход паровой фазы газа в атмосферу. Усилие пружины подбирают регулировочными шайбами. Конструкция клапана позволяет проверять его работоспособность вытягиванием штока клапана. Отрегулированный предохранительный клапан на заданное давление пломбируют пломбой.
Рис. 7.6. Наполнительное устройство
Указатель уровня сжиженного газа в баллоне дистанционного типа состоит из датчика и указателя. На баллоне установлен датчик (см. рис. 7.1) указателя уровня сжиженного газа, выполненный по типу бензинового датчика. При изменении уровня сжиженного газа в баллоне поплавок поднимается или опускается и перемещает ползунок реостата, изменяя сопротивление и ток в цепи указателя.
Рис. 7.7. Предохранительный клапан
Рис. 7.8. Скоростной клапан
Датчик уровня сжиженного газа унифицирован с датчиком уровня бензина, что дает возможность использовать бензиновый указатель, установленный на щитке приборов для замера количества газа.
Скоростной клапан (рис. 7.8) устанавливают на выходных штуцерах парового и жидкостного вентилей газового баллона. Клапан служит для перекрытия газовой магистрали в аварийных случаях (обрыв шланга, негерметичность газового редуктора и т. п.).
При расходе газа, соответствующем нормальной работе двигателя, клапан под действием пружины находится в открытом положении и прижат к стопорному кольцу. По мере увеличения расхода газа скоростной поток преодолевает усилие пружины, и клапан закрывает газовую магистраль.
Рис. 7.9. Магистральный вентиль
Магистральный вентиль. Вентиль (см. рис. 7.1) предназначен для прекращения подачи газа из баллона к неработающему двигателю и предотвращения утечки газа в окружающую среду. Он располагается в кабине водителя.
При вращении маховика (рис. 7.9.) шток 3 перемещается вдоль оси и закрывает или открывает седло клапана. Герметизация штока обеспечивается двумя резиновыми кольцевыми уплотнениями. При работе двигателя магистральный вентиль необходимо открывать полностью во избежание торможения газа при его проходе.
Газовые трубопроводы. Они служат для соединения между собой газового оборудования. По рабочему давлению газовые трубопроводы могут быть разделены на три группы. К первой группе относятся трубопроводы, работающие под давлением до 20 МПа. Они изготовляются из стальных бесшовных трубок с наружным диаметром 10 мм и толщиной стенок 2 мм. Ко второй группе относятся трубопроводы с рабочим давлением до 1,6 МПа. Их изготовляют из стальных трубок диаметром 10 мм и толщиной стенок 1 мм. В тех местах, где трубопроводы подвергаются постоянной вибрации, вместо стальных трубок применяют гибкие шланги высокого давления со специальной заделкой наконечников.
К третьей группе относятся трубопроводы низкого давления до 0,01 МПа. Они выполняются из шлангов и тонкостенных стальных трубок.
Герметичность соединений обеспечивается ниппельным соединением или ленточными хомутами.
Переходники позволяют соединять газовые баллоны и в секции, присоединять манометры и одновременно устанавливать вентиль, сокращая тем самым число резьбовых соединений.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оборудование и арматура газобаллонных установок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы