Надежность и долговечность работы коробок передач и раздаточных коробок в значительной степени зависят от правильной регулировки сцепления, жесткости валов и работоспособности подшипников.
Анализ изиосов подшипников коробок передач и раздаточных коробок показывает, что большинство из них выходит из. строя вследствие износа поверхностей качения, образования чрезмерно больших радиальных и осевых зазоров и усталостных выкрашиваний. Износ поверхностей качения подшипников обусловливается прежде всего действием продуктов износа шестерен, грязи й воды, попадающих в смазку. Срок службы подшипников также сокращается при биении вторичного вала, которое вызывается дисбалансом карданной передачи и центрального тормоза; при перекосах, обусловленных неточностью изготовления и неправильным монтажом их; при нарушении посадки подшипников, а также повреждается при неправильном демонтаже и монтаже их. Для устранения дефектов необходимо применять специальный инструмент (съемники, оправки и др.). Перед установкой подшипник предварительно промывают а керосине и окончательно в бензине с добавкой 5—6% легкого минерального масла.
Большое влияние на долговечность подшипника оказывает величина радиальных зазоров. Снижение долговечности подшипника при больших радиальных зазорах происходит вследствие перераспределения нагрузки между шариками, колебания шариков и колец, роста амплитуд деформаций колец. Это приводит к перераспределению нагрузки между опорами валов и нарушению зацепления шестерен, в результате чего увеличивается напряжение в зубьях шестерен и ускоряется процесс изнашивания их. При малых зазорах срок службы подшипника также сокращается вследствие тепловых явлений и ухудшения режима смазки.
Для решения вопроса о пригодности подшипников качения к дальнейшей работе их подвергают наружному осмотру, замеряют износ, проверяют на шум и легкость вращения (производится сравнение с эталонным подшипником).
Замером проверяют осевое перемещение внутреннего кольца по отношению к наружному (для нерегулируемых шариковых подшипников), радиальный зазор (для нерегулируемых роликовых подшипников с цилиндрическими роликами) и посадочные места. Последняя проверка производится при наличии заметного на глаз истирания колец, появившегося вследствие проворачивания их во время работы.
Результаты замеров сравнивают с данными технических уело-ий на контроль и выбраковку подшипников.
Основными эксплуатационными дефектами шестерен коробок передач и раздаточных коробок являются износ зубьев, выкрашивание, отслаивание и накатывание рабочих поверхностей зубьев. При выкрашивании зубьев на их рабочей поверхности появляются незначительные углубления. Это происходит в результате чрезмерно высоких касательных напряжений от среза и расклинивающего действия смазки, попадающей в микротрещины. Отслаивание характеризуется отделением с поверхности зубьев частиц металла больших, чем при выкрашивании. Основная причина отслаивания — перегрузка шестерен. Накатывание характеризуется задиранием и деформацией всей рабочей поверхности зуба, причиной которого является работа шестерен без смазки или применение смазки низкого качества.
Основные неисправности коробок передач и раздаточных коробок следующие: шум при работе, произвольное выключение передач на ходу, тугое включение передач и чрезмерный нагрев коробок.
Шум при работе возникает в результате износа зубьев шестерен или подшипников, большого продольного перемещения валов, недостаточного количества масла в картере или слишком жидкого масла, ослабления крепления коробки с двигателем, износа шлицев на шестернях и валах.
Произвольное выключение передач на ходу происходит вследствие износа зубьев шестерен, ослабления или поломки пружин фиксатора, разработки выточек на ползунах переключения, сгибания вилок переключения.
Включение передач требует большого усилия в случае применения густого масла, загрязнения направляющих ползунов, погнутости ползунов и валов коробки, заедания рычагов переключения и фиксаторов.
Чрезмерный нагрев коробки передач может быть при малом уровне масла в картере, слишком жидком масле, тугой затяжке или разрушении подшипников.
Уход за коробками передач и раздаточными коробками. При проведении первого технического обслуживания необходимо проверять крепление коробки передач к картеру сцепления и постоянно поддерживать нормальный уровень масла. При втором техническом обслуживании (для грузовых автомобилей) и при переходе с летнего сезона эксплуатации на зимний и наоборот (для легковых автомобилей) необходимо менять смазку в картере коробки передач и раздаточной коробке. При полной смене смазки картер коробки передач и воздушные каналы сапуна (автомобили ГАЗ-5ЭА и ЗИЛ-130) промывают керосином. Магнит в сливной пробке при смене масла необходимо очищать.
Для качественной промывки картера коробки и шестерен рекомендуется поднять одно из ведущих колес домкратом, включить первую передачу,- и проработав на малых оборотах двигателя 1—2 мин, слить керосин. Для коробок передач применяется летнее или зимнее трансмиссионное масло ТАП-15 или ТАП-10 (ГОСТ 8412—37). Для коробок передач, имеющих масляный насос (автомобили МАЗ и ЯАЗ), летом применяют масло МК-22, а зимой — МС-14.
Периодически производится проверка осевого и радиального перемещений ведомого вала коробки передач и затяжки гайки крепления фланца на заднем конце вторичного вала. При значительной величине радиального люфта или осевом перемещении вала более 0,5 мм необходимо снять крышку коробки передач и устранить причину повышенного осевого или поперечного перемещения вала. Затяжка гайки крепления фланца производится динамометрической рукояткой; момент затяжки равен 20 кГм.
В легковых автомобилях, у которых рычаг переключения передач расположен на рулевой колонке, длина промежуточных тяг регулируется так, чтобы согласовать положение шестерен коробки с положением рычага переключения передач.
Необходимо периодически проверять полноту включения скользящей муфты привода переднего моста и шестерен передач. Правильного положения скользящей муфты шестерен включения передач достигают изменением длины регулируемых тяг, соединяющих рычаги управления раздаточной коробкой с ползунками.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание коробки передач и раздаточной коробки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы