Компоновкой кузова называется часть конструкторской работы по проектированию автомобиля, во время которой определяется правильное взаимное положение механизмов автомобиля, сидений, платформы для груза, органов управления, дверей, окон, люков, буферов и намечаются исходные габаритные очертания кузова, внешние и внутренние. В результате этой работы выполняется компоновочный чертеж в масштабе 1 : 5, реже 1 :2, иногда кратко называемый компоновкой кузова. Предварительный компоновочный чертеж, разработанный на основе справочных материалов и с учетом намеченного расположения главных механизмов автомобиля, его базы, колеи и габаритных размеров, служит основой для составления проектов формы автомобиля и для изготовления макета внутреннего устройства кузова. После проверки правильности компоновки на макете и выбора одного и£ вариантов формы в компоновочный чертеж вносятся необходимые поправки и уточнения.
В настоящее время, если в данной конструкции автомобиля рама отсутствует и все его механизмы крепятся к несущему корпусу кузова, компоновка кузова является по существу компоновкой автомобиля и производится одновременно с компоновкой всего автомобиля. В процессе совместной работы конструкторов по кузовам и механизмам автомобиля конструктор кузова постепенно получает следующие данные: размеры и конфигурацию рамы (если она есть), расположение и размеры отверстий и кронштейнов для крепления кузова, габариты механизмов, размеры, определяющие базу, переднюю и заднюю колеи, диаметр и профиль шин, наибольшее перемещение колес по отношению к раме или кузову при переезде через препятствия, наибольший угол поворота колес, высоту от поверхности дороги до верхней полки рамы или проектируемый уровень пола автомобиля при нагрузке, положение рулевой колонки и педалей, диаметр рулевого колеса, положение и примерные контуры переднего щита, отделяющего двигатель от кузова, положение радиатора, заливной горловины топливного бака, аккумуляторной батареи и запасного колеса.
Последовательность работы конструктора, выполняющего компоновку кузова, такова:
а) определение линии пола и наименьших размеров колесных кожухов с учетом подъема и поворота колес, возможных при езде автомобиля, определение зазора между колесом и кожухом;
б) определение размеров сиденья водителя и расположение его относительно органов управления; в) планировка остальных сидений, определение линии потолка (иногда эта линия задается заранее в зависимости от габарита автомобиля по высоте; в этом случае выбирается такая высота сидений, которая оставляет достаточное пространство между поверхностью подушки и потолком); определение проемов дверей и контуров окон;
г) определение примерных очертаний формы кузова;
д) определение размеров грузового кузова (для грузового автомобиля).
При разработке компоновки кузова может возникнуть необходимость в некоторых, нередко существенных, изменениях в принятом расположении механизмов автомобиля, в конфигурации его рамы и т. д. Поэтому совместная работа конструктора кузова и конструктора автомобиля особенно необходима.
При нанесении на компоновочный чертеж линии пола конструктор должен учитывать предполагаемую конструкцию основания кузова; наименьшие размеры колесных кожухов обычно определяются при помощи геометрических построений.
Для того чтобы обеспечить удовлетворительную посадку пассажиров и водителя в проектируемом кузове, конструктор при компоновке кузова должен руководствоваться размерами фигуры человека; нормами на размеры и контуры сидений и на условия удобной посадки водителя и пассажиров; характеристикой эластичности сидений; данными о необходимых и возможных усилиях на органах управления автомобиля; условиями, обеспечивающими наилучшую обзорность для водителя и пассажиров; нормами на планировку и размещение сидений относительно дверей и осей автомобиля.
Определение размеров кузова для груза производится в соответствии с намеченным распределением веса по осям автомобиля и предполагаемой конструкцией этого кузова.
В результате проведенных компоновочных работ определяется внутреннее (полезное) пространство кузова и наносятся на чертеж примерные внешние очертания с учетом толщины стенок кузова; этот чертеж уже может дать возможность художникам работать над формой автомобиля. Одновременно с составлением чертежей может быть изготовлен и макет внутреннего помещения кузова.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о компоновке кузова"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы