При проектировании и эксплуатации грузоподъемных машин особое внимание обращается на повышение их надежности и соблюдение требований техники безопасности. Наблюдение за правильным использованием грузоподъемных машин и за их состоянием, а также разработка норм расчета этих машин возложены на комитеты по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при советах министров союзных республик (Госгортехнадзор). Соблюдение норм и правил Госгортехнадзора является обязательным при проектировании, расчете и эксплуатации грузоподъемных машин.
Правила и нормы Госгортехнадзора распространяются на все типы кранов и грузоподъемных устройств, применяемых в различных областях народного хозяйства, за исключением грузоподъемных машин, установленных на морских и речных судах и других плавучих сооружениях (на которые распространяются специальные правила), экскаваторов (если они не предназначены для работы с крюком, грейфером или подъемным электромагнитом) и других землеройных машин, а также специальных грузоподъемных машин, как например, напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики, электро- и автопогрузчики, и грузоподъемных машин военного ведомства.
В соответствии с правилами, все вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются эти правила, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию. Первичное освидетельствование кранов, выпускаемых с заводов-изготовителей и транспортируемых на место эксплуатации в собранном состоянии, производится отделом технического контроля завода-изготовителя перед их отправкой.
Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться частичному периодическому освидетельствованию через каждые 12 месяцев, а полному— не реже одного раза в три года. Редко используемые машины подвергаются полному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые пять лет. Техническое освидетельствование имеет цель установить, что грузоподъемная машина находится в исправном состоянии, обеспечивающем ее безопасную работу, а ее использование соответствует рекомендациям правил Госгортехнадзора. При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, а также статическим и динамическим испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании машина подвергается только осмотру. Одновременно с этим производится проверка организации надзора за машиной на предприятии.
Затем грузоподъемная машина подвергается статическому испытанию с целью проверки прочности всей машины и ее отдельных элементов, а для стреловых кранов и с целью проверки их грузовой устойчивости. Статические испытания производятся нагрузкой на 25%, превышающей номинальную грузоподъемность машины.
Для статических испытаний кран устанавливается над опорами подкрановых путей, а его тележка в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Крюк с грузом поднимается на высоту 200—300 мм ив таком положении выдерживается в течение 10 мин. Затем груз опускается и проверяется величина остаточной деформации металлоконструкции крана с помощью отвеса, подвешиваемого к крану на тонкой проволоке. По окончании испытаний отвес должен занять прежнее положение, что свидетельствует об отсутствии остаточных деформаций и о нормальной работе металлической конструкции.
Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов производится при наименьшем и наибольшем вылетах стрелы с соответствующей для этих вылетов нагрузкой. Периодическое испытание производится только в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. Краны, имеющие грузоподъемность, не зависящую от величины вылета, испытываются-при наибольшем вылете. Во всех случаях испытания стреловых кранов их поворотная часть устанавливается в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Результаты статических испытаний считаются удовлетворительными, если при выдержке груза на весу в течение 10 мин не наблюдается самопроизвольного опускания груза, не обнаруживается остаточная деформация, не наблюдается потеря устойчивости у стреловых передвижных кранов и не обнаруживается повреждений грузоподъемной машины.
Машина, выдержавшая статические испытания, подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механизмов машины и тормозных устройств. При этих испытаниях проводится повторный подъем и опускание груза, на 10% превышающего грузоподъемность машины (правила Гос-гортехнадзора допускают также проведение динамических испытаний номинальной нагрузкой), а также проверяются действия всех других механизмов машины при их раздельном движении. Механизмы подъема груза и стрелы, рассчитанные на подъем и опускание стрелы с грузом, проверяются под нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы.
Одновременно с динамическими испытаниями механизмов машины и их тормозов проверяется действие конечных выключателей моста, тележки и т. д. действие конечных выключателей механизма подъема грузозахватного органа и механизма подъема стрелы проверяется без груза.
При наличии опасных дефектов, могущих стать причиной несчастного случая, работа грузоподъемной машины не разрешается.
Контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляется инспекцией Госгортехнадзора и инженером по техническому надзору, назначенным администрацией предприятия, эксплуатирующего машины. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин на предприятии производится инженером по техническому надзору в присутствии лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемной машины.
Для проведения работ по перемещению грузов кранами и другими подъемными механизмами в помощь крановщику назначаются стропальщики (такелажники, зацепщики), прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены. Перед началом работы крановщик и стропальщик обязаны убедиться в исправности крана и грузозахватных устройств. При подъеме груза стропальщик должен следить, чтобы грузовые канаты находились в вертикальном положении, не допуская подтаскивания груза при косом натяжении каната. Перед перемещением груза его следует предварительно поднять на 200—300 мм и проверить равномерность натяжения стропов и надежность обвязки груза. Если вес поднимаемого груза близок к грузоподъемности крана, то груз следует поднять на 100 мм и выдержать в течение нескольких минут, чтобы убедиться в надежности строповки груза, исправности тормозов и устойчивости крана и только после этого можно продолжать подъем и перемещение груза.
В особенно опасных случаях (как, например, работа под линией электропередачи, работа у котлована, траншеи и т. п., подъем груза двумя кранами, подъем крупногабаритных грузов с высоким расположением центра тяжести ит. п.) работа может производиться только под непосредственным руководством и наблюдением лица, ответственного за безопасное перемещение грузов кранами.
При производстве работ по подъему и перемещению грузов правилами Госгортехнадзора запрещается поднимать груз, вес которого превышает грузоподъемность машины или вес которого неизвестен, но имеются основания считать, что он может превысить номинальную грузоподъемность. Нельзя поднимать груз, засыпанный землей, примерзший к земле и укрепленный болтами или залитый бетоном, а также грузы, находящиеся в неустойчивом равновесии, подвешенные за один рог двурогого крюка, находящиеся в таре и заполняющие ее выше бортов. Не разрешается стропальщику или подсобным рабочим находиться на перемещаемом грузе или под поднятым грузом.
Необходимую надежность и долговечность подъемно-транспортных машин, работающих часто в условиях влажной и запыленной или загазованной среды, можно обеспечить только квалифицированным, регулярным техническим обслуживанием.
Одним из наиболее важных мероприятий технического обслуживания, влияющим на долговечность трущихся элементов, является смазка машин. Назначение смазки — уменьшение трения и износа деталей, предохранение от коррозии, отвод тепла от зон трения. Выбор масла или консистентной смазки производится в соответствии с отраслевой нормалью ПТМ 13—62 «Смазочные материалы подъемно-транспортных машин» в зависимости от конструкции узла трения, условий н режима работы машины. Так как в грузоподъемных машинах доступ к элементам, требующим смазки, обычно затруднен, то в них применяется главным образом закладная или централизованная смазка. Жидкие масла применяются в основном для смазки закрытых зубчатых и червячных передач.
Густая смазка наносится на открытые зубья передач и другие детали вручную; для смазки закрытых узлов широко используются колпачковые масленки и пресс-масленки, а также централизованная подача густой смазки одновременно к многим точкам (до нескольких десятков) насосом с ручным или механическим приводом и автоматическими дозаторами. Жидкая смазка подается самотеком, капельным способом, разбрызгиванием при заливке масла в картер редуктора или двигателя. Для подачи из картера к нужным точкам и при наличии большого числа точек применяется циркуляционная смазка под давлением с помощью насоса и системы трубопроводов, что обеспечивает обильную смазку и хорошее охлаждение узлов трения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие требования к грузоподъемным машинам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы