Ходовая часть автомобиля работает в тяжелых условиях.
Влияние углов установки управляемых колес на экономичность автомобиля выражается в том, что с увеличением углов развала и схождения колес уменьшается путь свободного качения автомобиля (увеличивается сопротивление перекатыванию автомобиля).
Проведенные исследования показали, что при увеличении схождения колес в автомобиле «Москвич-401» с 2 до 16 мм путь свободного качения уменьшается на 45%, а расход топлива при скорости 30 км/ч увеличивается на 35%; при увеличении схождения с 2 до 26 мм путь свободного качения автомобиля уменьшается более чем в два раза, а расход топлива увеличивается на 62% по сравнению с первоначальным.
На рис. 106 показан график зависимости относительного износа протектора покрышки от углов увода б и развала колеса а, полученных при испытаниях шин на беговом барабане. За 100% принят износ шины при движении ее без увода и развала. Как следует из графика (рис. 106), с увеличением угла увода колеса, вызванного увеличением схождения и эластичностью шины, происходит резкое сокращение срока службы протектора.
При техническом обслуживании автомобиля проверяют состояние и крепление всех деталей передней оси и подвески, углы установки управляемых колес, состояние и крепление рамы, подшипников и дисков колес. При необходимости производят крепежные, регулировочные и смазочные работы и замену изношенных .деталей. Особое внимание обращают на состояние и регулировку деталей и механизмов, от которых зависит безопасность движения.
В грузовых автомобилях проверяют и регулируют схожде-колес и предельные углы поворота колес. Для выявления и устранения изгиба и скручивания балки передней оси, от которых может произойти изменение углов наклона шкворня и развала колес, периодически проверяют геометрическую форму балки передней оси и при необходимости производят ее правку.
В легковых автомобилях с независимой подвеской управляемых колес регулируют развал колес, углы продольного и поперечного наклона шкворней, схождение и предельные углы поворота колес.
Принцип действия приборов, служащих для замера углов наклона шкворня, основан на косвенном определении этих углов по указанной зависимости. При постоянной величине угла поворота колеса (i9’ = const) после предварительной градуировки шкал углы р и v определяют без дополнительных пересчетов.
Углы установки управления колес (углы развала и схождения) проверяют на специально оборудованной площадке или с помощью комплекта приборов ГАРО, позволяющего замерять все углы установки колес с независимой подвеской. В комплект приборов ГАРО входят раздвижная линейка для проверки схождения колес, прибор для определения углов развала колес, поперечного и продольного наклона шкворня и два измерителя углов поворота колес.
Прибор для определения углов развала колес, поперечного и продольного наклона шкворня состоит из металлического корпуса, в который вмонтировано четыре уровня, два из которых (не имеют шкал) расположены на тыльной стороне прибора и предназначены для первоначальной установки прибора. Два других уровня расположены на лицевой стороне под прямым углом и имеют шкалы в градусах, по которым отсчитываются углы развала колес, поперечного и продольного наклона шкворня.
Чтобы проверить угол развала колес, автомобиль устанавливают на горизонтальной площадке для движения по прямой и нагружают до нормы. Прибор крепят к проверяемому колесу установочными уровнями вверх и при помощи шаровой головки устанавливают его в горизонтальное положение (кромка прибора должна быть параллельна колесу). Затем автомобиль neper катывают на половину оборота колеса так, чтобы шкала прибора повернулась на 180°, и производят отсчет угла развала колеса.
После этого колесо поворачивают влево на 20б от нулевого деления шкалы (на 40° по указателю шкалы левого колеса) и определяют углы наклона шкворня, а также угол поворота правого колеса при повороте левого на 20°. Затем прибор устанавливают на правом колесе и выполняют те же операции, что и в первом случае.
В настоящее время трестом ГАРО выпускается оптический стенд модели 1119 для проверки углов установки передних колес автомобилей. Стенд состоит из трубчатой станины, устанавливаемой на трех стойках впереди стоящего автомобиля (параллельно его передней оси), двух микроскопов, закрепленных на концах станины, и двух зеркальных рамок (отражателей), которые устанавливают на передние колеса проверяемого автомобиля.
В нижней части каждого из микроскопов имеется площадка с двумя шкалами (вертикальной — для замера развала и горизонтальной — для замера схождения и угла поворота колес) и зеркало. Каждая зеркальная рамка имеет три зеркала: среднее зеркало располагается параллельно продольной плоскости колеса, а крайние зеркала образуют со средним угол в 20°. В окуляре микроскопа одновременно видны шкала прибора, отраженная зеркалом, и две взаимно перпендикулярные линии АА и ВВ, нанесенные на объективе микроскопа. Положение этих линий по отношению к шкалам 1 позволяет проверить правильность углов развала и схождения колес. Для определения угла продольного наклона шкворня колесо поворачивают влево на 20° и замеряют величину угла развала, а затем — вправо на тот же угол и снова замеряют угол развала. Сложив полученное значение углов развала и разделив сумму на 40, получают величину угла продольного наклона шкворня в градусах.
Для перевода полученных значений углов в миллиметры необходимы дополнительные подсчеты. Достоинство данной установки— высокая точность замеров углов (±5°). Недостаток — большое количество хрупких деталей, а также сравнительно сложный подсчет продольного наклона шкворня и схождения колес.
При замере схождения колес могут быть допущены значительные ошибки, если не будут точно определены места замера и величина схождения для данных мест замера. Это объясняется тем, что автомобильные заводы рекомендуют определять схождение, используя разные места—внутренние края ободов, боковые поверхности шин или тормозных барабанов.
При замере схождения колес линейку раздвигают так, чтобы ее длина на 50—100 мм превышала расстояние между шинами передних колес, установленными для движения автомобиля по прямой. Затем линейку располагают между шинами передних колес (спереди оси) в горизонтальном положении (концы цепочек располагают на одинаковом расстоянии от пола), а передвижную шкалу закрепляют в нулевом положении (рис. 107, а). Автомобиль перекатывают вперед, пока линейка не окажется позади оси на том же уровне. Под усилием пружины концы линейки разойдутся и указатель покажет величину схождения колес.
Регулировка схождения колес у автомобилей с независимой подвеской производится изменением длины правой и левой рулевых тяг. Углы поворота колес регулируют болтами, которые упираются в стойку подвески.
Для регулировки схождения колес грузовых автомобилей необходимо ослабить стяжные болты, зажимающие наконечники поперечной рулевой тяги, и, вращая рулевую тягу газовым ключом, установить требуемую величину схождения колес.
В автомобилях ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др., имеющих изогнутую поперечную рулевую тягу, регулировка схождения колее производится вращением наконечников тяг. Резьба на правом наконечнике тяги имеет шаг 1,5 мм, а на левом конце — 2 мм, что Дает возможность регулировать схождение колес с точностью До 0,5 мм.
Рессоры и амортизаторы. При техническом обслуживании проверяют состояние и крепление стремянок, рессор, хомутиков рессор, пальцев рессор, картера и соединений тяг амортизаторов. Периодически (в зависимости от условий эксплуатации) производят смазку сочленений передней и задней подвесок автомобиля, листов рессор, а также проверяют уровень жидкости в амортизаторах. Для смазки рессор применяют смазку графитную (ЦСА, ГОСТ 3333—55) или смесь, состоящую из 30% солидола, 30% графита (порошок) и 40% трансмиссионного летнего масла. Перед смазкой рессоры необходимо разгрузить, раздвинуть листы рессор специальными струбцинами и после этого шприцом или пневматическим пульверизатором ввести смазку между листами. Одновременно со смазкой рессор проверяют уровень жидкости в амортизаторах и при необходимости доводят его до нормы. Для амортизаторов применяют веретенное масло АУ (ГОСТ 1642—50) или смесь, состоящую из 50% трансформаторного и 50% трубинного масла. В автомобилях ГАЭ-53А в амортизаторах, где рекомендуется заливать жидкость АМГ-10 (ГОСТ 6794—53), нужно строго соблюдать уровень жидкости.
Рама автомобиля. Периодически проверяют состояние рамы, крепление поперечин и кронштейнов, плотность заклепочных соединений и подтягивают ослабевшие заклепки, при необходимости раму красят.
Следует заметить, что появление ржавчины на лонжеронах и поперечинах рамы, подвергающихся циклическим нагрузкам, воспринимаемых этими деталями, значительно снижает усталостную прочность металла и может явиться причиной поломки рамы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание ходовой части"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы