При техническом обслуживании автомобиля проверяют давление масла в системе смазки, производят доливку и при необходимости смену смазки, промывку и проверку состояния фильтров грубой и тонкой очистки масла, очистку и проверку действия маслоочистителя с гидрореактивным приводом.
При снижении давления масла в системе смазки работающего двигателя до 1 кГ/см2 он должен быть немедленно остановлен для выявления и устранения причин, вызвавших снижение давления масла. Причины могут быть следующие: недостаточный уровень масла в картере двигателя; двигатель перегрет или масло разжижено топливом, большие зазоры между шейками вала и вкладышами; переворачивание вкладыша шатунного подшипника; износ деталей масляного насоса (шестерен или корпуса); заедание редукционного клапана в открытом положении; потеря упругости пружины редукционного клапана; заедание клапана в открытом положении и др. В автомобильном двигателе расход масла складывается из двух составляющих: а) расход на периодическую смену; б) расход на долив. Расход масла на смену обусловливается необходимостью периодического обновления вследствие изменения физико-хими-ческих констант масла в процессе работы, т. е. старения, загрязнения различными примесями, разжижения топливом, окисления и осмоления, вырабатывания присадки и пр.
Расход масла на долив обусловлен тем, что в процессе работы масло частично попадает в камеру сгорания (через неплотности в цилиндро-поршневой группе, направляющие втулки клапанов, систему замкнутой вентиляции) и выгорает. Неплотности в системе смазки и утечка масла через них также компенсируется доливом.
Таким образом, уменьшение расхода масла может быть достигнуто как снижением расхода на смену (увеличение периодичности смены), так и снижением расхода на долив.
На повышение срока службы масла в картере двигателя и уменьшение его расхода на смену и долив большое влияние оказывает качество применяемых масел и топлива, состояние цилиндро-поршневой группы двигателя, правильная регулировка элементов системы питания и приборов зажигания, высококачественный уход за воздухоочистителем, фильтрами грубой и тонкой очистки масла, условия пуска двигателя, дорожные условия и режим эксплуатации автомобиля. Поэтому оптимальная периодичность смены масла должна устанавливаться с учетом этих факторов.
Большое влияние на срок службы масла в картере двигателя оказывает качество работы фильтров тонкой очистки масла. Эти фильтры не только очищают масло от механических примесей, но также частично снижают его кислотное число вследствие адсорбирования органических кислот, содержащихся в масле, высокомолекулярными соединениями, улавливаемыми фильтрами.
Показателем качества работы фильтрующего элемента, по которому можно ориентировочно установить срок его смены в двигателях, работающих на маслах без присадок, является цвет масла, определяемый методом капельной пробы или мас-ломерным щупом. Одновременно со сменой фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки целесообразно производить смену смазки в картере двигателя и промывку фильтра грубой очистки масла. Масло лучше всего менять сразу же после остановки автомобиля, когда оно горячее и хорошо стекает со стенок картера, унося с собой механические примеси.
При смене масла необходимо промыть систему смазки двигателя и удалить осадки. В качестве промывочной жидкости применяют маловязкое масло, смесь масла АК-Ю с дизельным топливом или дизельное топливо. После заполнения системы смазки на 3/4 ее емкости промывочной жидкостью двигатель должен проработать на оборотах холостого хода в течение 3—5 мин. Эффективность промывочных жидкостей может быть увеличена, если к ним добавить 10% ацетона или дихлорэтана.
Для механизации промывки системы смазки двигателей применяют специальные промывочные аппараты, у которых промывочная жидкость состоит из смеси 50% масла АС-5 и 50% уайт-спирита. Наиболее эффективна промывочная жидкость, состоящая из 90% уайт-спирита и 10% ацетона или дихлорэтана. Фильтр грубой очистки масла промывают керосином с помощью шприца.
Основные правила ухода за ЦМО заключаются в следующем: после пробега автомобиля 1,5—2 тыс. км необходимо очищать ротор от отложений (толщина слоя отложений не должна превышать 15—18 мм)\ в случае засорения отверстий жиклеров, установленных в бобышках днища корпуса ротора, очищать их деревянной палочкой или продувать сжатым воздухом, не нарушать заводскую балансировку ротора (для этого при сборке совмещать риску на корпусе с риской на крышке ротора); после сборки проверять легкость вращения ротора от руки (момент затяжки гайки крепления крышки должен быть равен 4 кГ-м). После окончательной сборки ЦМО необходимо проверять его работу следующим образом: при прогретом двигателе (75 °С), при высоком числе оборотов коленчатого вала двигателя (1800— 2000 об/мин) и при быстрой остановке двигателя ротор ЦМО должен вращаться в течение 2—3 мин.
Следует заметить, что у двигателей с центробежным масляным очистителем масло всегда темнее по сравнению с маслом двигателей, у которых оно очищается фильтрующими элементами АСФО. Поэтому в этих двигателях цвет масла не может служить оценочным критерием, по которому определяют сроки его смены.
Уход за вентиляцией картера заключается в периодической проверке плотности соединений трубопроводов, регулярной очистке их от смолистых отложений и промывке фильтра вентиляции.
При нарушении герметичности соединений в системе вентиляции в картер двигателя засасывается пыль, что вызывает повышенный износ двигателя, а загрязнение трубопроводов системы вентиляции — повышение давления в картере и, как следствие, течь масла через сальники и прокладки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание системы смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы