Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные эксплуатационные материалы

Публикация:
   Общие понятия о трении и износе

Читать далее:




Общие понятия о трении и износе

Поверхности трущихся деталей не являются гладкими. Они имеют микровыступы и микротрещины. Процессы трения и изнашивания определяются как свойствами и состоянием трущихся поверхностей, так и свойствами и качеством масла.

Взаимодействие поверхностей, перемещающихся друг относительно друга, практическое использование этого взаимодействия и его осуществление изучает наука, которая называется «трибология».

На рис. 1 схематично показаны поверхностные слои смазанной металлической детали. Зона деформированного металла отличается по своим физическим свойствам от качества первичной объемной структуры металла детали. Оксидная пленка образуется из окислов металла при их химическом взаимодействии с кислородом воздуха. В зависимости от различных условий на поверхности оксидной пленки находятся адсорбционные слои газов, воды, молекул масла и т. п.

Рис. 1. Поверхностные слои смазанного металла: 1 — объемная структура металла; 2 — зона деформированного металла; 3 — оксидная пленка; 4 — адсорбированные слои газов, воды, молекул масла

Рис. 2. Виды трения по наличию смазочного материала: а — трение без смазочного материала; б — граничное трение; в — жидкостное трение; г — полужидкостное трение

По ГОСТ 23.002—78 «Обеспечение износостойкости изделий. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения» по характеру взаимоперемещения трущихся деталей различают трение покоя, трение движения и трение без смазочного материала. Под трением покоя понимают трение двух тел при микросмещениях до перехода к относительному движению. Под трением движения понимают трение двух тел, находящихся в относительном движении. Трение движения подразделяется на трение скольжения, трение качения и трение качения с проскальзыванием. Трение скольжения возникает при различных скоростях перемещения соприкасающихся поверхностей в точках касания по величине и направлению. Трение качения возникает при одинаковых по величине скоростях и направлениях перемещения трущихся поверхностей. При одновременном проявлении качения и скольжения возникает трение с проскальзыванием. По наличию смазочного материала различают трение без смазочного материала, граничное, жидкостное и полужидкостное трение (рис. 2).

Трение без смазочного материала. Трущаяся пара в этих условиях работает при отсутствии между их поверхностями слоя смазочного материала в условиях «масляного голодания». При этом в зонах контакта трущихся поверхностей возникают высокие температуры, в точечных зонах контакта возможно схватывание и сваривание металла, в результате чего могут образовываться натиры и задиры.

Граничное трение (граничная смазка). В этих условиях между трущимися поверхностями имеется тонкая пленка смазочного материала, предохраняющая их от механических и тепловых воздействий. Режим граничной смазки неустойчив. При разрушении граничной пленки наступает трение без смазочного материала.

Жидкостное трение (жидкостная смазка). В этих условиях разделение поверхностей трения деталей полностью осуществляется жидким смазочным материалом. Смазочный слой полностью отделяет взаимоперемещающиеся рабочие поверхности. В этом случае сила трения определяется лишь внутренним трением слоев в смазочном материале.

На рис. 3 показана схема, которая упрощенно показывает механизм процесса гидродинамической смазки узла вал—подшипник скольжения. В нерабочем положении вал под действием собственного веса и постоянной нагрузки занимает эксцентричное положение. При этом по обе стороны вала образуются клиновидные щели, а в верхней части максимальный зазор. При вращении вала тонкий слой масла, адсорбированный поверхностью металла, увлекает собой последующие слои и нагнетает их в суженную часть клиновидного зазора. Так как масло практически несжимаемо, оно стремится к растеканию в продольном направлении и по направлению вращения вала. Ограниченность зазоров препятствует свободному истечению масла, и в результате создается гидродинамическое давление, воздействующее на вал. Вал приподнимается и смещается в сторону вращения (рис. 3, б). Равновесное состояние вала в подшипнике наступает тогда, когда проходное сечение достаточно для пропуска части масла. Гидродинамическое давление обеспечивает разделение поверхностей вала подшипника, и трение между их поверхностями заменяется внутренним трением слоев масла.

Рис. 3. Схема образования масляного клина в условиях гидродинамического смазывания узла вал — подшипник: — вал в нерабочем положении; б — действие гидродинамических сил

Гидродинамический режим смазывания нарушается при работе двигателя в случаях резких колебаний нагрузок, попадания в зазор твердых частичек, изменения заданной геометрической формы вала, деформированности узла, изменения вязкости масла.

Полужидкостное трение (полужидкостная смазка). Этот вид трения наблюдается, когда в зазоре между трущимися поверхностями смазочного материала недостаточно для обеспечения жидкостного трения (смазки), в связи с чем выступающие неровности поверхностей касаются друг друга в условиях граничного трения.

Процесс разрушения и отделения металла с поверхности твердого тела и накопления его остаточной деформации, проявляющийся в постепенном изменении размеров и формы тела при трении, называется изнашиванием. Виды изнашивания в общем виде приведены на рис. 4. Возникновение того или иного вида изнашивания и его интенсивность зависят от материала, из которого изготовлены трущиеся детали, конструкции узла, в котором они работают, технологии изготовления трущихся деталей, условий и режима работы узла, а также от качества топлива и смазочного материала.

Рис. 4. Виды изнашивания в машинах
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Общие понятия о трении и износе"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства