Прежде чем говорить о соотношении в предметной среде и взаимодействии машин как объектов дизайна и архитектуры, необходимо ответить на вопрос: являются ли машины и архитектура различными по своей природе компонентами среды, что общего между ними и в чем различия? Уже отмечалось, что машины конденсируют в себе наиболее характерные черты объекта дизайна. Термин «дизайн» теперь широко употребляется, но понимается далеко не однозначно. Дизайн можно определить как область художественной деятельности в сфере проектирования изделий промышленного производства, аналогичную деятельности архитекторов в сфере строительного проектирования. Под дизайном часто понимают ту или иную форму организованности (службу), конечный продукт художественного конструирования и т. п. Теория дизайна — техническая эстетика. Практика дизайна — художественное конструирование. Продукт дизайна — промышленное изделие, созданное с участием художников-конструкторов на всех стадиях его проектирования и изготовления опытного образца. Объект дизайна — это промышленное изделие, которое может служить объектом художественного конструирования, подобно тому как любое строительное сооружение является объектом архитектуры, хотя далеко не всегда он» может быть потом отнесено к произведениям (продукту) архитектуры. В книге речь идет именно об объектах дизайна — машинах в городской среде, об их влиянии на условия жизни людей, на характер и облик города, независимо от того, прошли эти изделия промышленности художественно-конструкторскую-«обработку» или еще нет. Часто под объектами дизайна понимают узкую сферу бытовых машин (полотеры, пылесосы) и другой мелкой утвари (чему способствует литература по дизайну) и бывают удивлены, когда узнают, что такие крупногабаритные изделия, как автомобили, вагоны, станки, воздушные и морские-лайнеры, космические ракеты — также объекты дизайна. Проведение аналогий между дизайном и архитектурой, выявление их общих черт и различий позволит избежать многих случайных толкований такого сравнительно нового вида художественной деятельности, как дизайн.
Рис. 2. Мастерские средневекового токаря и современный промышленный интерьер. Комплексы технологического оборудования как пространст-воформирующий фактор промышленного интерьера
Объективное сопоставление машин как объектов дизайна и архитектуры может помочь преодолеть узковедомственные представления, об их чужеродности и пространственной независимости в предметной среде. Архитектура (сооружения), объекты дизайна и инженерные сооружения — наиболее близкие по своей природе компоненты среды. Машины и инженерные сооружения, тесно взаимодействующие с архитектурой, так же как и архитектура, всегда утилитарны и всегда конструктивны. Как правило, они вместе с архитектурой обеспечивают одну функцию и не существуют вне материалов, вне технологии изготовления. Форма тех и других объектов информативна, включая и эстетическую информацию. Эти три существенных общих признака позволяют утверждать, что рассматриваемые компоненты предметной среды имеют общую природу и что наиболее общие принципы и закономерности их формообразования и восприятия совпадают.
Утилитарность функции и конструктивность отличают объекты дизайна, архитектуру и инженерные сооружения от. объектов монументально-декоративного н тем более станкового изобразительного искусства, для которых главной функцией становится образно-идеоло-гическая и декоративно-художественная информация. Функционально-конструктивные виды искусства — архитектура, дизайн, строительство инженерных сооружений находятся непосредственно в сфере материального производства, в сфере проектирования промышленных изделий, строительства зданий и сооружений, в сфере создания предметно-пространственной среды. Произведения монументально-декоративного искусства, тем более станкового, как правило, уникальны и допускают лишь минимальное тиражирование. Объекты функционально-конструктивного искусства (и особенно объекты дизайна), напротив, рассчитаны на массовое производство в условиях промышленной технологии и с учетом всех достижений научно-технического прогресса.
Рис. 3. Архитектура и дизайн как взаимосвязанные виды художественно-проектной деятельности в сфере проектирования предметной среды
Утилитарность функции вовсе не освобождает архитектуру и дизайн от возможности и необходимости нести образно-ассоциативные функции. Более того, объекты архитектуры, дизайна и инженерные сооружения (выполненные профессионально) воздействуют на человека сильнее картины или скульптуры, так как они образуют окружающую яас среду и активно воздействуют на наше настроение, определяя порой модель поведения. Предметно-пространственная среда предоставляет благоприятные или неблагоприятные условия для размещения и восприятия объектов изобразительного искусства. Именно поэтому архитектура и дизайн —специфические виды искусства, неразрывно связанные с созданием окружающей среды, ее пространств и форм, которые мы воспринимаем через объективные свойства формы (размер, геометрический вид, масса, положение в пространстве, цвет, фактура, светотень). Архитектура и дизайн хотя и находятся в сфере материального производства, в то же время тесно связаны со всеми формами общественного сознания.
То, что иногда называют «техническим, эргономическим, социально-экономическим и эстетическим обеспечением дизайна», на самом деле является его палитрой, сущностными компонентами, органически взаимосвязанными формообразующими факторами, дающими в совокупности полноценные художествен-но-конструкторские решения. Эти факторы (рис. 4) состоят из трех уровней. Если условно представить форму в виде шара, то его исходное формообразующее ядро составит группа функциональных факторов, состоящих в свою очередь (от центра к периферии) из социально-экономических условий, конкретной собственно утилитарной функции и эргономических требований человека к изделиям и организуемому ими пространству. За функциональным ядром следует второй уровень — конструктивно-тех-нологические факторы, складывающиеся из свойств материалов, способа (технологии) изготовления и выбранной конструктивной системы. Этот уровень во многом произволен от функциональных и составляет материально-конст-руктивную основу формы.
Далее следует внешний, видимый уровень факторов и средств, гармонизирующих форму, ее композицию. К ним можно отнести единство части и целого (достигаемое главным образом с помощью таких средств композиции, как масштабность, нюанс и контраст), движение (направленность, ориентация) формы (достигаемые преимущественно с помощью таких средств композиции, как ритм и симметрия) и соразмерность (пропорции и модуль). Все эти факторы в совокупности и создают воспринимаемую нами форму, изменяя ее основные объективные свойства. Таким образом, видимая нами форма как бы конденсирует в себе функциональное, конструктивно-технологическое и художественно-образное решение в каждом конкретном случае. Зритель воспринимает эту материализованную информацию и у него возникает определенное эмоциональное отношение к объекту и к среде в целом, сформированной системами подобных объектов на каждом структурном уровне.
Из морфологии и соотношения формообразующих факторов вытекают три главные закономерности формообразования, общие для архитектуры и дизайна:
1) соответствие формы функциональным формообразующим факторам (социально-экономические предпосылки, утилитарное назначение, эргономические требования);
2) соответствие формы конструктивно-технологическим факторам (материалы, технология изготовления, конструктивная система);
3) гармонизация формы как элемента композиции (единство части и целого, движение, соразмерность). В зависимости от преимущественного учета тех или иных факторов в процессе проектирования в разные периоды получали развитие функционализм, конструктивизм или формализм. Все эти факторы, меняющиеся во времени (разный подход к решению функциональных задач, использование различных материалов, технологии и конструкций, различные эстетические идеалы), формируют определенную образность с присущими ей чертами, характерными для определенного периода времени.
Соответственно с этими тремя основными принципами и группами факторов формообразования выделяются три уровня формообразующей связи объектов архитектуры и дизайна. На конкретном материале взаимодействия различных групп машин можно проследить, как в зависимости от функциональных связей машинных систем и архитектурных пространств решаются конструктивные связи и затем композиционно-художественные связи этих компонентов предметно-пространственной среды, в совокупности образующих условия для функционирования общества и создающих образы, присущие определенному времени.
Если у нас еше мало профессиональных художников-конструкторов, способных смело оперировать техническими структурами для достижения определенных художественно-образных задач, то это не означает, что объекты дизайна вообще не способны выполнять образ-но-ассоциатавные функции. Многие архитекторы склонны проводить грань между архитектурой и дизайном по этому признаку. Так ли это в действительности? Рассмотрим те примеры среды современного города, где объекты дизайна заняли значительное место и тесно взаимодействуют с архитектурой. Например, аэропорт. Можно ли здесь с уверенностью сказать, что больше конденсирует в себе идеи века, пафос научно-технической революции, власть человека над природой — здание аэропорта или десятки стремительных сверхзвуковых лайнеров (Ту-144, «Конкорд») или комфортабельных гигантов (Ил-62, Боинг-747)? Сильное эмоциональное впечатление оставляет гигантская космическая ракета на старте (межпланетный транспорт) среди различных сооружений космодрома и огромный океанский -лайнер у причала. Аналогичны эмоции при восприятии огромного сигнализирующего информационного щита энергосистемы страны, доминирующего в интерьере специально для него построенного операторского зала.
Потоки автомобилей в городе и сложные транспортные развязки, бесконечные ряды тысяч станков-автоматов в комплексно автоматизированном цехе — все это в возрастающем количестве попадает в наше поле зрения, тем более потому, что мы воспринимаем окружающую среду не с птичьего полета (на макете), а со своего роста, а также потому, что машин и других объектов дизайна в зрительном кадре, как правило, десятки и сотни на одну единицу архитектурного объема. И нужно ли противопоставлять образно-ассоциативные свойства объектов архитектуры (особенно в век ее индустриализации) и объектов дизайна или же целесообразно говорить об их комплексном воздействии при восприятии предметной среды? Некоторые считают [69], что такие сложные технические структуры, как самолеты не оставляют места для творческого поиска. Тем не менее каждый дизайнер, участвовавший в проектировании самолета, хорошо знает,, что на всех стадиях создания этой сложной машины, несмотря на большое число аэродинамических и технологических параметров, у художника остается большая свобода для поиска формы машины и тем более вариантов решений ее пилотской и пассажирской кабин. Однако образ машины, как и архитектурного сооружения, никогда не связан с изобразительностью, как. в станковом искусстве.
Вывод об общей природе формообразования в архитектуре и дизайне, предложенная модель структурного соотношения формообразующих факторов во многом продиктованы автору опытом практического проектирования в авиации, станкостроении, проектирования промышленных интерьеров и центров диспетчерского управления большими технологическими, транспортными и энергетическими системами. В последних с наибольшей полнотой и наглядностью проявляются общность и взаимозависимость формообразования комплексов оборудования и архитектурных объемов.
Рис. 4. Три уровня формообразующей взаимосвязи объектов дизайна и архитектуры
1 — социально-функциональный; 2 — конструктивно-технологический; 3 — композиционно-худо-жественный
Вместе с тем объекты архитектуры и дизайна существенно различны. Выяснение этих различий важно для выявления характера их взаимосвязей в предметной среде. Можно выделить следующие три главных различительных признака объектов дизайна и архитектуры.
1. Объекты дизайна и архитектуры взаимодействуют на разных структурных уровнях предметной среды, причем функциональные комплексы объектов дизайна (а не отдельно выхваченные из контекста «вещи») образуют «рабочие зоны», служащие пространствообра-зующим фактором для архитектуры. Поясним это на примерах. Оборудование в интерьере не механически наполняет объем здания, оно в большей мере формирует его в соответствии с функциональным процессом. Особенно наглядно это проявляется в промышленных зданиях, где функции более детерминированы. Если, например, автоматическая или конвейерная линия станков по технологии требует длины два километра, то здание цеха должно быгь соответствующим и во всяком случае не может решаться произвольно. Большой высоты прессы заготовительного участка соответственно требуют большей высоты помещения, других строительных конструкций. Эргономически обоснованное расположение определенного числа кресел и экрана кинотеатра во многом определит объем зрительного зала. Современный комплект кухонного оборудования должен определить объем кухни и т. д.
В аналогичном пространственном соотношении находятся элементы благоустройства со средствами визуальной информации и архитектурный комплекс, система городского транспорта и функциональные зоны города, система междугороднего транспорта и система расселения. Подобный системно-структурный подход к предметной среде современного города делает сопоставление отдельной «вещи» и отдельного «сооружения» несостоятельным. Выделение различных структурных уровней предметной среды и рассмотрение на каждом из них взаимодействия систем объектов архитектуры и дизайна позволит преодолеть ведомственный подход к предметной среде города, понять ее непрерывность и комплексное воздействие на человека. Раздельное проектирование архитектурных и дизайнерских элементов среды, как правило, приводит к их функциональной, конструктивной и композиционной несогласованности, что в конечном счете отрицательно сказывается на условиях жизни и работы человека.
2. Второе важное различие объектов дизайна и архитектуры связано с их отношением к функции человека и общественных коллективов. Объекты дизайна, как правило, служат непосредственно необходимым оборудованием, инструментом для обеспечения функционального процесса. Архитектурное сооружение, напротив, создает необходимые пространства, благоприятную среду, изолирующую этот процесс от внешней среды. Так, на производстве архитектура служит своеобразной оболочкой (многотонной конструкцией, но тем не менее оболочкой), заключающей в себе работающих людей и необходимое оборудование. По мере облегчения конструкций и материалов архитектурное сооружение может стать оболочкой в буквальном смысле слова. Пневматические конструкции и пространственные купола Р. Б. Фуллера уже вплотную подошли к этому.
С этим же различием связано то, что объекты дизайна, как правило, по габаритам и масштабам ближе к человеку и часто сами служат определителями масштаба архитектурного объекта. Этим же диктуется необходимость предъявлять к объектам дизайна более жесткие эргономические требования. Объекты дизайна в интерьере имеют только наружную форму. Оборудование, мебель, технологические машины ближе поэтому к инструменту, а киоск или транспортная машина — к обитаемой жилой ячейке. С этим различием связан тот факт, что архитектурное сооружение, как правило, статично, привязано к определенному месту (проекты мобильного жилища показывают, что этот признак архитектуры нельзя считать вечным). Для объектов дизайна и особенно для машин характерна мобильность, что находит отражение в характере их форм. Так, тихоходный троллейбус тяготеет к параллелепипеду, сверхзвуковой самолет — к стреле, рассекающей воздух.
3. Третье важное различие состоит в том, что объекты архитектуры рассчитаны на физический срок жизни, значительно превышающий срок жизни объектов дизайна. Именно поэтому опережающая эволюция форм последних и прогрессивные методы их массового производства в известной мере служат стимулирующим фактором для архитектуры. Относительно частая замена объектов дизайна на более совершенные с утилитарной и эстетической точек зрения служит для архитектуры и предметной среды в целом средством морального обновления. Появление в городе новых машин и тем более принципиально новых транспортных средств (например, отделенные от пешеходов надземные артерии экспресса на воздушной или магнитной подушке с бесшумным линейным электродвигателем или же поднятые над землей линии горизонтального движущегося эскалатора) не замедлит сказаться на облике города и на его восприятии. То же самое происходит при замене оборудования, мебели, рекламы, информационных электронно-оптических экранов и т. п.
Первый и второй отличительные признаки относятся к пространственному взаимодействию объектов дизайна и архитектуры, а третий связан с их формо- и стилеобразующим взаимовлиянием во времени. Если на заре промышленного машиностроения первые машины несли на себе печать влияния традиционных архитектурных форм и декора, то затем, быстро эволюционируя, новые машины оказывали влияние на архитектурное мышление и даже вызывали к жизни новые типы зданий (например, авиация стимулировала появление аэропортов, аэровокзалов). Машиностроительные методы серийного производства способствовали переносу индустриализации в сферу строительства, много веков сохранявшую традицию индивидуального проектирования. Освоение новых легких материалов (например, алюминиевых сплавов) для машиностроения способствовало их проникновению в архитектуру, позволяя отказаться от массивности традиционных конструктивных систем, от необходимости все детали здания изготовлять на строительной площадке.
В заключение необходимо отметить, что хотя сегодня еще объекты архитектуры и дизайна существенно различны по своей функции в предметной среде, и эти различия будут сохраняться, возможно, всегда, тем не менее существует тенденция к их интеграции. В качестве наиболее показательных примеров такого взаимопроникновения можно назвать дома на колесах или «моторные дома», которые в свою очередь активно воздействуют на развитие идеи мобильности жилой ячейки-квартиры. Проектирование легких, комфортабельных мобильных квартир-ячеек во многом стимулируется (может быть подсознательно) разработкой интерьеров транспортных средств и, в частности, созданием космических и подводных капсул для долговременного обитания. Таким образом можно выделить два вида взаимодействия архитектуры и объектов дизайна в предметной среде: формообразующее взаимовлияние во времени и взаимообусловленность в пространстве окружающей среды.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общая природа формообразования и различия машин и архитектуры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы