К цветным металлам, имеющим широкое применение, относят: алюминий, медь, цинк, олово, свинец. На автомобилях эти металлы применяют главным образом в виде сплавов: алюминиевых, медных и антифрикционных.
Для получения цветных металлов используют руды этих металлов, которые в отличие от железных руд имеют полезное содержание в пределах 1—3% и только иногда до 5—10%. Поэтому бедные руды цветных металлов обогащают флотационным способом.
Вследствие разной смачиваемости мельчайшие части минералов прилипают к пузырькам воздуха и поднимаются на поверхность пульпы, а более тяжелые частицы оседают на дно машины. В результате на поверхности пульпы в машине образуется спой минерализованной пены, которая сгребается в желоб машины п поступает дальше в сгустители и превращается в концентрат.
Богатые руды цветных металлов перерабатывают в металлы непосредственно пирометаллургпческими способами, выщелачиванием и последующим электролизом.
Алюминий — легкий и дешевый металл. Плотность алюминия 2,7 г/см3 в 3 раза меньше, чем у стали. Имеет хорошую коррозионную стойкость, высокую теплопроводность и пластичность. Добывают алюминий главным образом из бокситов, где он содержится в виде глинозема А1203. Применяется алюминий в составе сплавов.
Медь — металл желтовато-красного цвета, плотностью 8,94 г/см3. Обладает высокой электро- и теплопроводностью, пластичностью и коррозионной стойкостью.
Цинк — серовато-белый металл с высокими литейными и антикоррозионными свойствами. Плотность 7,13 г/см3. При нормальной температуре он очень хрупок и только при нагреве до 100—150 °С приобретает пластичность и легко поддается операциям ковки, прокатки и волочению. Получают цинк из обогащенных свинцово-ципковых руд, куда он входит в виде соединения ZnS.
Цинк является компонентом медных сплавов — латуней, а также наносится на поверхность стальных деталей автомобиля с целью предохранения их от коррозии (цинкование).
Олово — блестящий белый металл, обладает низкой температурой плавления (231 °С) и высокой пластичностью. В оловянной руде всегда содержится большое количество примесшт других цветных металлов. Применяют олово в виде сплавов с медью (бронзы) и антифрикционных сплавов.
Свинец — металл голубовато-серого цвета, имеет низкую температуру плавления (327 °С) и высокую плотность 11,34 г/см3.
Свинец используется для изготовления автомобильных аккумуляторных батарей, а также входит в состав медных (латунь, бронза) и антифрикционных сплавов и припоев.
Алюминиевые сплавы по способу производства делятся на литейные и деформируемые. По сравнению с алюминием онц имеют значительно большую прочность и твердость.
Алюминиевые сплавы на основе системы А1 — Mg являются кор-розионностойкнми сплавами, хорошо обрабатываются резанием и долго сохраняют чистоту полированной поверхности.
Деформируемые алюминиевые сплавы используются для получения деталей различными методами обработки (давлением, прокаткой, прессованием). Они обладают небольшой плотностью, высокой тепло- и электропроводимостью, достаточной коррозионной стойкостью п хорошими пластическими свойствами. Деформируемые сплавы могут упрочняться термической обработкой (закалкой).
Алюминиевые сплавы очень широко применяются в конструкции автомобилей.
Сплавы на основе меди с цинком называют латунями, а с оловом и другими элементами — бронзам и.
Латуни обладают высокой пластичностью и прочностью. При увеличении содержания цинка прочность сплава повышается, но понижается его температура плавления. Латуни можно обрабатывать давлением (волочение, прокатка, штамповка, горячее прессование).
Марка латуни содержит буквы и цифры. Обычно она начинается с буквы «Л», которая обозначает латунь. Следующие за ней русские буквы обозначают компоненты сплава, кроме цинка, который в марке не указывается. Цифры обозначают процентное содержание меди и остальных компонентов. Например, ЛС60-2 означает, что латунь содержит 60% меди, 2% свинца и остальное будет процентное содержание цинка.
Латуни применяют на автомобилях для изготовления деталей систем охлаждения: бачков и трубок радиаторов, деталей электрооборудования, различных втулок, пробок, штекеров, наконечников и т. д.
Бронзы обладают хорошими характеристиками упругости, коррозионной стойкости, тепло-и электропроводности. Различают две группы бронз: оловянные и безоловянные. Оловянные бронзы хорошо свариваются, паяются и обладают антифрикционными свойствами. Безоловянные бронзы содержат в качестве присадок алюминий, бериллий, никель, кремний, марганец и т. д. Эти бронзы отличаются высокими пределами упругости, текучести, прочности и обладают хорошей коррозионной устойчивостью.
Бронзу маркируют по аналогии с латунью.
Бронзу на автомобилях применяют для изготовления детален топлпвоподающей аппаратуры, втулок шатунов двигателей, плоских и круглых пружин в системе питания, упорных шайб, шестерен полуосей и т. д.
Антифрикционные сплавы — это сплавы на основе олова, свинца или алюминия, обладающие высокими антифрикционными свойствами. Такие сплавы применяют главным образом для изготовления подппганнков скольжения коленчатых валов и втулок Распределительных валов. Указанные детали изготавливают штамповкой из предварительно прокатанной ленты или полосы.
В настоящее время для подшипников скольжения используют металлические или трехслойные вкладыши, в которых рабочий слой представляет собой свинцовую бронзу или пластичные алюминиеные сплавы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о цветных металлах и сплавах, применяемых в конструкции автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы