Понятие «автомобиль» включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления, тормозная система.
На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части (двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т. п.), включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов и систем.
Деталь — это неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки (куска материала). Деталями являются, например, болты, шестерни, валы и т. д. Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми (например, блок цилиндров) .
Простой узел — это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (например, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки).
В автомобилях много сложных узлов, состоящих из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами, соединенный пальцем с шатуном в сборе).
Механизм — это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательное движение).
Агрегат — это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью [например, коробка передач, состоящая из корпуса (базовая деталь), с установленными в нем валами, зубчатыми колесами, подшипниками и т. д.
Система — это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы (например, системы зажигания, охлаждения, питания и т. п.).
Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, услов-ч но можно разбить на три основные части: двигатель, шасси и кузов.
Двигатель (рис. 1) является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили двигатели внутреннего сгорания.
Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления.
Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост, объединяющий главную передачу, дифференциал и полуоси. Крутящий момент от главной передачи через дифференциал передается к ведущим колесам при помощи полуосей. Современные автомобили могут иметь один-два или несколько ведущих мостов.
Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы, к которой крепится передний мост с амортизаторами и установленными на нем управляемыми колесами, задний ведущий мост с подвеской и колесами.
Органы управления включают рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.
Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров.
Рис. 1. Общее устройство автомобиля: а — грузового: б — легкового
Легковые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из салона, в котором размещаются водитель и пассажиры, багажного отделения и моторного отсека.
Роль рамы в несущей системе легковых автомобилей и автобусов выполняет кузов (рис. 1).
Устройство большинства автомобилей выполнено по рассмотренной выше схеме. Однако применяют и другие схемы расположения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобилей делают ведущими задние и передние колеса. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы — раздаточную коробку и межосевой дифференциал, которые распределяют крутящий момент между ведущими мостами.
Для повышения пассажировмести-мости и комфортабельности городских автобусов применяют кузов вагонного типа с задним расположением двигателя. С этой же целью на современных легковых автомобилях устанавливают кузова с увеличенной поверхностью остекления и с расположением двигателя спереди поперек продольной оси автомобиля, что позволяет увеличить площадь пассажирского салона кузова. Передача усилий от двигателя осуществляется на передние ведущие колеса через приводные валы. При этом сцепление, коробка передач и главная передача монтируются в едином силовом агрегате, закрепленном на двигателе. При такой компоновочной схеме не требуется туннель (короб) для карданной передачи в салоне автомобиля, поэтому кузов становится комфортабельней и легче. Кроме того, отсутствие карданного вала снижает металлоемкость конструкции и позволяет ниже опустить пол кузова, т. е. получить более низкое расположение центра тяжести автомобиля, что обеспечивает его лучшую продольную и поперечную устойчивость при движении.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный (рис. 2). К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.
Рис. 2. Примерная схема классификации подвижного состава автомобильного транспорта
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Грузовой подвижной состав. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 3).
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.
По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
У автомобилей число ведущих колес характеризуется колесной формулой. Например, 4×2 и 6×4 означает в первом случае общее число колес 4, ведущих 2, во втором — общее число колес 6, ведущих 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
По приспособленности к климатическим условиям автомобили делят для эксплуатации в условиях умерен: ного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Рис. 3. Классификация грузовых автомобилей
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Автомобильные поезда по типу соединения тягача с прицепными звеньями разделяют на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепные автопоезда состоят из автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом, и одного или нескольких прицепов. В качестве тягачей в прицепных автопоездах используются грузовые автомобили дорожной, повышенной и высокой проходимости.
Седельные автопоезда состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
Автопоезда-роспуски состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (труб, сортового проката, леса и др.).
Принципиальное различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцеп-ным устройством, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Прицепы и полуприцепы различают по назначению (типу кузова) и числу осей (грузоподъемности), а также по приводу осей.
По назначению они могут быть общего назначения и специализированные.
Прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозки народнохозяйственных грузов всех видов, кроме жидких (без тары). Специализированные (панелевозы, контейнеровозы и др.) — для перевозки грузов определенного вида.
По числу осей прицепы и полуприцепы различаются на одно-, двух-и многоосные.
Широкое распространение получили одноосные и двухосные прицепы и полуприцепы общего назначения (рис. 4, а, б, в) с кузовами в виде платформ, используемые для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, а также полуприцепы с закрытым кузовом типа фургон для перевозки промышленных и продовольственных грузов в том числе, требующих защиты от воздействия атмосферных осадков. Значительная часть таких прицепов и полуприцепов выпускается для сельского хозяйства. Их специализированные кузова приспособлены для перевозки скота, птицы, кормов и т. д.
Многоосные низкорамные прицепы большой габаритной длины (рис. 4, г) используются для транспортировки тяжелых неделимых грузов, а прицепы-роспуски (рис. 4, д) — для перевозки длинномерных строительных грузов.
По приводу осей прицепы и полуприцепы различаются с активным и без активного приводов.
Наиболее эффективными являются прицепы и полуприцепы с активными, т. е. ведущими, осями (колесами), которые приводятся в действие от двигателя автомобиля-тягача или автономного двигателя, установленного на прицепном звене.
Активный привод осей прицепного звена может быть механическим, гидравлическим, электрическим или смешанным. Тип привода выбирается в зависимости от состава автопоезда (прицепной, седельный), его длины и районов применения.
Прицепы и полуприцепы, у которых отсутствует активный привод к осям, называются прицепами и полуприцепами без активного привода. Эти прицепы не имеют ведущих колес.
Все прицепы и полуприцепы независимо от привода должны иметь колесные тормозные устройства с гидравлическим,пневматическим или комбинированным приводом. Тормозные механизмы прицепных звеньев должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля-тягача или самостоятельно в случае отрыва-прицепа.
Одним из важных условий эффективного использования автопоездов является взаимосцепляемост ь, под которой понимается возможность сцепки автомобиля-тягача с различными типами прицепных звеньев (прицепами и полуприцепами).
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Система обозначений прицепного состава также состоит из четырехзначного числа. При этом для различных видов (моделей) прицепов и полуприцепов даются строго определенные первые индексы (две первые цифры из четырех).
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЭАП-8390 означает, что этот прицеп изготовлен Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов, грузовой, полной массой свыше 24 т. Полуприцеп ОдАЗ-9771 означает, что он изготовлен Одесским автосборочным заводом, фургон, массой в пределах от 16 до 25 т (полная масса полуприцепа ОдАЗ-9771 равна 17,5 т).
Пассажирский подвижной состав.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек— автобусами.
Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и т. д.
Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе не с наряженного автомобиля и рабочему объему двигателя (табл. 1).
В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, 2105, -2106, «Москвич-2140», ГАЗ-ЗЮ2, «Волга» и др.), а также переднепри-водимые автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич».
В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а две последние — номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготови-тель. Например, ВАЗ-2108, «Спутник» означает, что автомобиль изготовлен Волжским автомобильным заводом, малого класса, с рабочим объемом двигателя 1,1-1,8 л, 08 — номер модели.
По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.
При к лассической схе-м е компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Заднеприводная схема характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими.
При переднеприводной схеме двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Отечественные автомобили ВАЗ—2104, 2105, 2106, 2107, «Жигули» и «Москвич-2140» имеют классическую схему компоновки с передним расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Наряду с этими автомобилями выпускаются переднеприводные легковые автомобили ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич» и ЗАЗ-1102 «Таврия» с передним продольным или поперечным расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на передние ведущие колеса.
Автобусы создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты — П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе легковых автомобилей.
Общими признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова.
Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, пассажировместимостью, числом осей, колесной формулой и расположением двигателя.
По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на вагонного типа, капотные и корот-кокапотные (рис. 5, а, б).
Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирносоединяемых) между собой звеньев.
Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
По пассажировмести-мости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах: особо малый — до 5,0, малый — 6,0—7,5, средний — 8—9,5 большой — 10,5— 12, особо большой — 16,5—24. В последний класс входят двух-и трех-звенные (сочлененные) автобусы.
По числу осей автобусы могут быть двух, трех и четырехосными.
По колесной формуле — полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4X4,6X6 и непол-ноприводные 4X2,6X4 и 8X4.
По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов разделяются с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенным между лонжеронами рамы под полом кузова.
По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.
По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1—7 (рис. 5, а, б,), 1/4-этажные (рис. 5, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полу-тораэтажные, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1700—1800 мм и двухэтажные 10.
Рис. 5. Классификация автобусов по общим признакам: а— вагонного типа: 1, 2— одиночные; 3— сочленённый с прицепным звеном; б — капотные (4) и корот-кокапотные (5—7); в — этажные: 8—11 — этажные; 9 — полутораэтажные; 10—двухэтажные; г — открытые: 11— без крыши; 12— с крышей
В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров.
По герметизации кузо-в а автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна.
Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 5, г), используемых в южных районах. Они могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом.
Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс.
Например, ЛиАЗ-5256, изготовлен Ликинским автобусным заводом длиной в пределах 10,5—12 м, 2 — автобус, 56 — номер модели. (Длина автобуса ЛиАЗ-5256 11,4 м.).
Специальный подвижной состав. Специальные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др.
На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к Которым относятся поливомоечные, автомобили-мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.
Специальные автомобили на базе легковых автомобилей создаются как автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГАИ, милицейские и др.
Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кинолабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.
К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов.img src=
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения об устройстве автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы